Начальные классы

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Разработки уроков

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Русский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Литература

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Английский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Немецкий язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Французский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

История

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Обществознание

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Биология

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

География

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Математика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

 

 

Часть 1 (XVII - XVIII вв.)

Планируемый результат: локализировать во времени (на основе знания хронологии) основные этапы и ключевые со­бытия отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время.

Умения: указывать даты событий, определять принадлеж­ность события к историческому периоду, этапу; прово­дить синхронизацию событий отечественной и всеобщей истории.

Что из названного ниже произошло в XVII в.?

1) Введение опричнины; 2) провозглашение России импе­рией; 3) церковная реформа патриарха Никона.


Задания повышенного уровня

1. Распределите перечисленные ниже события по столетиям.

1) Принятие Соборного уложения; 2) разделы Речи Посполитой; 3) окончание Северной войны; 4) церковная рефор­ма патриарха Никона; 5) восстание под предводительством Е. Пугачёва; 6) создание в России Академии наук.

Запишите соответствующие номера в строку ответов.


XVII в.

XVIII в.

 

 

 

□ Верный ответ: XVII в. — I, 4; XVIII в. — 2, 3, 5, 6.


2. Установите, о каком веке писал историк Н. Я. Эйдель- ман. Объясните, почему вы так думаете.

«Это была эпоха париков, карет, менуэтов, треуголок; эпо­ха разума, книг с очень длинными названиями, «Марсельезы» и гильотины; для России же это век, когда основан Петер­бург...»


Умение: излагать подходы к периодизации отечественной и всеобщей истории Нового времени (приводимые в учеб­нике), раскрывать отличительные черты отдельных перио­дов.


Задание базового уровня

В каком веке Россия «прорубила окно в Европу», обрела статус великой европейской державы?


Задания повышенного уровня

К какому времени историки относят начало новой исто­рии? С какими событиями это связывают?

Как называется период 1725—1762 гг. в российской истории? Каковы были его отличительные черты?


Планируемый результат: применять знание фактов для ха­рактеристики эпохи Нового времени, её главных процессов, явлений, ключевых событий.

Умение: указывать (называть) место, обстоятельства, участ­ников, результаты важнейших исторических событий отече­ственной и всеобщей истории.


Задания базового уровня

Санкт-Петербург был основан в правление:

1) Алексея Михайловича; 2) Петра I; 3) Анны Иоанновны; 4) Павла I.

Выход России в XVIII в. в Балтийское море связан с её победой в:

1) Северной войне; 2) Ливонской войне; 3) Семилетней войне; 4) Смоленской войне.

Какая из названных территорий была присоединена к России в царствование Алексея Михайловича?

1) Казанское ханство; 2) Левобережная Украина; 3) по­бережье Балтийского моря; 4) Крым.


Задания повышенного уровня

Какой свод законов содержал статьи, запрещавшие пере­ход крестьян от одного землевладельца к другому?

1) Русская Правда Ярослава Мудрого; 2) Судебник Ива­на III; 3) Соборное уложение Алексея Михайловича.

Кто из названных лиц был землепроходцем, первым от­крывшим пролив между Азией и Америкой?

1) И. Фёдоров; 2) Ф. Чохов; 3) С. Дежнёв.


Умение: группировать, систематизировать факты по заданно­му признаку.

Задание базового уровня

Один из этапов восстания Е. И. Пугачёва включал: 1) Медный бунт; 2) поход Ермака в Сибирь; 3) осаду Оренбурга; 4) «поход за зипунами».


Задания повышенного уровня

1. Современниками были:

1) Степан Разин и Ермак Тимофеевич; 2) Дмитрий По­жарский и Михаил Ломоносов; 3) патриарх Никон и прото­поп Аввакум.

2. Что из названного относится к преобразованиям Петра I в государственном управлении? Укажите два верных ответа.

1) Созыв Земских соборов; 2) учреждение Сената; 3) об­разование Верховного тайного совета; 4) замена приказов коллегиями.

3. Установите соответствие между именами исторических деятелей и событиями, к которым они причастны. К. каждой позиции первого столбца подберите соответствующую пози­цию из второго.

Деятель

События

А) Е. П. Хабаров

1) Созыв Уложенной комиссии

Б) М. В. Ломоносов

2) Присоединение к России Приамурья

В) Пётр 1

3) Ливонская война

Г) Екатерина II

4) Северная война

 

5) Создание Московского университета

 

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соот­ветствующими буквами.

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

4. Установите соответствие между именами деятелей куль­туры и видами искусства, которыми они занимались. К каж­дой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

Деятель

Виды искусства

А) В. А. Баженов

1) Живопись

Б) Ф. Г. Волков

2) Музыка

В) Ф. С. Рокотов

3) Театр

 

4) Архитектура

 

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соот­ветствующими буквами.

А

Б

В

 

 

 

 

Планируемый результат: использовать историческую карту как источник информации о границах России и других госу­дарств в Новое время, основных процессах социально-эко­номического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизаций и др.

Умение: находить и показывать на карте исторические объ­екты, места событий и др.


Задание базового уровня

Покажите на карте территории, присоединённые к России в результате Русско-турецких войн второй половины XVIII в.


Задания повышенного уровня

Покажите на карте основные сражения Северной вой­ны (1700—1721), объясните, в чём заключалось их значение в общем ходе войны.

