Часть 1 (XVII - XVIII вв.)
Планируемый результат: локализировать во времени (на основе знания хронологии) основные этапы и ключевые события отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время.
Умения: указывать даты событий, определять принадлежность события к историческому периоду, этапу; проводить синхронизацию событий отечественной и всеобщей истории.
Что из названного ниже произошло в XVII в.?
1) Введение опричнины; 2) провозглашение России империей; 3) церковная реформа патриарха Никона.
Задания повышенного уровня
1. Распределите перечисленные ниже события по столетиям.
1) Принятие Соборного уложения; 2) разделы Речи Посполитой; 3) окончание Северной войны; 4) церковная реформа патриарха Никона; 5) восстание под предводительством Е. Пугачёва; 6) создание в России Академии наук.
Запишите соответствующие номера в строку ответов.
XVII в. |
XVIII в. |
|
|
□ Верный ответ: XVII в. — I, 4; XVIII в. — 2, 3, 5, 6.
2. Установите, о каком веке писал историк Н. Я. Эйдель- ман. Объясните, почему вы так думаете.
«Это была эпоха париков, карет, менуэтов, треуголок; эпоха разума, книг с очень длинными названиями, «Марсельезы» и гильотины; для России же это век, когда основан Петербург...»
Умение: излагать подходы к периодизации отечественной и всеобщей истории Нового времени (приводимые в учебнике), раскрывать отличительные черты отдельных периодов.
Задание базового уровня
В каком веке Россия «прорубила окно в Европу», обрела статус великой европейской державы?
Задания повышенного уровня
К какому времени историки относят начало новой истории? С какими событиями это связывают?
Как называется период 1725—1762 гг. в российской истории? Каковы были его отличительные черты?
Планируемый результат: применять знание фактов для характеристики эпохи Нового времени, её главных процессов, явлений, ключевых событий.
Умение: указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий отечественной и всеобщей истории.
Задания базового уровня
Санкт-Петербург был основан в правление:
1) Алексея Михайловича; 2) Петра I; 3) Анны Иоанновны; 4) Павла I.
Выход России в XVIII в. в Балтийское море связан с её победой в:
1) Северной войне; 2) Ливонской войне; 3) Семилетней войне; 4) Смоленской войне.
Какая из названных территорий была присоединена к России в царствование Алексея Михайловича?
1) Казанское ханство; 2) Левобережная Украина; 3) побережье Балтийского моря; 4) Крым.
Задания повышенного уровня
Какой свод законов содержал статьи, запрещавшие переход крестьян от одного землевладельца к другому?
1) Русская Правда Ярослава Мудрого; 2) Судебник Ивана III; 3) Соборное уложение Алексея Михайловича.
Кто из названных лиц был землепроходцем, первым открывшим пролив между Азией и Америкой?
1) И. Фёдоров; 2) Ф. Чохов; 3) С. Дежнёв.
Умение: группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
Задание базового уровня
Один из этапов восстания Е. И. Пугачёва включал: 1) Медный бунт; 2) поход Ермака в Сибирь; 3) осаду Оренбурга; 4) «поход за зипунами».
Задания повышенного уровня
1. Современниками были:
1) Степан Разин и Ермак Тимофеевич; 2) Дмитрий Пожарский и Михаил Ломоносов; 3) патриарх Никон и протопоп Аввакум.
2. Что из названного относится к преобразованиям Петра I в государственном управлении? Укажите два верных ответа.
1) Созыв Земских соборов; 2) учреждение Сената; 3) образование Верховного тайного совета; 4) замена приказов коллегиями.
3. Установите соответствие между именами исторических деятелей и событиями, к которым они причастны. К. каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.
Деятель |
События |
А) Е. П. Хабаров |
1) Созыв Уложенной комиссии |
Б) М. В. Ломоносов |
2) Присоединение к России Приамурья |
В) Пётр 1 |
3) Ливонская война |
Г) Екатерина II |
4) Северная война |
|
5) Создание Московского университета |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
4. Установите соответствие между именами деятелей культуры и видами искусства, которыми они занимались. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.
Деятель |
Виды искусства |
А) В. А. Баженов |
1) Живопись |
Б) Ф. Г. Волков |
2) Музыка |
В) Ф. С. Рокотов |
3) Театр |
|
4) Архитектура |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
|
|
|
Планируемый результат: использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизаций и др.
Умение: находить и показывать на карте исторические объекты, места событий и др.
Задание базового уровня
Покажите на карте территории, присоединённые к России в результате Русско-турецких войн второй половины XVIII в.
Задания повышенного уровня
Покажите на карте основные сражения Северной войны (1700—1721), объясните, в чём заключалось их значение в общем ходе войны.
Расскажите, используя карту, о разделах Речи Посполитой.
Умение: прослеживать маршруты значительных передвижений людей в различных регионах и в глобальном масштабе.
