"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим"
Б.М. Неменского
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и требованиями современной перестройки системы образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию изобразительного искусства и трудового обучения в общеобразовательной школе.
Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, дальнейшее развитие традиций народного искусства в рамках регионального компонента. Культурное наследие копилось веками. Многое ушло, было забыто. Сегодня мы осознали, сколь много было потеряно там, где забыты местные традиции.
Как педагога, меня особенно интересует проблема художественно-эстетического воспитания учащихся. Оно направленно на развитие у детей способности чувствовать и понимать красоту в природе, искусстве, воспитании художественного вкуса. С этой точки зрения считаю плодотворной взаимосвязь образовательных областей "Технология" и "Искусство". С одной стороны, изучение традиционных художественных промыслов, в том числе местных ремесел, овладение художественными навыками приобщают детей к народно-прикладному искусству, воспитывает эстетическое отношение к действительности; с другой, полученные знания и навыки могут помочь им в дальнейшем стать конкурентоспособными на рынке труда. Ведь народные художественные промыслы возникли тогда, когда люди, которые занимались одним видом ремесла, изготовляли те или иные изделия не только для собственных нужд, но и для рынка..
Объекты труда, выполняемые на уроках технологии, я рассматриваю как средство художественно - эстетического воспитания школьников. В большинстве случаев эти изделия имеют практическое применение, и знание «законов красоты» позволяет создавать вещи, имеющие свой стиль и художественный образ. Изготовление своими руками полезных и красивых предметов быта и одежды делает уроки технологии в глазах учащихся интересными и полезными.
Учить ребенка радостно, без принуждения возможно, если в своей работе использовать инновационные технологии. В настоящее время существует значительное количество разнообразных образовательных технологий
Изучив современные образовательные технологии, я выбрала для себя следующие:
Игровая технология.
Технология уровневой дифференциации.
Проектная технология.
Компьютерная технология.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-ым и 2-ым классами. В 4-ом классе я провела простой эксперимент. Для этого взяла два урока математики на одну тему. Один урок провела в традиционной форме, другой – в игровой. После опроса учащихся 100% учеников выбрали урок в игровой форме как наиболее интересный. В то же время усвоение учебного материала улучшилось на 28%. Более того, на переменах дети продолжили игру по сюжету урока. В начальной школе помимо игровой технологии можно использовать технологию уровневой дифференциации, предполагающую разделение (расслоение) целого на части, формы, ступени. Технология эта знакома многим учителям, и в ней есть много положительных моментов, в числе которых назову следующие:
исключаются неоправданные и нецелесообразные уравниловка и «усреднение» детей;
у учителя появляется больше возможностей помогать слабым ученикам и уделять больше внимания сильным;
осуществляется желание сильных учащихся быстрее продвигаться в образовании;
в группе, в которой собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться;
главный ориентир – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
Однако не все педагоги учитывают такие отрицательные аспекты технологии:
деление детей по уровню развития негуманно;
слабые лишаются возможности тянуться за более сильными;
бывают случаи, когда в разряд слабых переводятся неординарные дети;
понижается уровень мотивации учения в слабых группах.
Один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата – метод проектов. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе решения им той или иной интересующей его проблемы. Обучая учащихся действовать в пределах проектной технологии, учитель стимулирует обучение детей, учит их самостоятельно получать знания из различных источников, пользоваться этими знаниями в жизни, развивает у детей навыки аналитического, критического и творческого мышления.
Работая по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Организовываю учебную деятельность, используя индивидуальные и коллективные формы работы. Также применяю развивающие игры и упражнения. В своей практике широко распространяю поисковые, исследовательские методы обучения.
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучение искусства и является необходимым условием формирования личности. Урок стараюсь строить так, чтобы развить у детей умения и навыки. Формированию культуры восприятия в младших классах способствуют такие приемы, как драматизация, сюжетно – ролевые и творческие игры.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Мне интересно использовать на своих уроках компьютер и мультимедийную установку. Тем самым повышаю результативность урока и заинтересованность детей к изобразительному искусству. На занятиях использую свои презентации и готовые из Интернет
Здоровьесберегающие технологии на уроке ИЗО.
Приоритетными направлениями в моей работе стали:
1) Сохранение и укрепление здоровья школьников.
2) Воспитание внутренней потребности вести здоровый образ жизни.
Моя задача, как учителя ИЗО уделить должное внимание этой проблеме. Это ввести в систему:
здоровьесберегающие техологии;
активные формы обучения.
На своих уроках применяю обязательно физминутки, обеспечиваю безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.
Игровые формы, применяемые мною на уроке ИЗО помогают здоровью ребенка:
подвижные игры (физкультминутки, игры в животных, игры на внимание);
игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры);
диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов;
ролевые игры.
Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения.
Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства.
Разрабатывая тот или иной проект, следует учитывать не только признаки и характерные особенности каждого из них, но и специфику учебной дисциплины, предметные задачи, заданные учебной программой. При составлении календарно-тематического плана стараюсь выделить ведущую тему (раздел), которые будут вынесены на проектирование. Далее формулирую темы, работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта. При определении перечня таких знаний и умений руководствуюсь программными требованиями. Кроме того, сами дети имеют возможность выбрать тему проекта, организационную форму. На протяжении всех занятий выступаю в роли консультанта и помощника, но не эксперта. Нацеливаю детей на проектную деятельность, сообщаю цели и методы работы над ними.
Создавая проект, учащиеся сами выбирают группу, где они смогут проявить себя, показать свои знания и умения. Уроки по программе Б. М. Неменского дают возможность мне применять проектную деятельность, начиная с 1-го класса.
Интересные проекты, дают интересные результаты. Проектные формы работы способствуют формированию коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ. А так же позволяют получать удовольствие от результата своей деятельности. Все проекты создаваемые детьми являются их маленькими победами в учебном процессе. Ребята активно вовлекаются в этот интересный процесс, начиная с эскиза и заканчивая итоговым результатом. Им нравиться защищать свои проекты, т. к. в них были вложены идеи, задумки и творческий потенциал.
На примере 1-ых классов, можно увидеть, как ребята стараются приобщиться к проектной деятельности уже на первых уроках. Они вспоминают те навыки и ту информацию, которая им уже была дана, и на этой основе воспринимают новую. Когда мы развиваем наблюдательность ребенка, то акцент делаем на форму тех или иных предметов, и создаем проект «Сказочный лес в разное время года». Перед детьми встают разные задачи, какая форма, какое время года, какой цвет. Они помогают ребенку задуматься, чтобы получить необходимую информацию. Создавая разные формы, он выбирает лучшее, и уже в группе вместе они создают общую композицию. Каждый урок можно построить на отдельный короткий проект, или серию уроков на средний.
Во 2 классе, когда мы проводим параллель между реальностью и фантазией, можно создать поисковый проект. Тогда ребята смогут найти в реальных вещах, ту фантазию, которую проявил художник в своей работе. И на основе этого создать свои творческие проекты.
Ребята могут использовать различные техники исполнения, так же различный материал. Это помогает детям выразить свою эмоциональную направленность, развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе. Разбирая темы по изобразительному искусству, в каждом классе составляю сетку проектов, которые могут выполняться на уроках.
Примеры таких проектов:
1- ый класс. "Яркие странички", создание страниц для книги о бабочках, о рыбах, о птицах, которые украшают орнаментами. Ребята готовят небольшие сообщения о различных видах и представляют свой проект. В физ. минутках можно использовать создаваемые образы.
2 – ой класс. "Сказки о борьбе теплого и холодного". Весна – это, какое время года теплое или холодное? На протяжении, нескольких уроков группы учащихся создают с помощью выразительных средств необходимое состояние в природе. И придумав сказку защищают свой проект.
3–ий класс. "Театр". Создание своего театра. Каждая группа детей, может подготовить свой спектакль.
4- ый класс. "Сказочное путешествие", проект, с помощью которого дети смогут узнать природу, характер построек, образ человека в разной среде. Ребятам нужно будет найти необходимую информацию и используя свои работы защитить.
Применяя метод проектов в начальной школе, уже закладываю фундамент для среднего и старшего звена. И когда ребенок перейдёт в старшие классы, он уже будет спокойней ориентироваться в потоке информации, и сможет найти аргументы в защиту своего проекта
Пример. Проект в 4 классе. "Хлеб – всему голова".
a. I этап . Виртуальная экскурсия на хлебокамбинат.
b. Определение цели, постановка задач.
c. II этап . Распределение по группам:
пословицы о хлебе;
от зернышка к колоску;
Хлеб на столе – счастье в семье.
d. Выполнение работы и защита проекта. В выполнение конкурсных работ, также применяем метод проекта
Таким образом, современные педагогические технологии в моёй работе, как учителя начальных классов, дают возможность:
повысить уровень профессионализма,
обеспечить благоприятные условия для развития личности ученика,
выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем,
с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом.
Инновационные технологии помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и применять на практике. В то же время эти технологии…
стимулируют у учащихся процесс познания нового,
формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений,
порождают стремление к самостоятельной деятельности,
формируют устойчивое внимание к предмету.
Закончить хотелось бы словами о том, что для учителя является главным.
Главное – это искры радости познания в глазах детей. Главное гореть самой, чувствовать, что ты можешь зажечь других, быть счастливой,когда твои ученики дарят тебе свой свет.