Расскажите, используя карту, о разделах Речи Посполитой.


Умение: прослеживать маршруты значительных передвиже­ний людей в различных регионах и в глобальном масштабе.

Задание базового уровня

Покажите на карте маршруты основных экспедиций рус­ских землепроходцев и мореходов в XVII в. Какие географи­ческие открытия они совершили?

Задания повышенного уровня

Покажите на карте маршруты экспедиций X. Колумба, Васко да Гама, Ф. Магеллана и объясните, в чём заключа­лось значение их открытий.

Расскажите, используя карту, о колонизации северо­американского континента европейскими переселенцами в XVII в. Охарактеризуйте социальный состав переселенцев.

Умение: выявлять на основе информации карты изменения, происходившие в результате значительных социально-эконо­мических и политических событий и процессов.

Задания базового уровня

1. Сопоставьте границы Российского государства в начале и конце XVII в. За счёт каких земель произошёл территори­альный рост России?

2. Покажите, что на карте Европы XVIII в. свидетельству­ет о начавшемся промышленном перевороте.

Задания повышенного уровня

Выявите на основе карты, какие изменения произошли в экономике России в XVII в.

Рассмотрите карту «Русско-турецкие войны во второй половине XVIII в.» и определите, какие внешнеполитические задачи решала в тот период Россия на южном направлении. Были ли решены эти задачи?

Используя информацию карты, объясните, что изменилось в международных отношениях в Европе после Реформации.


Планируемый результат: анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Умение: проводить поиск информации в источнике (текст, изображение, памятник и др.).

Задания базового уровня

1. Прочитайте отрывок из сочинения Г. К. Котошихина и определите, о каком государственном учреждении XVII в. идёт речь. Чем ведало данное учреждение?

«...В нём сидит думной дьяк да два дьяка, подьячих 14 чело­век. А ведомы в том... дела всех окрестных государств, и послов чужеземных принимают... также и русских послов и послан­ников и гонцов посылают в которое государство получится... да для переводу и толмачества переводчиков латинского, свейского, немецкого, греческого, польского... и иных языков».


 

2. Прочитайте отрывок из политической речи и определи­те, когда, в ходе каких событий она была произнесена.

«Людовик некогда был королём, ныне учреждена респуб­лика. В этих словах решение той пресловутой проблемы, ко­торая вас занимает. Людовик был свергнут с трона своими злодеяниями. Людовик назвал мятежным французский народ, и, чтобы покарать его, он призвал армии тиранов, своих со­братьев. Победа и народ решили, что мятежником был он один; вот почему Людовика нельзя судить; он уже осуждён».


Умение: определять смысл (главную идею) высказывания, изображения.

Задание базового уровня

Прочитайте отрывок из Соборного уложения и определите, в чём смысл приведённых статей. Что означало их введение?

«...Тех государевых беглых крестьян и бобылей, сыскивая, свозити в государевы дворцовые сёла и в чёрные волости, на старые жеребьи [участки] по писцовым книгам с жёнами и с детьми и со всеми их крестьянскими животы [имущество, пожитки] без урочных лет.

...А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по пис­цовым книгам всяких чинов людям без урочных лет».


Задания повышенного уровня

Прочитайте отрывок из царской грамоты и ответьте на вопросы.

«Ведомо государю учинилося, что в прошлых годех с Ру­си... сошли в Сибирь посадцкие люди и многие пашенные крестьяне с тяглых своих жеребьев [участков], от хлебно­го недороду и от бедности... [По этому указу] всех, сыскав, переписать подлинно, сколько таких прихожих людей... и за кем в Сибири живут, и, переписав, устроить за государем в слободы ...в пашенные и в оброчные крестьяне, и ссуду и подмогу им давати против прежнего государева указу... За го­сударем... и тягло им тянуть, и службу служить».

Что стало причиной издания грамоты?

В чём сущность предусмотренных в грамоте мер? Чему они должны были способствовать?

Прочитайте отрывок из исторического документа и от­ветьте на вопросы.

«...Когда целый ряд злоупотреблений и посягательств, не­изменно преследующих одну и ту же цель, свидетельствует о намерении подчинить [народ] неограниченному деспотизму, то он вправе и должен свергнуть такое правительство и обес­печить себе новых блюстителей своей безопасности.

Эти колонии долго и терпеливо переносили разные при­теснения, и только необходимость заставляет их теперь изме­нить свою прежнюю форму управления. История правления нынешнего короля Великобритании полна беспрестанных несправедливостей и узурпаций, прямо клонившихся к тому, чтобы ввести неограниченную тиранию в этих штатах».

С какими событиями (в какой стране) связан этот до­кумент?

В чём состоит суть позиции авторов документа? Какие идеи лежат в его основе?



Умение: объяснять назначение источника, раскрывать его ин­формационную ценность.

Задание базового уровня

Прочитайте отрывок из «Наказа якутскому воеводе о ясач­ных людях» (1651). Каково назначение этого документа? Что можно из него узнать о задачах правительственной политики в отношении народов Сибири в то время?