Задание базового уровня
Покажите на карте маршруты основных экспедиций русских землепроходцев и мореходов в XVII в. Какие географические открытия они совершили?
Задания повышенного уровня
Покажите на карте маршруты экспедиций X. Колумба, Васко да Гама, Ф. Магеллана и объясните, в чём заключалось значение их открытий.
Расскажите, используя карту, о колонизации североамериканского континента европейскими переселенцами в XVII в. Охарактеризуйте социальный состав переселенцев.
Умение: выявлять на основе информации карты изменения, происходившие в результате значительных социально-экономических и политических событий и процессов.
Задания базового уровня
1. Сопоставьте границы Российского государства в начале и конце XVII в. За счёт каких земель произошёл территориальный рост России?
2. Покажите, что на карте Европы XVIII в. свидетельствует о начавшемся промышленном перевороте.
Задания повышенного уровня
Выявите на основе карты, какие изменения произошли в экономике России в XVII в.
Рассмотрите карту «Русско-турецкие войны во второй половине XVIII в.» и определите, какие внешнеполитические задачи решала в тот период Россия на южном направлении. Были ли решены эти задачи?
Используя информацию карты, объясните, что изменилось в международных отношениях в Европе после Реформации.
Планируемый результат: анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Умение: проводить поиск информации в источнике (текст, изображение, памятник и др.).
Задания базового уровня
1. Прочитайте отрывок из сочинения Г. К. Котошихина и определите, о каком государственном учреждении XVII в. идёт речь. Чем ведало данное учреждение?
«...В нём сидит думной дьяк да два дьяка, подьячих 14 человек. А ведомы в том... дела всех окрестных государств, и послов чужеземных принимают... также и русских послов и посланников и гонцов посылают в которое государство получится... да для переводу и толмачества переводчиков латинского, свейского, немецкого, греческого, польского... и иных языков».
2. Прочитайте отрывок из политической речи и определите, когда, в ходе каких событий она была произнесена.
«Людовик некогда был королём, ныне учреждена республика. В этих словах решение той пресловутой проблемы, которая вас занимает. Людовик был свергнут с трона своими злодеяниями. Людовик назвал мятежным французский народ, и, чтобы покарать его, он призвал армии тиранов, своих собратьев. Победа и народ решили, что мятежником был он один; вот почему Людовика нельзя судить; он уже осуждён».
Умение: определять смысл (главную идею) высказывания, изображения.
Задание базового уровня
Прочитайте отрывок из Соборного уложения и определите, в чём смысл приведённых статей. Что означало их введение?
«...Тех государевых беглых крестьян и бобылей, сыскивая, свозити в государевы дворцовые сёла и в чёрные волости, на старые жеребьи [участки] по писцовым книгам с жёнами и с детьми и со всеми их крестьянскими животы [имущество, пожитки] без урочных лет.
...А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людям без урочных лет».
Задания повышенного уровня
Прочитайте отрывок из царской грамоты и ответьте на вопросы.
«Ведомо государю учинилося, что в прошлых годех с Руси... сошли в Сибирь посадцкие люди и многие пашенные крестьяне с тяглых своих жеребьев [участков], от хлебного недороду и от бедности... [По этому указу] всех, сыскав, переписать подлинно, сколько таких прихожих людей... и за кем в Сибири живут, и, переписав, устроить за государем в слободы ...в пашенные и в оброчные крестьяне, и ссуду и подмогу им давати против прежнего государева указу... За государем... и тягло им тянуть, и службу служить».
Что стало причиной издания грамоты?
В чём сущность предусмотренных в грамоте мер? Чему они должны были способствовать?
Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы.
«...Когда целый ряд злоупотреблений и посягательств, неизменно преследующих одну и ту же цель, свидетельствует о намерении подчинить [народ] неограниченному деспотизму, то он вправе и должен свергнуть такое правительство и обеспечить себе новых блюстителей своей безопасности.
Эти колонии долго и терпеливо переносили разные притеснения, и только необходимость заставляет их теперь изменить свою прежнюю форму управления. История правления нынешнего короля Великобритании полна беспрестанных несправедливостей и узурпаций, прямо клонившихся к тому, чтобы ввести неограниченную тиранию в этих штатах».
С какими событиями (в какой стране) связан этот документ?
В чём состоит суть позиции авторов документа? Какие идеи лежат в его основе?
Умение: объяснять назначение источника, раскрывать его информационную ценность.
Задание базового уровня
Прочитайте отрывок из «Наказа якутскому воеводе о ясачных людях» (1651). Каково назначение этого документа? Что можно из него узнать о задачах правительственной политики в отношении народов Сибири в то время?
«...Ясак с них [местных жителей] сбирати... ласкою, а не жесточью... и к присяге их... при весть... и ясачным людем налоги и оскорбленья никакого не учинить, и от государевы высокие руки их не отгонить... чтоб Сибирская Ленская земля пространялась, а не пустела. [Крестившихся добровольно] мужской пол устроивать в государеву службу и верстать их государевым денежным и хлебным жалованьем».
