В военно-патриотическом воспитании можно выделить два основных компонента. Первый и основной - социально-педагогический - базируется на позитивных мировоззренческих взглядах, которые, в свою очередь, опираются на социальные, исторические, нравственные и политические реалии нашего общества. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, интересами, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке обучающихся к делу защиты Отечества.
Второй компонент военно-патриотического воспитания - практический - характеризуется конкретной направленностью. Он призван обеспечить глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы. Это формирование основных качеств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ, в органах МВД.
Основой содержания второго компонента воспитания является привитие любви к Отечеству, верности гражданскому и воинскому долгу, воспитание таких качеств, как честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.
Наша задача заключается в создании однородного, сплоченного военно-патриотического объединения, каждый член которого должен быть образцово подготовлен в плане мировоззрения и физически, служа примером для сверстников.
Участие школьников в работе военно-патриотического объединения способствует формированию у молодежи высокой социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей, а также повышению общего культурно-образовательного уровня детей и подростков, организации их досуга, созданию единого и сплоченного коллектива.
Цели создания военно-патриотического объединения:
развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств и умений и готовности к их активному использованию в различных сферах жизни, верности конституционному и воинскому долгу, высокой дисциплинированности и ответственности, уважения к родному городу, его жителям и гостям;
подготовка к службе в рядах Вооруженных Сил РФ;
сохранение и повышение военного, научного, духовного, интеллектуального потенциала России;
профориентационная работа. Задачи:
организация и проведение занятий по разделам: история отечества, основы правовых знаний, огневая, техническая, физическая подготовка, основы военной топографии, гражданская оборона и т. п.;
привлечение специалистов из общественных организаций города, военкомата для занятий с подростками и ориентации их на поступление в академии, вузы, колледжи МВД, ФСБ и другие учебные заведения;
планомерная работа по созданию из членов объединения команд для участия в общегородских мероприятиях военно-патриотической направленности;
реализация досуговой деятельности, направленной на расширение кругозора учащихся, их физическое развитие;
отвлечение от "дурного" влияния улицы, вредных привычек. Основные методы реализации:
использование материально-технической и учебной базы образовательного учреждения (далее - ОУ);
привлечение специалистов и преподавателей по практическим дисциплинам (огневая, строевая, физическая, техническая подготовка и т. п.);
привлечение специалистов и преподавателей из ГИБДД для организации и проведения теоретических и практических занятий по правилам дорожного движения;
проведение внутренних спортивных мероприятий и участие в спортивных мероприятиях городского масштаба;
организация комнаты боевой славы в ОУ;
Права и обязанности членов школьного военно-патриотического объединения
организованное посещение городского музея, музея боевой славы;
проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, афганской и чеченской кампаний;
участие в торжественных мероприятиях и праздниках школы, города;
организация занятий по ориентированию в городе и на пересеченной местности с выездом за город, по карте, без карты.
Военно-патриотическое объединение"Защитники Отечества" - добровольное объединение учащихся 5-11-х классов, желающих участвовать в общественной жизни ОУ; изучать основы военного дела, историю армии и флота; заниматься военно-прикладными видами спорта; туризмом; учиться оказывать медицинскую помощь; участвовать в соревнованиях военно-спортивного характера; развиваться физически и расти духовно.
Обязанности членов объединения:
уважать честь и достоинство ближнего;
помогать ближнему в беде;
соблюдать нормы поведения;
соблюдать технику безопасности при выполнении задания;
добросовестно выполнять требования и поручения руководителя объединения;
стремиться стать участником сборной команды объединения;
добросовестно и регулярно посещать занятия объединения. Права членов объединения:
высказывать мнение по вопросам работы объединения и быть услышанным;
избирать и быть избранным командиром объединения;
покинуть ряды объединения при нежелании участвовать в его работе.
В рамках участия в работе школьного военно-патриотического объединения"Защитники Отечества"учащиеся посещают теоретические и практические занятия, получают знания по предмету ОБЖ, основам военной службы, физического воспитания:
теоретические занятия по разделам: "История Отечества","История армии и флота","Полководцы России", "Школа безопасности", "Туристическая подготовка", "Уставы вооруженных сил";
практические занятия по разделам: "Действия при авариях природного и техногенного характера", "Оказание первой медицинской помощи", "Строевой устав и его практические разделы", "Огневая подготовка", общефизическая подготовка;
основы ориентирования: работа с картой и компасом; определение расстояний; определение высоты; определение сторон горизонта по солнцу и звездам; определение сторон горизонта по растениям и поведению животных; определение сторон горизонта по рельефу, почвам, ветру, снегу, постройкам, звуку, свету, следам;
автономное существование и выживание: первая помощь; поиск и очистка воды; животный и растительный мир; охота и рыбная ловля; стихийные бедствия;
пеший поход: подготовка к походу; преодоление препятствий; привал; заготовка дров; разведение костра; личная гигиена (уход за телом, одеждой, обувью); питание.
Содержание занятий представлено в таблице.