«...Ясак с них [местных жителей] сбирати... ласкою, а не жесточью... и к присяге их... при весть... и ясачным людем налоги и оскорбленья никакого не учинить, и от государевы высокие руки их не отгонить... чтоб Сибирская Ленская зем­ля пространялась, а не пустела. [Крестившихся добровольно] мужской пол устроивать в государеву службу и верстать их государевым денежным и хлебным жалованьем».


Задание повышенного уровня

Прочитайте отрывок из первой инаутурационной речи Дж. Вашингтона (30 апреля 1789 г.) и ответьте на вопросы.

«Нет ни одного народа, которому следовало бы признать и вознести хвалу Невидимой длани, руководящей делами лю­дей, в большей степени, нежели народу Соединённых Шта­тов. Каждый шаг, проделанный им на пути к статусу неза­висимого государства, представляется несущим на себе некий знак ниспосланной свыше воли; и в той только что свершив­шейся критически важной революции в системе единого пра­вительства спокойные дебаты и добровольное согласие столь многочисленных отдельных сообществ, результатом которых стало это событие, не могут быть сравнимы с методами со­здания большей части иных правительств...»

Каково назначение инаугурационной речи президента?

Что даёт этот источник для понимания того, какие имен­но ценности считались приоритетными для народа Соеди­нённых Штатов?


Умение: сопоставлять и систематизировать информацию различных источников.

Задание базового уровня

Рассмотрите картину В. С. Сурикова «Боярыня Морозова». С какими событиями, рассматриваемыми в курсе отечествен­ной истории, связан сюжет картины? Что вы знаете о даль­нейшей судьбе героини картины?

Задания повышенного уровня

Екатерина II писала Вольтеру:

«Впрочем, наши налоги так необременительны, что в Рос­сии нет мужика, который не имел бы курицы, когда её захо­чет, а с некоторого времени они предпочитают индеек курам».

Сопоставьте это высказывание с известными вам данными о положении крестьян в России в период правления Екатери­ны И. Как вы считаете, императрица действительно не знала истинного положения крестьян или хотела приукрасить его перед европейской знаменитостью, показать себя справедли­вой правительницей? Обоснуйте своё мнение.

Сопоставьте мнения о личности и деятельности Екатери­ны II, высказанные двумя историками: современником импе­ратрицы М. М. Щербатовым и жившим в XIX в. В. О. Клю­чевским. Объясните позицию каждого. Чьё мнение, на ваш взгляд, ближе к оценке, высказанной в учебнике?

М. М. Щербатов: «...Трудолюбива по славолюбию, береж­лива, предприятельна, некое чтение имеющая. Впрочем, мо­раль её состоит на основании новых философов, то есть не утверждённая на твёрдом камени закона Божия... Напротив же того, её пороки суть: ...совсем вверяющаяся своим лю­бимцам, исполнена пышности во всех вещах, самолюбива до бесконечности и не могущая себя принудить к таким делам, которые ей могут скуку наводить, принимая всё на себя, не имеет попечения о исполнении и, наконец, толь перемен­чива, что редко и один месяц одинаковая у ней система в рассуждении правления бывает».

В. О. Ключевский: «У Екатерины был ум не особенно тонкий и глубокий, но гибкий и осторожный, сообразитель­ный. У неё не было никакой выдающейся способности, одно­го господствующего таланта, который давил бы все остальные силы, нарушая равновесие духа. Но у нея был один счаст­ливый дар, производящий наиболее сильное впечатление: памятливость, наблюдательность, догадливость, чутьё поло­жения, умение быстро схватить и обобщить все наличные данные, чтобы вовремя выбрать тон».


Планируемый результат: составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художе­ственной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Умения: осуществлять отбор необходимой информации из текстов и иллюстраций учебника, дополнительной литературы; составлять логически выстроенное описание, рассказ.


Задания базового уровня

Расскажите о городских восстаниях в России XVII в. (предварительно составьте план рассказа).

Составьте на основе картины А. М. Васнецова «В тере­ме» рассказ об условиях жизни в богатом доме XVII в.

Расскажите о петровских ассамблеях.


Задания повышенного уровня

Составьте рассказ о достижениях русской культуры XVII в.

Назовите источники информации, из которых вы по­черпнули сведения для своего рассказа.

Опишите положение народов своего края в XVII вв. Какие источники вы использовали для составления описания?

Составьте рассказ о путешествии в Петербург времён Екатерины II.

Напишите небольшое сочинение на тему «Один день из жизни богатого горожанина в России XVII в.». Выберите со­словие, к которому принадлежите, род занятий, материальное положение, состав семьи и опишите распорядок своего дня и ежедневные занятия.


Умения: составлять логически выстроенное описание, рас­сказ; формулировать и обосновывать заключение, выводы.

Задание базового уровня

Расскажите о преобразованиях Петра I в области государ­ственного управления. В чём значение этих преобразований?

Задания повышенного уровня

Расскажите об одном из событий истории родного края, произошедших в XVII—XVIII вв. Как оно связано с историей страны?

Составьте характеристику (исторический портрет) Оли­вера Кромвеля. Объясните, благодаря чему он стал одним из руководителей английской революции XVII в.


Планируемый результат: систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной лите­ратуре.

Умение: группировать и классифицировать события по их принадлежности к историческим процессам.

Задание базового уровня

Какие из названных событий связаны с закрепощением крестьян в России? Выберите два верных ответа.