Задание повышенного уровня
Прочитайте отрывок из первой инаутурационной речи Дж. Вашингтона (30 апреля 1789 г.) и ответьте на вопросы.
«Нет ни одного народа, которому следовало бы признать и вознести хвалу Невидимой длани, руководящей делами людей, в большей степени, нежели народу Соединённых Штатов. Каждый шаг, проделанный им на пути к статусу независимого государства, представляется несущим на себе некий знак ниспосланной свыше воли; и в той только что свершившейся критически важной революции в системе единого правительства спокойные дебаты и добровольное согласие столь многочисленных отдельных сообществ, результатом которых стало это событие, не могут быть сравнимы с методами создания большей части иных правительств...»
Каково назначение инаугурационной речи президента?
Что даёт этот источник для понимания того, какие именно ценности считались приоритетными для народа Соединённых Штатов?
Умение: сопоставлять и систематизировать информацию различных источников.
Задание базового уровня
Рассмотрите картину В. С. Сурикова «Боярыня Морозова». С какими событиями, рассматриваемыми в курсе отечественной истории, связан сюжет картины? Что вы знаете о дальнейшей судьбе героини картины?
Задания повышенного уровня
Екатерина II писала Вольтеру:
«Впрочем, наши налоги так необременительны, что в России нет мужика, который не имел бы курицы, когда её захочет, а с некоторого времени они предпочитают индеек курам».
Сопоставьте это высказывание с известными вам данными о положении крестьян в России в период правления Екатерины И. Как вы считаете, императрица действительно не знала истинного положения крестьян или хотела приукрасить его перед европейской знаменитостью, показать себя справедливой правительницей? Обоснуйте своё мнение.
Сопоставьте мнения о личности и деятельности Екатерины II, высказанные двумя историками: современником императрицы М. М. Щербатовым и жившим в XIX в. В. О. Ключевским. Объясните позицию каждого. Чьё мнение, на ваш взгляд, ближе к оценке, высказанной в учебнике?
М. М. Щербатов: «...Трудолюбива по славолюбию, бережлива, предприятельна, некое чтение имеющая. Впрочем, мораль её состоит на основании новых философов, то есть не утверждённая на твёрдом камени закона Божия... Напротив же того, её пороки суть: ...совсем вверяющаяся своим любимцам, исполнена пышности во всех вещах, самолюбива до бесконечности и не могущая себя принудить к таким делам, которые ей могут скуку наводить, принимая всё на себя, не имеет попечения о исполнении и, наконец, толь переменчива, что редко и один месяц одинаковая у ней система в рассуждении правления бывает».
В. О. Ключевский: «У Екатерины был ум не особенно тонкий и глубокий, но гибкий и осторожный, сообразительный. У неё не было никакой выдающейся способности, одного господствующего таланта, который давил бы все остальные силы, нарушая равновесие духа. Но у нея был один счастливый дар, производящий наиболее сильное впечатление: памятливость, наблюдательность, догадливость, чутьё положения, умение быстро схватить и обобщить все наличные данные, чтобы вовремя выбрать тон».
Планируемый результат: составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Умения: осуществлять отбор необходимой информации из текстов и иллюстраций учебника, дополнительной литературы; составлять логически выстроенное описание, рассказ.
Задания базового уровня
Расскажите о городских восстаниях в России XVII в. (предварительно составьте план рассказа).
Составьте на основе картины А. М. Васнецова «В тереме» рассказ об условиях жизни в богатом доме XVII в.
Расскажите о петровских ассамблеях.
Задания повышенного уровня
Составьте рассказ о достижениях русской культуры XVII в.
Назовите источники информации, из которых вы почерпнули сведения для своего рассказа.
Опишите положение народов своего края в XVII вв. Какие источники вы использовали для составления описания?
Составьте рассказ о путешествии в Петербург времён Екатерины II.
Напишите небольшое сочинение на тему «Один день из жизни богатого горожанина в России XVII в.». Выберите сословие, к которому принадлежите, род занятий, материальное положение, состав семьи и опишите распорядок своего дня и ежедневные занятия.
Умения: составлять логически выстроенное описание, рассказ; формулировать и обосновывать заключение, выводы.
Задание базового уровня
Расскажите о преобразованиях Петра I в области государственного управления. В чём значение этих преобразований?
Задания повышенного уровня
Расскажите об одном из событий истории родного края, произошедших в XVII—XVIII вв. Как оно связано с историей страны?
Составьте характеристику (исторический портрет) Оливера Кромвеля. Объясните, благодаря чему он стал одним из руководителей английской революции XVII в.
Планируемый результат: систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе.
Умение: группировать и классифицировать события по их принадлежности к историческим процессам.
Задание базового уровня
Какие из названных событий связаны с закрепощением крестьян в России? Выберите два верных ответа.