Разделы | Темы |
Занятия по ОБЖ | |
Общественная безопасность | Общество как целостная система. Социальные связи, взаимодействия и отношения. Системный анализ общественной жизни. Система общественной безопасности. Организации, обеспечивающие внутреннюю и внешнюю безопасность России. Право, личность, общество. Взаимодействие государства и права. Сущность права. Основные признаки права. Право в системе социальных норм. Нормы права. Понятие и виды чрезвычайных ситуаций. Типология и особенности чрезвычайных ситуаций. Влияние на человека и общество чрезвычайных ситуаций. Сигнал "Внимание всем!" |
Личная безопасность | Понятие и виды экстремальных ситуаций. Типология и особенности экстремальных ситуаций. Влияние их на человека и общество. Выход из экстремальной ситуации. Информационная защита. Оценка информации. Средства массовой информации. Выбор средств информации. Прогнозирование. Защита от безработицы. Психология безработного. Выбор работы и проверка работодателя. Права полиции в отношении граждан. Поведение при проверке, задержании, обыске. Стрессовые состояния и их влияние на поведение человека. Способы преодоления психической напряженности. Динамика развития эмоциональных состояний. Коммуникация, роль и значение в жизни человека. Построение информации, мотивы, конфликтология. Наркомания в современном мире. Терминология и классификация наркотических средств. Установление факта употребления наркотических средств. Табакокурение как проблема современного общества. Алкоголизм как социальное заболевание и его последствия для семьи и общества. Правильное питание. Роль и значение физического воспитания. Создание семьи как важная социальная потребность |
Занятия по военной истории России | |
Предмет военной истории. Краткая летопись военной истории. Русская армия и военное искусство в истории страны. Великая Отечественная война, ее ход и последствия. Локальные войны, межнациональные конфликты. Организация вооруженных сил и военное строительство в период с 1945 по 2007 г. Российские ордена, наградные медали и коллективные боевые награды. Выезды и экскурсии к местам боевой славы | |
Занятия по духовно-нравственному воспитанию | |
Духовная природа человека. Проблема добра и зла. Идеал. Самовоспитание. Совесть как всеобщий естественный закон. Нравственность и этика. Нравственность и человек. Творчество как способ осмысления жизни. Музыка, живопись, литература как виды искусства. Массовая культура. Защита духовных и нравственных ценностей. Культурологическая безопасность. Защита личности как носителя духовных и нравственных традиций. Культура в общественной системе. Общество и культура. | |
Структура культуры. Социальные нормы. Формы культуры. Посещение музеев, выставок, картинных галерей, театров, музыкальных залов и консерватории. | |
Общеоздоровительное направление | |
Комплексы физических упражнений, направленные на развитие координации, выносливости, гибкости,силы и ловкости. Комплексы упражнений корригирующей направленности. Предупреждение плоскостопия. Общее закаливание организма. Занятия на природе. Гигиеническая гимнастика | |
Прикладное физическое воспитание | |
Раздел прикладной акробатики включает изучение основных восьми элементов: падение вперед, падение вбок, падение назад, перекат боком, кувырок вперед через плечо, кувырок вбок, кувырок назад, через плечо, кувырок боком через бок "зашагивание”. Соединение восьми элементов в связках и комплексах. Изучение прикладной акробатики в трех уровнях положений тела: нижний уровень (положение страховки); средний уровень (положение снайпера с упором на колено); высокий уровень (положение верхней стойки). Акробатика в парах как элемент борьбы и рукопашного боя в положении нижней страховки.Тестирование по прикладной акробатике. Изучение основных бросков прикладного вида борьбы самбо:подножки, зацепы, подхваты, подбивы, подсечки, броски через бедро, спину, голову, болевые приемы и т. д. Прикладной вид плавания содержит курс обучения навыкам специального передвижения на воде и плавания в сложных условиях; безопасность в водной среде; плавание в различных условиях (ночь, шторм, мышечные судороги, сильное течение и т. д.); подводное плавание; специальная техника передвижения; помощь пострадавшему на воде (подплывание, поиск под водой, освобождение от захватов, буксировка, выход с пострадавшим из воды) | |
Специальное физическое воспитание | |
Русская система рукопашного боя | Русская система рукопашного боя включает в себя: теоретический раздел по возникновению, истории и концепции системы; практические занятия: освобождение от различных захватов через бросковую технику боевого вида самбо; |
Огневая подготовка | Огневая подготовка включает обучение приемам и технике обращения с оружием, обучение практическим основам "пулевой стрельбы”: правила обращения с оружием, меры безопасности при пользовании оружием и проведение стрельб в тире; |
Школьники также привлекаются к участию в выездных учебно-оздоровительных лагерях. Цель – продолжение учебно-воспитательной деятельности с детьми и подростками в условиях природы и активного отдыха. Основным содержанием программы являются практические закрепления знаний по курсу выживания в условиях автономного существования, военизированные и спортивно-прикладные игры на местности, культурно-развлекательные мероприятия, краеведение и свободный творческий процесс активного отдыха.