1) Издание указов об «урочных летах»; 2) принятие Табели о рангах; 3) прекращение созыва Земских соборов; 4) при­нятие Соборного уложения 1649 г.


Задание повышенного уровня

Определите, о каком важнейшем процессе, начавшемся в России в XVII в., свидетельствуют следующие факты: а) по­явление крупных торговых ярмарок; б) специализация райо­нов производства и продажи товаров; в) увеличение денеж­ного оброка с крестьян.


Задания базового уровня

1. Составьте таблицу «Социальные движения в России в XVII в.».

Время выступления

Место, территория

Состав участников

Против чего

и кого направлено

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Составьте схему государственного управления при Петре I.

 

Задание повышенного уровня

Заполните таблицу «Движущие силы европейской Рефор­мации».

Участники (социальные слои)

Цели выступлений

Формы выступлений

 

 

 

 

 

 

 

Планируемый результат: раскрывать характерные, суще­ственные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции полити­ческого строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представ­лений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени.

Умение: выделять главные признаки исторических явлений, событий.


Задания базового уровня

1. По Табели о рангах, принятой в 1722 г., продвижение по службе зависело от:

1) размеров земельных владений; 2) личных достоинств и заслуг; 3) знатности рода.

2. Соотнесите понятия, термины и их объяснения.

Понятие, термин

Объяснение

А) Мануфактура

1) Центральное государственное учреж­дение

Б) Подушная подать

2) Общественное собрание

В) Коллегия

3) Основной налог, взимаемый с муж­ского населения податных сословий

 

4) Предприятие, основанное на раз­делении труда и ручном производстве

 

Задания повышенного уровня

Охарактеризуйте политику Екатерины II в отношении дворянства.

Объясните, какие идеи составляли основу протестант­ских учений. Как они воплощались в жизни последователей протестантизма?

Раскройте предпосылки и сущность промышленного переворота в европейских странах.


Умение: конкретизировать содержание общих понятий при­менительно к данной эпохе, исторической общности (на при­мерах событий, ситуаций, действий людей и т. д.).

Задание базового уровня

Что из названного было характерно для развития культуры в России в первой четверти XVIII в.?

1) Проникновение и насаждение западноевропейских образцов; 2) возникновение профессионального русского театра; 3) преодоление культурной разобщённости русских земель.


Задания повышенного уровня

Объясните, почему политику Павла I в отношении дво­рянства современники называли «Разжалованной грамотой дворянству».

Какие черты характерны для политики просвещённого абсолютизма в европейских странах и России? Покажите на примерах.


Умение: выявлять качественные изменения в отдельных сфе­рах жизни общества в Новое время.

Задания базового уровня

В результате Петровских реформ государственного управ­ления в России:

1) утвердилась абсолютная власть монарха; 2) усилилась роль Земских соборов; 3) возросла роль Боярской думы.

Новым явлением в экономике России XVII в. было:

1) появление мануфактур; 2) распространение отходниче­ства; 3) политика меркантилизма.


Задания повышенного уровня

Какие изменения произошли в международном положе­нии России в годы правления Петра I? Благодаря чему они были достигнуты?

Рассмотрите проблему. Английская революция середины XVII в. свергла короля Карла I. Но через несколько десяти­летий в Англии была восстановлена монархия. Что всё же изменилось в этой стране в результате революции?


Планируемый результат: объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.).

Умения: выявлять в историческом тексте (учебнике, отрывках из работ историков и др.) и излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий; систематизировать объ­яснение причин и следствий событий, представленное в не­скольких текстах.


Задания базового уровня

Объясните, в чём заключались причины и последствия церковного раскола в России XVII в.

Раскройте причины и итоги Северной войны.

Задания повышенного уровня

Причины восстания под руководством Е. Пугачёва по- разному характеризовались самими участниками восстания и властями. Сопоставьте различные объяснения причин. Какие из них вы считаете более убедительными?

Раскройте причины дворцовых переворотов в России (1725—1762). Какие из них вы считаете главными?

Объясните, благодаря чему восставшие в XVIII в. северо­американские колонии Великобритании сумели добиться не­зависимости. Аргументируйте свои суждения фактами.


Планируемый результат: сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситу­ации и события.

Умения: раскрывать повторяющиеся черты исторических си­туаций; выделять черты сходства и различий в исторических событиях и процессах.

Задание базового уровня

Сравните положение российского дворянства в петровскую и екатерининскую эпохи. Какие изменения (какого характе­ра) в нём произошли?

Задания повышенного уровня

Сравните положение крепостных и государственных крестьян в России в XVII в. Выделите черты сходства и раз­личия.

Сравните восстания под предводительством С. Разина и под предводительством Е. Пугачёва по плану: 1) время вы­ступления; 2) территория, охваченная восстанием; 3) состав участников; 4) против чего и кого направлено; 5) чем закон­чилось. Выделите черты сходства и различий.


Умение: выявлять общие черты и особенности развития от­дельных стран, развёртывания исторических процессов.

Задание базового уровня

Назовите особенности политического устройства герман­ских земель в XVIII в.

Задание повышенного уровня

Объясните, что такое мануфактура. Сравните организацию мануфактурного производства в XVIII в. в России и странах За­падной Европы. В чём заключались общие черты, особенности?