1) Издание указов об «урочных летах»; 2) принятие Табели о рангах; 3) прекращение созыва Земских соборов; 4) принятие Соборного уложения 1649 г.
Задание повышенного уровня
Определите, о каком важнейшем процессе, начавшемся в России в XVII в., свидетельствуют следующие факты: а) появление крупных торговых ярмарок; б) специализация районов производства и продажи товаров; в) увеличение денежного оброка с крестьян.
Задания базового уровня
1. Составьте таблицу «Социальные движения в России в XVII в.».
Время выступления |
Место, территория |
Состав участников |
Против чего и кого направлено |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Составьте схему государственного управления при Петре I.
Задание повышенного уровня
Заполните таблицу «Движущие силы европейской Реформации».
Участники (социальные слои) |
Цели выступлений |
Формы выступлений |
|
|
|
|
|
|
Планируемый результат: раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени.
Умение: выделять главные признаки исторических явлений, событий.
Задания базового уровня
1. По Табели о рангах, принятой в 1722 г., продвижение по службе зависело от:
1) размеров земельных владений; 2) личных достоинств и заслуг; 3) знатности рода.
2. Соотнесите понятия, термины и их объяснения.
Понятие, термин |
Объяснение |
А) Мануфактура |
1) Центральное государственное учреждение |
Б) Подушная подать |
2) Общественное собрание |
В) Коллегия |
3) Основной налог, взимаемый с мужского населения податных сословий |
|
4) Предприятие, основанное на разделении труда и ручном производстве |
Задания повышенного уровня
Охарактеризуйте политику Екатерины II в отношении дворянства.
Объясните, какие идеи составляли основу протестантских учений. Как они воплощались в жизни последователей протестантизма?
Раскройте предпосылки и сущность промышленного переворота в европейских странах.
Умение: конкретизировать содержание общих понятий применительно к данной эпохе, исторической общности (на примерах событий, ситуаций, действий людей и т. д.).
Задание базового уровня
Что из названного было характерно для развития культуры в России в первой четверти XVIII в.?
1) Проникновение и насаждение западноевропейских образцов; 2) возникновение профессионального русского театра; 3) преодоление культурной разобщённости русских земель.
Задания повышенного уровня
Объясните, почему политику Павла I в отношении дворянства современники называли «Разжалованной грамотой дворянству».
Какие черты характерны для политики просвещённого абсолютизма в европейских странах и России? Покажите на примерах.
Умение: выявлять качественные изменения в отдельных сферах жизни общества в Новое время.
Задания базового уровня
В результате Петровских реформ государственного управления в России:
1) утвердилась абсолютная власть монарха; 2) усилилась роль Земских соборов; 3) возросла роль Боярской думы.
Новым явлением в экономике России XVII в. было:
1) появление мануфактур; 2) распространение отходничества; 3) политика меркантилизма.
Задания повышенного уровня
Какие изменения произошли в международном положении России в годы правления Петра I? Благодаря чему они были достигнуты?
Рассмотрите проблему. Английская революция середины XVII в. свергла короля Карла I. Но через несколько десятилетий в Англии была восстановлена монархия. Что всё же изменилось в этой стране в результате революции?
Планируемый результат: объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.).
Умения: выявлять в историческом тексте (учебнике, отрывках из работ историков и др.) и излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий; систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах.
Задания базового уровня
Объясните, в чём заключались причины и последствия церковного раскола в России XVII в.
Раскройте причины и итоги Северной войны.
Задания повышенного уровня
Причины восстания под руководством Е. Пугачёва по- разному характеризовались самими участниками восстания и властями. Сопоставьте различные объяснения причин. Какие из них вы считаете более убедительными?
Раскройте причины дворцовых переворотов в России (1725—1762). Какие из них вы считаете главными?
Объясните, благодаря чему восставшие в XVIII в. североамериканские колонии Великобритании сумели добиться независимости. Аргументируйте свои суждения фактами.
Планируемый результат: сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события.
Умения: раскрывать повторяющиеся черты исторических ситуаций; выделять черты сходства и различий в исторических событиях и процессах.
Задание базового уровня
Сравните положение российского дворянства в петровскую и екатерининскую эпохи. Какие изменения (какого характера) в нём произошли?
Задания повышенного уровня
Сравните положение крепостных и государственных крестьян в России в XVII в. Выделите черты сходства и различия.
Сравните восстания под предводительством С. Разина и под предводительством Е. Пугачёва по плану: 1) время выступления; 2) территория, охваченная восстанием; 3) состав участников; 4) против чего и кого направлено; 5) чем закончилось. Выделите черты сходства и различий.
Умение: выявлять общие черты и особенности развития отдельных стран, развёртывания исторических процессов.
Задание базового уровня
Назовите особенности политического устройства германских земель в XVIII в.
Задание повышенного уровня
Объясните, что такое мануфактура. Сравните организацию мануфактурного производства в XVIII в. в России и странах Западной Европы. В чём заключались общие черты, особенности?
Планируемый результат: давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени. Умения: раскрывать оценки исторических событий и личностей, приводимые в учебной и научно-популярной литературе; высказывать и аргументировать свои оценочные суждения.
Задание базового уровня
Назовите важнейшие преобразования Петра I в сфере культуры и быта и дайте им оценку. Каких слоев населения они касались?
В исторической традиции Пётр I именуется Петром Великим. Согласны ли вы с такой оценкой? Своё мнение обоснуйте.
Объясните, как вы понимаете слова А. С. Пушкина: «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Как вы считаете, действительно ли «пугачёвский бунт» был бессмысленным? Своё мнение обоснуйте.
Дайте оценку правлению английской королевы Елизаветы I. Какие черты личности позволили ей войти в круг наиболее значительных европейских монархов её времени?
Охарактеризуйте вклад французских просветителей в развитие общественных идей в XVIII в.
Умение: сопоставлять отдельные оценки, выявляя их сходство и расхождения.
Задание базового уровня
Прочтите информацию и ответьте на вопрос.
Выдающийся немецкий художник Альбрехт Дюрер, посетив в 1506 г. Венецию, писал близким: «Здесь я благородный человек, а дома меня считают паразитом».
Почему в начале XVI в. так различалось положение художника в Венеции и на родине Дюрера?
Задание повышенного уровня
Рассмотрите приводимую ниже характеристику императрицы Елизаветы Петровны, данную Екатериной II, и ответьте на вопросы.
«Императрица Елисавета имела от природы много ума, она была очень весела и до крайности любила удовольствия; я думаю, что у нея было от природы доброе сердце, у нея были повышенныя чувства и много тщеславия, она вообще хотела блистать во всём и желала служить предметом удивления; я думаю, что ея физическая красота и врождённая лень очень испортили ея природный характер... Ея лень помешала ей заняться образованием ея ума, и в ея первой молодости [воспитание ея] было совсем заброшено... а так как она не имела ни одного твёрдого принципа и не была занята ни одним серьёзным и солидным делом, то при ея большом уме она впала в такую скуку, что в последние годы своей жизни она не могла найти лучшего средства, чтобы развлечься, как спать, сколько могла».
1) Какие черты Елизаветы Петровны считает главными Екатерина II?
Какие характеристики Елизаветы Петровны приводятся в учебниках, современной исторической литературе? Есть ли в них сходство и различия с мнением Екатерины II?
Как вы считаете, была ли объективна Екатерина II? Аргументируйте своё мнение.
Часть 2 (XIX в.)
Планируемый результат: локализовать во времени (на основе знания хронологии) основные этапы и ключевые события отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время.
Умение: определять принадлежность события к историческому периоду, этапу.
Задания базового уровня
В каком году была открыта железная дорога Санкт- Петербург — Москва?
1) 1801 г.; 2) 1824 г.; 3) 1851 г.; 4) 1891 г.
В какие годы проводились зарубежные походы российских войск? Укажите две верные даты из четырёх предложенных.
1) 1808-1809 гг.; 2) 1813-1814 гг.; 3) 1848-1849 гг.; 4) 1853— 1856 гг.
□ Верный ответ: 2, 3.
Если верно указаны две даты, ставится 2 балла, если одна дата — 1 балл.
Задания повышенного уровня
Какое из названных событий произошло позже всех других?
Морозовская стачка;
восстание под предводительством Е. Пугачёва;
суд над петрашевцами;
выступление декабристов.
Определите, по какому основанию составлены приведённые ряды дат.
1801 г., 1825 г., 1855 г., 1881 г.
1812 г., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.
1803 г., 1837 г., 1861 г.
Умение: проводить синхронизацию событий отечественной и всеобщей истории.
Задание базового уровня
Первые рабочие организации были созданы в странах Западной Европы в 1860-е гг. Когда появились первые рабочие организации в России? Назовите их.
Задание повышенного уровня
Объясните сущность промышленного переворота. В какие годы он происходил в странах Западной Европы и в России? С чем было связано различие хронологии?
Умение: излагать подходы к периодизации отечественной и всеобщей истории Нового времени (приводимые в учебнике), раскрывать отличительные черты отдельных периодов.
Задание базового уровня
Объясните, какие годы и почему историки выделяют как период Наполеоновских войн.
Задание повышенного уровня
Дайте характеристику двух периодов царствования Александра I. Какие события, процессы были определяющими для первого и второго из них?
Планируемый результат: применять знание фактов для характеристики эпохи Нового времени, её процессов, явлений, ключевых событий.
Умение: указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
Задания базового уровня
Какие из названных сражений произошли в ходе Отечественной войны 1812 г.?
под Кромами, под Новгородом;
под Нарвой, у деревни Лесной;
под Смоленском, под Малоярославцем;
в Севастополе, под Карсом.