Планируемый результат: давать оценку событиям и лично­стям отечественной и всеобщей истории Нового времени. Умения: раскрывать оценки исторических событий и лично­стей, приводимые в учебной и научно-популярной литературе; высказывать и аргументировать свои оценочные суждения.


Задание базового уровня

Назовите важнейшие преобразования Петра I в сфере культуры и быта и дайте им оценку. Каких слоев населения они касались?

В исторической традиции Пётр I именуется Петром Вели­ким. Согласны ли вы с такой оценкой? Своё мнение обоснуйте.

Объясните, как вы понимаете слова А. С. Пушкина: «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспо­щадный». Как вы считаете, действительно ли «пугачёвский бунт» был бессмысленным? Своё мнение обоснуйте.

Дайте оценку правлению английской королевы Елизаве­ты I. Какие черты личности позволили ей войти в круг наи­более значительных европейских монархов её времени?

Охарактеризуйте вклад французских просветителей в развитие общественных идей в XVIII в.


Умение: сопоставлять отдельные оценки, выявляя их сход­ство и расхождения.

Задание базового уровня

Прочтите информацию и ответьте на вопрос.

Выдающийся немецкий художник Альбрехт Дюрер, посе­тив в 1506 г. Венецию, писал близким: «Здесь я благородный человек, а дома меня считают паразитом».

Почему в начале XVI в. так различалось положение худож­ника в Венеции и на родине Дюрера?

Задание повышенного уровня

Рассмотрите приводимую ниже характеристику императри­цы Елизаветы Петровны, данную Екатериной II, и ответьте на вопросы.

«Императрица Елисавета имела от природы много ума, она была очень весела и до крайности любила удовольствия; я думаю, что у нея было от природы доброе сердце, у нея были повышенныя чувства и много тщеславия, она вообще хотела блистать во всём и желала служить предметом удивле­ния; я думаю, что ея физическая красота и врождённая лень очень испортили ея природный характер... Ея лень помешала ей заняться образованием ея ума, и в ея первой молодости [воспитание ея] было совсем заброшено... а так как она не имела ни одного твёрдого принципа и не была занята ни од­ним серьёзным и солидным делом, то при ея большом уме она впала в такую скуку, что в последние годы своей жизни она не могла найти лучшего средства, чтобы развлечься, как спать, сколько могла».

1) Какие черты Елизаветы Петровны считает главными Екатерина II?

Какие характеристики Елизаветы Петровны приводятся в учебниках, современной исторической литературе? Есть ли в них сходство и различия с мнением Екатерины II?

Как вы считаете, была ли объективна Екатерина II? Аргументируйте своё мнение.



Часть 2 (XIX в.)


Планируемый результат: локализовать во времени (на основе знания хронологии) основные этапы и ключевые события отече­ственной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хро­нологию истории России и всеобщей истории в Новое время.

Умение: определять принадлежность события к историческо­му периоду, этапу.

Задания базового уровня

В каком году была открыта железная дорога Санкт- Петербург — Москва?

1) 1801 г.; 2) 1824 г.; 3) 1851 г.; 4) 1891 г.

В какие годы проводились зарубежные походы российских войск? Укажите две верные даты из четырёх предложенных.

1) 1808-1809 гг.; 2) 1813-1814 гг.; 3) 1848-1849 гг.; 4) 1853— 1856 гг.

□ Верный ответ: 2, 3.

Если верно указаны две даты, ставится 2 балла, если одна дата — 1 балл.


Задания повышенного уровня

Какое из названных событий произошло позже всех других?

Морозовская стачка;

восстание под предводительством Е. Пугачёва;

суд над петрашевцами;

выступление декабристов.

Определите, по какому основанию составлены при­ведённые ряды дат.

1801 г., 1825 г., 1855 г., 1881 г.   

1812 г., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.   

1803 г., 1837 г., 1861 г.        


Умение: проводить синхронизацию событий отечественной и всеобщей истории.

Задание базового уровня

Первые рабочие организации были созданы в странах За­падной Европы в 1860-е гг. Когда появились первые рабочие организации в России? Назовите их.

Задание повышенного уровня

Объясните сущность промышленного переворота. В какие годы он происходил в странах Западной Европы и в России? С чем было связано различие хронологии?


Умение: излагать подходы к периодизации отечественной и всеобщей истории Нового времени (приводимые в учебнике), раскрывать отличительные черты отдельных периодов.

Задание базового уровня

Объясните, какие годы и почему историки выделяют как период Наполеоновских войн.

Задание повышенного уровня

Дайте характеристику двух периодов царствования Алек­сандра I. Какие события, процессы были определяющими для первого и второго из них?


Планируемый результат: применять знание фактов для ха­рактеристики эпохи Нового времени, её процессов, явлений, ключевых событий.

Умение: указывать (называть) место, обстоятельства, участ­ников, результаты важнейших исторических событий.

Задания базового уровня

Какие из названных сражений произошли в ходе Оте­чественной войны 1812 г.?

под Кромами, под Новгородом;

под Нарвой, у деревни Лесной;

под Смоленском, под Малоярославцем;

в Севастополе, под Карсом.

Что из названного произошло в царствование Николая I?