Что из названного произошло в царствование Николая I?
составление Свода законов Российской империи;
учреждение военных поселений;
продажа Аляски Соединённым Штатам Америки;
отмена крепостного права.
Установите соответствие между историческими лицами, являвшимися единомышленниками, соратниками в своей деятельности.
А) К. Ф. Рылеев |
1) Н. А. Римский-Корсаков |
Б) К. С. Станиславский |
2) М. М. Сперанский |
В) М. П. Мусоргский |
3) П. Г. Каховский |
|
4) В. И. Немирович-Данченко |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
|
|
|
□ Верный ответ: 3, 4, 1.
Умение: группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
Задания базового уровня
Укажите известных российских архитекторов XIX в. Выберите два верных ответа.
1) А. Н. Воронихин; 2) К. П. Брюллов; 3) К. И. Росси; 4) В. И. Даль; 5) И. Е. Репин.
В каких из названных стран в 1848—1849 гг. произошли революции? Укажите два верных ответа.
1) Испания; 2) Великобритания; 3) Франция; 4) Австрийская империя.
Планируемый результат: использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизаций и др.
Умение: находить и показывать на карте исторические объекты, места событий и др.
Покажите на карте территории, присоединённые к России во второй половине XIX в.
Покажите на карте основные индустриальные центры России конца XIX в. Какие из них сложились в пореформенный период?
Задания повышенного уровня
Расскажите, используя историческую карту, об основных событиях Отечественной войны 1812 г. Что даёт информация карты для объяснения причин поражения Наполеона Бонапарта в военной кампании против России?
Покажите по исторической карте, как происходило объединение германских земель во второй половине XIX в.
Умение: прослеживать маршруты значительных передвижений людей в различных регионах и в глобальном масштабе.
Задание базового уровня
Покажите на карте маршрут первой кругосветной экспедиции российских моряков.
Задание повышенного уровня
Проследите по карте маршрут похода гарибальдийской «Тысячи» в 1860 г. Какое значение имел этот поход для истории Италии?
Умение: выявлять на основе информации карты изменения, происходившие в результате значительных социально-экономических и политических событий и процессов.
Задание базового уровня
Покажите на карте страны Центральной и Южной Америки, добившиеся независимости в первой четверти XIX в.
Задания повышенного уровня
Используя историческую карту, объясните, как и в результате чего изменилось геополитическое положение России на протяжении XIX в.
Объясните, привлекая информацию исторической карты, что изменилось в США после того, как завершилась Гражданская война 1861 — 1865 гг.
Планируемый результат: анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Умение: проводить поиск информации в источнике (текст, изображение, памятник и др.).
Задание базового уровня
Прочитайте отрывок из сочинения историка Д. И. Иловайского и укажите, после какого сражения Отечественной войны 1812 г. происходили описываемые события.
«Потеряв много генералов (в том числе Багратиона и храброго графа Кутайсова) и почти половину войска, Кутузов не решился возобновить сражение на другой день и отступил за Можайск; Наполеон провозгласил победу. Русские готовились к новой битве...»
1)Под Смоленском; 3) под Тарутином;
2)при Бородине; 4) под Малоярославцем.
Задания повышенного уровня
Прочитайте отрывок из записок А. И. Кошелева и назовите течение общественного движения в России XIX в., о котором идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Этот кружок, как и многие другие ему подобные, исчез бы бесследно с лица земли, если бы в числе его участников не было одного человека, замечательного по своему уму и характеру, по своим разнородным способностям и знаниям, и в особенности по своей самобытности и устойчивости, т. е. если бы не было Алексея Степановича Хомякова... Безусловная преданность православию... любовь к народу русскому, высокое о нём мнение и убеждение в том, что изучение его истории и настоящего быта одно может вести нас к самобытности в мышлении и жизни, составляли главные и отличительные основы и свойства образа мысли Хомякова».
Прочитайте отрывки из воспоминаний и определите, о каких событиях рассказывает автор.
«Значительная часть города была уже в руках версальцев, которые продвигались по обоим берегам Сены, а военная делегация не умела оказать им мало-мальски серьёзного сопротивления. Лавина готовилась обрушиться на нас, а большинство наших батальонов находились вне Парижа или были разбросаны по разным пунктам... Тем временем борьба продолжалась — жестокая и кровавая. Но мало кто из наших предвидел ужасные массовые казни и дикие убийства пленных, без различия возраста и пола, вплоть до детей».
Умение: определять смысл (главную идею) высказывания, изображения.
Задание базового уровня
Рассмотрите картину В. Г. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом». Как вы определите главную идею картины? С помощью каких приёмов художник раскрывает эту идею?
Задание повышенного уровня
Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.