составление Свода законов Российской империи;

учреждение военных поселений;

продажа Аляски Соединённым Штатам Америки;

отмена крепостного права.


Установите соответствие между историческими лицами, являвшимися единомышленниками, соратниками в своей де­ятельности.

А) К. Ф. Рылеев

1) Н. А. Римский-Корсаков

Б) К. С. Станиславский

2) М. М. Сперанский

В) М. П. Мусоргский

3) П. Г. Каховский

 

4) В. И. Немирович-Данченко

 

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соот­ветствующими буквами.

А

Б

В

 

 

 

 

□ Верный ответ: 3, 4, 1.


Умение: группировать, систематизировать факты по заданно­му признаку.

Задания базового уровня

Укажите известных российских архитекторов XIX в. Вы­берите два верных ответа.

1) А. Н. Воронихин; 2) К. П. Брюллов; 3) К. И. Росси; 4) В. И. Даль; 5) И. Е. Репин.

В каких из названных стран в 1848—1849 гг. произошли революции? Укажите два верных ответа.

1) Испания; 2) Великобритания; 3) Франция; 4) Австрий­ская империя.


Планируемый результат: использовать историческую карту как источник информации о границах России и других госу­дарств в Новое время, основных процессах социально-эко­номического развития, местах важнейших событий, направ­лениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизаций и др.

Умение: находить и показывать на карте исторические объ­екты, места событий и др.

Покажите на карте территории, присоединённые к Рос­сии во второй половине XIX в.

Покажите на карте основные индустриальные центры России конца XIX в. Какие из них сложились в порефор­менный период?

Задания повышенного уровня

Расскажите, используя историческую карту, об основ­ных событиях Отечественной войны 1812 г. Что даёт инфор­мация карты для объяснения причин поражения Наполеона Бонапарта в военной кампании против России?

Покажите по исторической карте, как происходило объ­единение германских земель во второй половине XIX в.


Умение: прослеживать маршруты значительных передви­жений людей в различных регионах и в глобальном мас­штабе.

Задание базового уровня

Покажите на карте маршрут первой кругосветной экспеди­ции российских моряков.

Задание повышенного уровня

Проследите по карте маршрут похода гарибальдийской «Тысячи» в 1860 г. Какое значение имел этот поход для исто­рии Италии?


Умение: выявлять на основе информации карты изменения, происходившие в результате значительных социально-эконо­мических и политических событий и процессов.

Задание базового уровня

Покажите на карте страны Центральной и Южной Аме­рики, добившиеся независимости в первой четверти XIX в.

Задания повышенного уровня

Используя историческую карту, объясните, как и в ре­зультате чего изменилось геополитическое положение России на протяжении XIX в.

Объясните, привлекая информацию исторической кар­ты, что изменилось в США после того, как завершилась Гражданская война 1861 — 1865 гг.


Планируемый результат: анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Умение: проводить поиск информации в источнике (текст, изображение, памятник и др.).

Задание базового уровня

Прочитайте отрывок из сочинения историка Д. И. Ило­вайского и укажите, после какого сражения Отечественной войны 1812 г. происходили описываемые события.

«Потеряв много генералов (в том числе Багратиона и хра­брого графа Кутайсова) и почти половину войска, Кутузов не решился возобновить сражение на другой день и отступил за Можайск; Наполеон провозгласил победу. Русские готовились к новой битве...»

1)Под Смоленском;     3) под Тарутином;

2)при Бородине;         4) под Малоярославцем.

Задания повышенного уровня

Прочитайте отрывок из записок А. И. Кошелева и на­зовите течение общественного движения в России XIX в., о котором идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Этот кружок, как и многие другие ему подобные, исчез бы бесследно с лица земли, если бы в числе его участников не было одного человека, замечательного по своему уму и характеру, по своим разнородным способностям и знаниям, и в особенности по своей самобытности и устойчивости, т. е. если бы не было Алексея Степановича Хомякова... Безуслов­ная преданность православию... любовь к народу русскому, высокое о нём мнение и убеждение в том, что изучение его истории и настоящего быта одно может вести нас к самобыт­ности в мышлении и жизни, составляли главные и отличи­тельные основы и свойства образа мысли Хомякова».

Прочитайте отрывки из воспоминаний и определите, о каких событиях рассказывает автор.

«Значительная часть города была уже в руках версальцев, которые продвигались по обоим берегам Сены, а военная делегация не умела оказать им мало-мальски серьёзного со­противления. Лавина готовилась обрушиться на нас, а боль­шинство наших батальонов находились вне Парижа или были разбросаны по разным пунктам... Тем временем борьба про­должалась — жестокая и кровавая. Но мало кто из наших предвидел ужасные массовые казни и дикие убийства плен­ных, без различия возраста и пола, вплоть до детей».


Умение: определять смысл (главную идею) высказывания, изображения.

Задание базового уровня

Рассмотрите картину В. Г. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом». Как вы определите главную идею кар­тины? С помощью каких приёмов художник раскрывает эту идею?

Задание повышенного уровня

Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.

«Петрашевский, ещё с юношества заразившись либераль­ными понятиями, которые, по окончании в 1841 г. универ­ситетского курса, в нём ещё более укоренились от усвоенных им социальных и коммунистических идей... возымел замы­сел на ниспровержение нашего государственного устройства... с 1845 года начал действовать уже в духе пропаганды и со­бирать у себя, в известные дни, знакомых ему учителей, ли­тераторов, студентов, кончивших или оканчивающих курс, и вообще лиц из разных сословий. На сходках сих происхо­дили либеральные разговоры, читались лекции и речи в духе социализма и коммунизма, нападали на религию и верование во всё святое, осуждали наше государственное управление... порицали правительственные лица...»

Какой характер носит представленный в документе пор­трет героя?

Как можно на основе текста документа определить взгляды, позицию его авторов?


Умение: сопоставлять и систематизировать информацию из различных источников.

Задание базового уровня

Сопоставьте изображения Наполеона Бонапарта на карти­нах А. Гро «Наполеон на Аркольском мосту» и Ж. Л. Давида «Коронация Наполеона I и императрицы Жозефины». Какие стороны личности Наполеона показаны на одной картине, а какие — на другой?

Задание повышенного уровня

Сравните основные положения программных документов декабристов — «Русской правды» П. И. Пестеля и «Консти­туции» Н. Муравьёва — и укажите, что в них было общим, а что различным.


Планируемый результат: составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и дру­гих странах в Новое время, памятников материальной и худо­жественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового вре­мени.

Умения: осуществлять отбор необходимой (ключевой) инфор­мации из текстов и иллюстраций учебника, дополнительной литературы; составлять логически выстроенное описание, рассказ.

Задания базового уровня

Охарактеризуйте повинности помещичьих крестьян в России в первой половине XIX в.

Составьте описание одного из архитектурных памятни­ков русского классицизма (ампира) (по выбору — Казанский и Исаакиевский соборы в Санкт-Петербурге, здание Мос­ковского университета, памятник классицизма в родном го­роде).

Задания повышенного уровня

Используя текст учебника и документы, подготовьте со­общение на тему «Хождение в народ».   

Расскажите о жизни купеческого сословия в вашем го­роде, крае во второй половине XIX в. Объясните, какие ис­точники вы при этом использовали.

Составьте исторический портрет Наполеона Бонапарта.


Умение: формулировать и обосновывать заключение, вы­воды.

Задания базового уровня

Объясните причины победы России в Отечественной войне 1812 г. Подтвердите свои суждения фактами.

Составьте заключение, почему в Гражданской войне в США (1861 — 1865) победу одержали северные штаты.

Задание повышенного уровня

Раскройте, в чём состояли сущность и итоги Великих ре­форм 1860—1870-х гг. в России.


Планируемый результат: систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной лите­ратуре по отечественной и всеобщей истории Нового вре­мени.

Умение: группировать и классифицировать события по их принадлежности к историческим процессам.

Задания базового уровня

Какие из перечисленных ниже событий произошли в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 гг.? Укажите два вер­ных ответа.

1) Оборона Шипки; 2) сражение у Лесной; 3) оборона Севастополя; 4) штурм Плевны.

Что из перечисленного относилось к деятельности ре­волюционных народников в 1870-е гг.? Укажите два верных ответа.

1) Создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»; 2) террор против царя и высших чиновников; 3) со­здание организации «Земля и воля»; 4) организация рабочих профсоюзов.


Задания повышенного уровня

1. Распределите на группы понятия, относящиеся к доре­форменной (группа I) и пореформенной (группа II) России.

1) Временнообязанные крестьяне; 2) отрезки; 3) барщи­на; 4) отходничество; 5) всесословная воинская повинность; 6) земства.

Группа 1

Группа II

 

 

□ Верный ответ: I — 3, 4; II — 1, 2, 5, 6.

 

2. Какие из названных событий относятся к международ­ным отношениям второй половины XIX в.? Укажите три вер­ных ответа.

1) Берлинский конгресс; 2) Франко-германская война; 3) создание Священного союза; 4) борьба народов Латинской Америки за независимость; 5) Наполеоновские войны; 6) со­здание Тройственного союза.


Задание базового уровня

Представьте в виде схемы систему центральных органов власти, сложившуюся при Петре I.

Задания повышенного уровня

1. Заполните таблицу «Великие реформы 1860—1870-х гг.».

Реформа

Основные преобразо­вания, нововведения

Значение реформы

 

 

 

 

 

 

2. Заполните таблицу «Французская революция конца XVIII в.».

Этап революции

Органы, силы, находившиеся у власти

Характер политики

 

 

 

 

 

 

 

Планируемый результат: раскрывать характерные, суще­ственные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции полити­ческого строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представ­лений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени.

Умение: выделять главные признаки исторических явлений, событий.

Задание базового уровня

Назовите основные черты внутренней политики Алексан­дра III.

Задания повышенного уровня

1. Охарактеризуйте основные направления общественной мысли в России в 30—50-е гг. XIXв.

2. Составьте тезисы на тему «Участники и основные фор­мы социальной борьбы в европейских странах в первой по­ловине XIX в.».


Умение: конкретизировать содержание общих понятий при­менительно к данной эпохе, исторической общности (на при­мерах событий, ситуаций, действий людей и т. д.).

Задание базового уровня

Что свидетельствовало о начале промышленного перево­рота в России в первой половине XIX в.?