«Петрашевский, ещё с юношества заразившись либеральными понятиями, которые, по окончании в 1841 г. университетского курса, в нём ещё более укоренились от усвоенных им социальных и коммунистических идей... возымел замысел на ниспровержение нашего государственного устройства... с 1845 года начал действовать уже в духе пропаганды и собирать у себя, в известные дни, знакомых ему учителей, литераторов, студентов, кончивших или оканчивающих курс, и вообще лиц из разных сословий. На сходках сих происходили либеральные разговоры, читались лекции и речи в духе социализма и коммунизма, нападали на религию и верование во всё святое, осуждали наше государственное управление... порицали правительственные лица...»
Какой характер носит представленный в документе портрет героя?
Как можно на основе текста документа определить взгляды, позицию его авторов?
Умение: сопоставлять и систематизировать информацию из различных источников.
Задание базового уровня
Сопоставьте изображения Наполеона Бонапарта на картинах А. Гро «Наполеон на Аркольском мосту» и Ж. Л. Давида «Коронация Наполеона I и императрицы Жозефины». Какие стороны личности Наполеона показаны на одной картине, а какие — на другой?
Задание повышенного уровня
Сравните основные положения программных документов декабристов — «Русской правды» П. И. Пестеля и «Конституции» Н. Муравьёва — и укажите, что в них было общим, а что различным.
Планируемый результат: составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Умения: осуществлять отбор необходимой (ключевой) информации из текстов и иллюстраций учебника, дополнительной литературы; составлять логически выстроенное описание, рассказ.
Задания базового уровня
Охарактеризуйте повинности помещичьих крестьян в России в первой половине XIX в.
Составьте описание одного из архитектурных памятников русского классицизма (ампира) (по выбору — Казанский и Исаакиевский соборы в Санкт-Петербурге, здание Московского университета, памятник классицизма в родном городе).
Задания повышенного уровня
Используя текст учебника и документы, подготовьте сообщение на тему «Хождение в народ».
Расскажите о жизни купеческого сословия в вашем городе, крае во второй половине XIX в. Объясните, какие источники вы при этом использовали.
Составьте исторический портрет Наполеона Бонапарта.
Умение: формулировать и обосновывать заключение, выводы.
Задания базового уровня
Объясните причины победы России в Отечественной войне 1812 г. Подтвердите свои суждения фактами.
Составьте заключение, почему в Гражданской войне в США (1861 — 1865) победу одержали северные штаты.
Задание повышенного уровня
Раскройте, в чём состояли сущность и итоги Великих реформ 1860—1870-х гг. в России.
Планируемый результат: систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Умение: группировать и классифицировать события по их принадлежности к историческим процессам.
Задания базового уровня
Какие из перечисленных ниже событий произошли в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 гг.? Укажите два верных ответа.
1) Оборона Шипки; 2) сражение у Лесной; 3) оборона Севастополя; 4) штурм Плевны.
Что из перечисленного относилось к деятельности революционных народников в 1870-е гг.? Укажите два верных ответа.
1) Создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»; 2) террор против царя и высших чиновников; 3) создание организации «Земля и воля»; 4) организация рабочих профсоюзов.
Задания повышенного уровня
1. Распределите на группы понятия, относящиеся к дореформенной (группа I) и пореформенной (группа II) России.
1) Временнообязанные крестьяне; 2) отрезки; 3) барщина; 4) отходничество; 5) всесословная воинская повинность; 6) земства.
Группа 1 |
Группа II |
|
|
□ Верный ответ: I — 3, 4; II — 1, 2, 5, 6.
2. Какие из названных событий относятся к международным отношениям второй половины XIX в.? Укажите три верных ответа.
1) Берлинский конгресс; 2) Франко-германская война; 3) создание Священного союза; 4) борьба народов Латинской Америки за независимость; 5) Наполеоновские войны; 6) создание Тройственного союза.
Задание базового уровня
Представьте в виде схемы систему центральных органов власти, сложившуюся при Петре I.
Задания повышенного уровня
1. Заполните таблицу «Великие реформы 1860—1870-х гг.».
Реформа |
Основные преобразования, нововведения |
Значение реформы |
|
|
|
|
|
|
2. Заполните таблицу «Французская революция конца XVIII в.». |
||
Этап революции |
Органы, силы, находившиеся у власти |
Характер политики |
|
|
|
|
|
|
Планируемый результат: раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени.
Умение: выделять главные признаки исторических явлений, событий.
Задание базового уровня
Назовите основные черты внутренней политики Александра III.
Задания повышенного уровня
1. Охарактеризуйте основные направления общественной мысли в России в 30—50-е гг. XIXв.
2. Составьте тезисы на тему «Участники и основные формы социальной борьбы в европейских странах в первой половине XIX в.».
Умение: конкретизировать содержание общих понятий применительно к данной эпохе, исторической общности (на примерах событий, ситуаций, действий людей и т. д.).
Задание базового уровня
Что свидетельствовало о начале промышленного переворота в России в первой половине XIX в.?
Задания повышенного уровня
Представьте характеристику реализма как течения российской живописи XIX в., используя в качестве примера творчество его выдающихся представителей (по выбору — И. Е. Репин, В. Г. Перов и др.).
Историки называют XIX столетие «веком национализма». Какие явления и события в истории европейских стран дали основание для такого определения?
Умение: выявлять качественные изменения в отдельных сферах жизни общества в Новое время.
Задание базового уровня
Расскажите о преобразованиях в области государственного управления, осуществлённых Николаем I, оцените их последствия.
Задание повышенного уровня
Охарактеризуйте изменения в экономическом и социальном развитии России во второй половине XIX в.
Планируемый результат: объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.).
Умения: выявлять в историческом тексте (учебнике, отрывках из работ историков и др.) и излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий; систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах.
Задания базового уровня
Назовите предпосылки отмены крепостного права в России.
Охарактеризуйте цели и результаты «хождения в народ».
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
В числе целей «хождения в народ» могут быть названы: просвещение крестьян; пропаганда среди крестьян идеалов лучшего социального строя. Результатами «хождения в народ» были: аресты пропагандистов, суды над ними; неприятие, непонимание крестьянами идей и призывов участников «хождения»; в ряде случаев обращения крестьян в полицию с доносами на народников; разочарование народников в пропагандистской работе, усиление позиций сторонников террора |
Задания повышенного уровня
1. Систематизируйте информацию из учебника о последствиях присоединения к Российской империи территорий Казахстана и Средней Азии. Обратите внимание на две группы последствий: для империи в целом и для народов, вошедших в её состав.
2. Охарактеризуйте итоги европейских революций 1848— 1849 гг. Были ли достигнуты цели, которые ставили перед собой их участники? Что стало главным результатом этих революций?
Планируемый результат: сопоставлять развитие России и других стран в Новое время; сравнивать исторические ситуации и события.
Умение: раскрывать повторяющиеся черты исторических ситуаций; выделять черты сходства и различий в исторических событиях и процессах.
Задание базового уровня
Сравните тактику революционных и либеральных народников в России второй половины XIX в. В чём заключались различия?
Задание повышенного уровня
Сравните взгляды славянофилов и западников на пути развития России. В чём заключались основные различия? Имелись ли черты сходства? (Ответ рекомендуется оформить в виде таблицы.)
Умение: выявлять общие черты и особенности развития отдельных стран, развёртывания исторических процессов.
Задания базового уровня
Назовите особенности промышленного переворота в России (в сравнении со странами Западной Европы).
Чем отличался политический строй России от строя ведущих европейских государств в конце XIX в.?
Задания повышенного уровня
Сравните положение русского и французского крестьянина в первой половине XIX в. В чём заключались основные различия?
Сравните политический строй Великобритании и Франции в конце XIX в. Назовите основные различия и общие черты.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
|
1. Могут быть названы следующие различия: |
|
Великобритания |
Франция |
Форма государства — монархия |
Форма государства — республика |
Система двух правящих партий |
Преобладание коалиционных правительств |
2. Общие черты: наличие парламентов; существование различных политических партий; смена партий у власти в результате выборов |
Планируемый результат: давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Умение: раскрывать оценки исторических событий и личностей, приводимые в учебной и научно-популярной литературе;
высказывать и аргументировать свои оценочные суждения.
Задания базового уровня
Дайте оценку деятельности М. М. Сперанского.
Приведите оценки характера и значения реформ 1860— 1870-х гг., излагаемые в учебной литературе. Что вы отнесёте к важнейшим результатам этих реформ?
Задания повышенного уровня
1. Объясните, какое значение имели Заграничные походы русской армии в 1813—1814 гг. для: а) международного положения России; б) её внутреннего развития.
2. Охарактеризуйте место О. фон Бисмарка в германской истории (по выбору — в форме исторического портрета, эссе).
Умение: сопоставлять отдельные оценки, выявляя их сходство и расхождения.
Задание базового уровня
Прочтите отрывки из речи известного деятеля Французской революции М. Робеспьера при обсуждении вопроса о суде над королём Людовиком XVI (декабрь 1792 г.) и ответьте на вопросы.
«Здесь речь идёт отнюдь не о судебном процессе. Людовик отнюдь не обвиняемый: вы не судьи, вы лишь государственные деятели, представители народа... Речь идёт отнюдь не о том, чтобы вынести какому-либо человеку приговор или оправдать его. Вам надлежит принять меры общественного спасения, осуществить акт государственной прозорливости...
Людовик некогда был королём, ныне учреждена республика... Людовика нельзя судить; он уже осуждён».
Какие две альтернативные точки зрения на сущность суда над королём упомянуты в выступлении М. Робеспьера? Какой из них придерживался он сам?
Задание повышенного уровня
Современники и историки по-разному оценивали выступление декабристов. Приведите известные вам оценки. Выскажите суждение, от чего зависела та или иная оценка.