Задания повышенного уровня

Представьте характеристику реализма как течения рос­сийской живописи XIX в., используя в качестве примера творчество его выдающихся представителей (по выбору — И. Е. Репин, В. Г. Перов и др.).

Историки называют XIX столетие «веком национализ­ма». Какие явления и события в истории европейских стран дали основание для такого определения?


Умение: выявлять качественные изменения в отдельных сфе­рах жизни общества в Новое время.

Задание базового уровня

Расскажите о преобразованиях в области государственного управления, осуществлённых Николаем I, оцените их послед­ствия.

Задание повышенного уровня

Охарактеризуйте изменения в экономическом и социаль­ном развитии России во второй половине XIX в.


Планируемый результат: объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.).

Умения: выявлять в историческом тексте (учебнике, отрыв­ках из работ историков и др.) и излагать суждения о причи­нах и следствиях исторических событий; систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах.

Задания базового уровня

Назовите предпосылки отмены крепостного права в России.

Охарактеризуйте цели и результаты «хождения в народ».


Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В числе целей «хождения в народ» могут быть названы:

просвещение крестьян;

пропаганда среди крестьян идеалов лучшего социального строя.

Результатами «хождения в народ» были:

аресты пропагандистов, суды над ними;

неприятие, непонимание крестьянами идей и призывов участников «хождения»;

в ряде случаев обращения крестьян в полицию с доносами на народников;

разочарование народников в пропагандист­ской работе, усиление позиций сторонников тер­рора

 

Задания повышенного уровня

1. Систематизируйте информацию из учебника о послед­ствиях присоединения к Российской империи территорий Казахстана и Средней Азии. Обратите внимание на две груп­пы последствий: для империи в целом и для народов, во­шедших в её состав.

2. Охарактеризуйте итоги европейских революций 1848— 1849 гг. Были ли достигнуты цели, которые ставили перед собой их участники? Что стало главным результатом этих революций?


Планируемый результат: сопоставлять развитие России и других стран в Новое время; сравнивать исторические ситу­ации и события.

Умение: раскрывать повторяющиеся черты исторических си­туаций; выделять черты сходства и различий в исторических событиях и процессах.

Задание базового уровня

Сравните тактику революционных и либеральных народ­ников в России второй половины XIX в. В чём заключались различия?

Задание повышенного уровня

Сравните взгляды славянофилов и западников на пути развития России. В чём заключались основные различия? Имелись ли черты сходства? (Ответ рекомендуется оформить в виде таблицы.)


Умение: выявлять общие черты и особенности развития от­дельных стран, развёртывания исторических процессов.

Задания базового уровня

Назовите особенности промышленного переворота в России (в сравнении со странами Западной Европы).

Чем отличался политический строй России от строя ведущих европейских государств в конце XIX в.?

Задания повышенного уровня

Сравните положение русского и французского крестья­нина в первой половине XIX в. В чём заключались основные различия?

Сравните политический строй Великобритании и Фран­ции в конце XIX в. Назовите основные различия и общие черты.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формули­ровки ответа, не искажающие его смысла)

1. Могут быть названы следующие различия:

Великобритания

Франция

Форма государства — монархия

Форма государства — республика

Система двух правящих партий

Преобладание коалицион­ных правительств

2. Общие черты:

наличие парламентов;

существование различных политических партий;

смена партий у власти в результате выборов

 

Планируемый результат: давать оценку событиям и лично­стям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Умение: раскрывать оценки исторических событий и лично­стей, приводимые в учебной и научно-популярной литературе;

высказывать и аргументировать свои оценочные суждения.

Задания базового уровня

Дайте оценку деятельности М. М. Сперанского.

Приведите оценки характера и значения реформ 1860— 1870-х гг., излагаемые в учебной литературе. Что вы отнесёте к важнейшим результатам этих реформ?

Задания повышенного уровня

1. Объясните, какое значение имели Заграничные походы русской армии в 1813—1814 гг. для: а) международного поло­жения России; б) её внутреннего развития.

2. Охарактеризуйте место О. фон Бисмарка в германской истории (по выбору — в форме исторического портрета, эссе).


Умение: сопоставлять отдельные оценки, выявляя их сход­ство и расхождения.

Задание базового уровня

Прочтите отрывки из речи известного деятеля Француз­ской революции М. Робеспьера при обсуждении вопроса о суде над королём Людовиком XVI (декабрь 1792 г.) и от­ветьте на вопросы.

«Здесь речь идёт отнюдь не о судебном процессе. Людо­вик отнюдь не обвиняемый: вы не судьи, вы лишь государ­ственные деятели, представители народа... Речь идёт отнюдь не о том, чтобы вынести какому-либо человеку приговор или оправдать его. Вам надлежит принять меры общественного спасения, осуществить акт государственной прозорливости...

Людовик некогда был королём, ныне учреждена республи­ка... Людовика нельзя судить; он уже осуждён».

Какие две альтернативные точки зрения на сущность суда над королём упомянуты в выступлении М. Робеспьера? Ка­кой из них придерживался он сам?

Задание повышенного уровня

Современники и историки по-разному оценивали вы­ступление декабристов. Приведите известные вам оценки. Выскажите суждение, от чего зависела та или иная оценка.

 

 

 

 

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Химия

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ОГЭ и ЕГЭ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Педагогическая копилка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Школьный психолог

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Переменка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru