Разработки уроков

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Начальные классы

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Русский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Литература

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Английский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Немецкий язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Французский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

История

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Обществознание

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Биология

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

География

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Математика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

 

В заданиях №1-3 у учащегося проверяются навыки соотнесения определенных текстов с эпохами, поиска, интерпретации и оценки информации, полученной из источника, а также исполь­зования знаний при анализе проблематики текста, авторской по­зиции и т.д. Каждое из заданий содержит один или несколько во­просов, на которые необходимо дать краткий и свободный ответ.

Учащемуся необходимо прочитать отрывок из историческо­го источника и выполнить задания на проверку определенных умений при работе с текстом - определить автора, время, обстоя­тельства и цели создания источника (задание №1), осуществить поиск информации в источнике (задание №2), применить подхо­ды временного, пространственного и структурно- функционального подходов (задание №3)


Остановимся на каждом задании подробнее.

При выполнении задания №1, суть которого сводится к соотнесению текста с определенной эпохой, следует обращать внимание на точность формулировки ответа. Если, к примеру, правильный ответ - «Отечественная война 1812 г.», а учащийся указал «Отечественная война» без указания года, то этот ответ не будет признан правильным.

Выполняя задание №2, учащийся должен осуществить по­иск информации в отрывке из источника. Важно, чтобы формули­ровка ответа точно соответствовала содержанию вопроса. При этом не обязательно, чтобы ответом на вопрос был переписанный соответствующий фрагмент из текста, однако это возможно. Важ­но помнить, что необходимо следовать строгой логике вопроса.

В задании №3 проверяются представления учащегося об эпохе, способность анализа проблематики, позиции автора. Отве­ты на это задание требуют обобщения исторического материала, а также установления причинно-следственных связей.


Пример задания.

Из исторического документа

«На двадцатом году возраста своего, видя государство в великой тоске и печали от насилия сильных и от неправд, умыс­лил царь привести всех в любовь. Посоветовавшись с митрополи­том, как бы уничтожить крамолы, разорить неправды, утолить вражду, приказал он собрать своё государство из городов всякого чина.

Когда выборные съехались, <...> в воскресный день вышел с крестами на Лобное место и после молебна начал говорить мит­рополиту: "Молю тебя, святый владыко! Будь мне помощник и любви поборник. Знаешь сам, что я после отца своего остался четырёх лет, после матери восьми; родственники меня не берег­ли, а сильные мои бояре и вельможи обо мне не радели и само­властны были".

Поклонившись на все стороны, <...> продолжал: "Люди Божии и нам дарованные Богом! Теперь нам ваших обид, разорений и налогов исправить нельзя вследствие продолжительного моего несовершеннолетия, пустоты и беспомощности, вследствие не­правд бояр моих и властей, бессудства неправедного, лихоимства и сребролюбия; молю вас, оставьте друг другу вражды и тягости, кроме разве очень больших дел: в этих делах и в новых я сам бу­ду вам, сколько возможно, судья и оборона, буду неправды разо­рять и похищенное возвращать".

В это время расположение царя к Алексею Фёдоровичу до­стигло высшей степени: в тот самый день, в который говорена была речь к народу, <...> пожаловал Алексея Фёдоровича и ска­зал ему: "Алексей! Взял я тебя из нищих и самых незначительных людей. Слышал я о твоих добрых делах и теперь взыскал тебя выше меры твоей для помощи души моей. Поручаю тебе прини­мать челобитные от бедных и обиженных и разбирать их внима­тельно. Не бойся сильных и славных, похитивших почести и гу­бящих своим насилием бедных и немощных; не смотри и на лож­ные слёзы бедного, клевещущего на богатых, ложными слезами хотящего быть правым, но все рассматривай внимательно и при­носи к нам истину, боясь суда Божия; избери судей правдивых от бояр и вельмож"».


№ 1. Назовите царя, имя которого трижды пропущено в тексте. Назовите его отца и мать, упоминаемых в документе.

Задание на атрибуцию исторического источника требует внимательности и поиска слов-маркеров, которые помогут опре­делить эпоху, к которой относится текст, его возможное автор­ство. В тексте речь идет о царе, указывается его возраст - два­дцать лет. Царь собирает «выборных», что свидетельствует о наличие органа сословно-представительной власти - Земского собора. Царь крайне негативно относится к «бессудству и сребро­любию» бояр, большим расположением царя пользуется Алексей Федорович. Сопоставив факты, становится понятным, что речь в тексте идет об Иване IV, Алексей Федорович - это Алексей Адашев, член Избранной рады. Матерью Ивана была Елена Глинская, а отцом - великий князь и государь Василий III.

 

Текст №1. Из сочинения историка В.О. Ключевского.

«В самом начале 1613 года в Москву стали съезжаться вы­борные со всех концов Русской земли. Это был первый бесспорно всесословный земский собор с участием посадских и даже сель­ских обывателей.

На соборе первым делом решили среди иноземцев нового царя не искать. Но выбрать своего царя оказалось непросто. Одни предлагали одного, другие - другого, перебирали великие роды, но не могли ни на ком согласиться и так потеряли немало дней. Многие кандидаты пытались подкупать избирателей, засылали к ним с подарками и обещаниями.

Наиболее вероятными кандидатами на избрание были: кня­зья Галицкий, Мстиславский, Воротынский, Трубецкой и М.Ф. Романов. Неоднозначной при обсуждении была и кандидатура Михаила Романова, отец которого Филарет был ставленником обоих самозванцев, получил сан митрополита от первого и про­возглашен патриархом в подмосковном лагере второго.

Сам по себе Михаил, 16-летний мальчик, имел мало видов на престол, однако на нем сошлись такие враждебные силы, как дворянство и казачество.

Окончательное решение было предоставлено всей земле. Тайно разослали по городам верных людей, чтобы выведать мне­ние народа, кого хотят на Московское государство царем. По­сланные возвратились с донесением: быть государем М.Ф. Рома­нову».

№ 1. К какому периоду российской истории относятся опи­санные в документе события? С какой целью был созван Земский собор? Почему историк называет его «всесословным»? Укажите всего не менее трех положений.

№ 2. Используя знания по истории и текст документа, укажите, как объясняет историк сложность поставленной на собо­ре задачи. Назовите не менее трех положений.

№ 3. Чем был обусловлен выбор Михаила Романова? В чем заключалось значение принятого на Земском соборе решения? Укажите в общей сложности не менее трех положений.


Текст №2. Прочтите отрывок из грамоты.

«От царя и великого князя Владислава Жигимонтовича всея Русии, в Московское государство, боярам нашим... и всяким лю­дям Московского государства.

Ведомо вам, как судьбами Божиими в Московском государ­стве прироженный корень великих государей Росийских извёл- ся...И Московского государства патриарх, архиепископы и весь духовный чин, по тому ж бояре и вы все всяких чинов люди всего Московского государства, уразумев то, что не от царского корня государю быть трудно, земля вся будет в междуусобице, целовали меж себя крест, что вперёд из московских родов на государство не избирать, а выбрать бы из иных государств от царского корня, ...и выбрали на Московское государство нас, великого государя... и крест нам, великому государю, целовали всею землёю, и с гет­маном Желковским, воеводою Киевским... укрепились, что быть нам государем царём и великим князем... всея Русии и послали бить челом к великому Жигимонту королю послов своих, от всей земли, Филарета митрополита Ростовского и Ярославского, да князя Василья Васильевича Голицына с товарищи, ...и Филарет митрополит начал делать не по тому наказу, каков дан был им от вас, прочил и замышлял на Московское государство сына своего Михаила.

И ...государь король прошения всего Московского государ­ства не отверг и дать нас, великого государя, на Московское цар­ство обещал; и замешкался наш поход в Московское государ­ство... И ныне мы, великий государь... пришли в совершенный возраст к скипетродержанию... И вам бы, всяким людям Москов­ского государства... вспомнить своё крестное целование, нам, ве­ликому государю, добить вскоре челом и служить с радостью...

А вера христианская стародавнего закона греческого от­нюдь ни в чём не будет нарушена... а вотчины, и поместья, и де­нежное жалованье, всем будет так, как и прежде, а наипаче от нас, великого государя, по заслугам своим все будут пожалованы, и детям боярским будет в службе вольность... по договору гетма­на Желковского. А о Михаиле, Филаретове сыне, как даст Бог бу­дем на царском своём престоле, на Москве, и в те поры наше царское милосердие будет по прошению всей земли...»


№ 1. Укажите, кем (по своему социальному происхожде­нию) являлся человек, который назван в грамоте «царём и вели­ким князем». Укажите время (с точностью до десятилетия), когда этот человек вышел в задержавшийся поход на Москву и издал данную грамоту. Укажите, кем стал ко времени написания этой грамоты названный в ней «Михаил, Филаретов сын».

№ 2. В чём составитель грамоты обвинял Филарета? Ука­жите не менее двух обязательств, которые в этой грамоте даются московским людям, чтобы они признали царём Владислава Жигимонтовича.

№ 3. Укажите год, когда был заключён договор, который упоминается в грамоте. Укажите, по какой причине он не был ис­полнен. Назовите войну, завершившуюся миром, по которому ав­тор этой грамоты отказался от своих претензий на московский трон.


Текст №3. Из работы историка Б.А. Рыбакова.

Известно, что упразднение "диктатуры сердца" вызвано бы­ло манифестом нового государя - манифестом, в котором было заявлено о самодержавии как коренной, незыблемой основе нашего государственного строя... По рассказам весьма сведущих лиц, они (говорю о Лорис-Меликове и Милютине) были убеждены, что государь не может обойтись без них, не найдет советников, которые пользовались бы такою же популярностью, а потому по­дали просьбы об отставке с твёрдою уверенностью, что останутся на местах, но случилось иначе... И действительно, к чему было это торжественное заявление перед лицом всего народа? В пред­шествовавшее время было немало заявлений подобного рода, и общество изверилось в них, приучилось не придавать им серьёз­ного значения; требовалось действие, а не более или менее пыш­ные формы; если государь хотел засвидетельствовать, что со вступлением его на престол порвана всякая связь с прежним направлением, то достаточно было бы просто-напросто уволить министров, которые в общем мнении служили наиболее видными представителями этого направления. Всякий бы понял смысл этой меры».

«Помимо красочной и драматической внешней истории княжеств и князей, эта эпоха крайне интересна для нас теми обостренными отношениями между князьями и боярством, кото­рые так явственно обозначились уже во времена Ярослава Осмомысла. Если отбросить элемент личной выгоды и корысти, ... то следует признать, что проводимая ими политика концентрации земель, ослабления уделов и усиления центральной княжеской власти объективно была безусловно прогрессивной, поскольку совпадала с народными интересами. В проведении этой политики князья опирались на широкие слои горожан и на выращенные ими самими резервы мелких феодалов («отроки», «детские», «милостники»), полностью зависевших от князя.

Необходимо обратить внимание на то, что начальная фаза отого периода> (до того, как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) характеризуется не упадком культуры, как можно было бы ожидать, ... а, наоборот, бурным ростом городов и ярким расцветом русской культуры во всех ее проявлениях. Из этого следует, что новая политическая форма, очевидно, содей­ствовала (может быть, на первых порах) прогрессивному разви­тию».


№ 1. Привлекая знания по истории и текст документа, дайте оценку этому периоду. Приведите не менее трех аргумен­тов.

№ 2. Используя текст документа и привлекая знания по истории, укажите не менее трех характерных черт этого периода.

№ 2. Укажите название и хронологические рамки истори­ческого периода, о котором говорится в отрывке. Используя зна­ния по истории, назовите крупнейшие политические центры этого периода. Укажите в общей сложности не менее трех положений.


Текст № 4. Из труда историка С.М. Соловьева.

«До вступления на престол [...] выразилось народное дви­жение, направленное против преобладания иноземцев, утвер­дившегося в два последних царствования... С первых же дней ее царствования было видно, что национальное движение будет со­стоять в возвращении к правилам Петра Великого, следователь­но, согласно с этими правилами должен был решиться вопрос об отношении русских к иностранцам, а правило Петра было извест­но: должно пользоваться искусными иностранцами, принимать их на службу, но не давать им предпочтения пред русскими и важ­нейшие места в управлении занимать исключительно последними.

Она объявила о ликвидации Кабинета министров и учре­ждении императорского Совета... Императрица также предприня­ла меры к возрождению и укреплению некоторых учреждений, созданных при Петре I. Так, Сенат снова стал правительствую­щим, т.е. главным после императрицы органом власти в стране. Он был пополнен русскими вельможами.

[Она] восстановила некоторые петровские коллегии, а так­же Главный магистрат. Расправы в отношении знати и дворянства прекратились.

Армия и флот вновь оказались в центре внимания прави­тельства. Императрица поощряла строительство новых кораблей и восстановила количественный состав русской армии, как при Петре I. Продолжалось укрепление государственного аппарата».


№ 1. О какой императрице идет речь в приведенном от­рывке? Назовите годы ее царствования.

№ 2. Используя текст документа и знания из курса исто­рии, назовите, что было предпринято императрицей для «воз­вращения к правилам Петра Великого». Укажите не менее трех положений.

№ 3. Какими чертами, по мнению историка, отличается это царствование? Укажите не менее трех положений.


Текст № 5. Прочтите отрывок из мемуаров современника.

«Будучи сыном мелкопоместного дворянина, он поступил кадетом в артиллерийское училище, где до того отличался спо­собностями и прилежанием, что вскоре был произведён в офице­ры и назначен преподавателем геометрии. Но в этой должности он проявил себя таким тираном и так жестоко обращался с каде­тами, что его перевели в артиллерийский полк, часть которого попала в Гатчину. В Гатчине <...> вскоре обратил на себя внима­ние Павла, сделался самым необходимым человеком в гарнизоне Гатчины и приобрёл неограниченное доверие великого князя. Надо сказать правду, что он был искренне предан Павлу, чрезвы­чайно усерден к службе и заботился о личной безопасности им­ператора. У него был большой организаторский талант, и во вся­кое дело он вносил строгий метод и порядок, которые старался поддерживать строгостью, доходившею до тиранства.

При вступлении на престол императора Павла он был про­изведён в генерал-майоры, сделан шефом Преображенского пол­ка и назначен петербургским комендантом. Так как он прежде служил в артиллерии, то сохранил большое внимание на этот род оружия и, наконец, был назначен начальником всей артиллерии, в каковой должности оказал большие услуги государству.

Он был, действительно, беспристрастен в исполнении суда и крайне бережлив на казённые деньги. В царствование Павла <...> был, несомненно, из тех людей, которые возбудили неудо­вольствие общественного мнения против правительства, и импе­ратор Павел, по природе человек проницательный, наконец, уда­лил его. Но, когда после смерти Павла новый император снова призвал <...> на службу и дал его влиянию распространиться на все отрасли управления, причём он на деле сделался первым ми­нистром, тогда <...> по истине стал бичом всего государства и довёл императора до того шаткого положения, в котором он находился в минуту своей смерти в Таганроге и которое разреши­лось бунтом, вспыхнувшим при вступлении на престол императо­ра <...>, первою мерою которого для успокоения умов было увольнение и удаление графа <...>».


№ 1. Назовите государственного деятеля, которому по- свящён отрывок. Назовите императора, в годы правления которо­го этот государственный деятель достиг своего наивысшего могу­щества. Назовите императора, в годы правления которого завер­шилась карьера этого государственного деятеля.

№ 2. Какие личные черты, способствовавшие возвышению данного деятеля, называет автор в своих мемуарах? Укажите лю­бые три черты.

№ 3. Используя текст и привлекая исторические знания, укажите три направления государственной (военно-государственной) деятельности человека, которому посвящён от­рывок.


Текст № 6. Прочтите отрывок из законодательного акта.

«...дед наш, Пётр Великий... в тогдашнее ж время россий­скому дворянству... повелел вступить в военные и гражданские службы ... Правда, что таковые учреждения, хотя и в начале ка­зались тягостными и несносными для дворянства... (но) последо­вали от того неисчётные пользы, переменилось невежество в здравый рассудок, полезное знание и прилежность к службе умножило... усердие и отменную в службе нашей ревность, а по­тому и не находим мы той необходимости в принуждении к служ­бе, какая до сего времени потребна была. И тако мы... отныне впредь на вечные времена и в потомственные роды жалуем всему российскому благородному дворянству...

1. Все находящиеся в разных наших службах дворяне могут оную продолжать сколь долго пожелают, и их состояние им поз­волит, однако ж военные ни во время компании, ниже пред нача­тием оной за три месяца об увольнении из службы... просить да не дерзают...

2. А как по сему нашему всемилостивейшему установлению никто уже из дворян российских неволею службу продолжать не будет, ...разве особливая надобность потребует, но то не иначе как за подписанием нашей собственной руки именным указом по­ведено будет...

...о малолетних их детях, коих отныне повелеваем для единственного только сведения объявлять в 12 лет от рождения их в герольдии, губерниях, провинциях и городах, ...причём от родителей или от сродников их, у кого оные в смотрении, брать известия, чему они до двенадцатилетнего возраста обучены, и где далее науки продолжать желают, ...однако ж чтоб никто не дер­зал без обучения пристойных благородному дворянству наук де­тей своих воспитывать под тяжким нашим гневом...

Находящихся же ныне в нашей военной службе дворян в солдатах и прочих нижних чинах менее обер-офицера, кои не до­служились офицерства, не отставлять, разве кто более 12 лет во­енную службу продолжал, то таковые получат увольнения от службы».


№ 1. Укажите, в каком году был издан данный акт. Какое название он получил? Какой государь (государыня) его издал(-а)?

№ 2. В чём заключалось основное право, предоставленное русскому дворянству этим законодательным актом? Какие ограни­чения предоставленного дворянам права вводились этим актом (укажите не менее двух ограничений)?

№ 3. Какие другие важные внутриполитические мероприя­тия были предприняты императором, при котором был издан дан­ный акт? (Укажите одно любое мероприятие.) Как окончилось его правление? В каком последующем законодательном акте были закреплены права и привилегии дворян?


Текст № 7. Из официальных указов.

«В Бозе почивший Родитель Наш Александр II, освобождая бывших помещичьих крестьян от крепостной зависимости и уста- новляя обязательные, в смысле переходной меры, поземельные отношения их к помещикам, имел в виду, что отношения сии должны со временем прекратиться посредством выкупа крестья­нами своих наделов в собственность.

...По наибольшей части помещичьих имений крестьяне уже перешли в разряд крестьян-собственников, а временнообязанных крестьян числится ныне сравнительно немного. ...Дворянство не­которых губерний в последнее время само ходатайствовало о пе­реводе всех временнообязанных крестьян на выкуп в виде общей правительственной меры.

Считая, по завету и примеру незабвенного родителя наше­го, священным долгом своим заботиться о благосостоянии наших верноподданных... повелеваем: ...остающихся еще в обязательных отношениях к помещикам бывших помещичьих крестьян... перевести на выкуп и причислить к разряду крестьян-собственников с 1 января 1883 года».

«Обращая внимание на положение бывших помещичьих крестьян... и желая явить и им знак нашей монаршей о них забо­ты, мы повелеваем: ...Понизить выкупные платежи бывших поме­щичьих крестьян».


№ 1. Назовите императора, утвердившего приведенные указы. Укажите название и дату (год) начала проведения рефор­мы, о которой говорится в первом абзаце текста.

№ 2. Используя текст документов и ваши знания по исто­рии, укажите не менее трех мероприятий внутренней политики названного вами императора, относящихся к попыткам решения крестьянского вопроса.

№ 3. На основании содержания текста приведите причи­ны, обусловившие решение названного вами императора утвер­дить данные указы. Укажите не менее трех приведенных в тексте причин.


Текст №8. Из воспоминаний Е.М. Феоктистова.

«"Диктатура сердца" завершилась страшною катастрофой 1 марта. Я говорю «страшною», но так ли это? Помню ясно ужас­ное, потрясающее впечатление, произведённое на всех покуше­нием Каракозова, но с тех пор целый ряд злодейств такого же рода в связи с подробными о них отчетами, наполнявшими стра­ницы газет, притупили нервы публики. Мало-помалу она привык­ла к событиям такого рода и уже не видела в них ничего необы­чайного. Около 3 часов дня я узнал, что государь тяжело ранен, а вскоре затем пришла весть и об его кончине... В следующие дни такая же притупленность: некоторые высказывали прямо, что в событии 1 марта видят руку провидения; оно возвеличило импе­ратора Александра, послав ему мученическую кончину, но вместе с тем послужило спасением для России от страшных бедствий, угрожавших ей, если бы ещё несколько лет оставался на престоле несчастный монарх, который давно уже утратил всякую руково­дящую нить для своих действий...

 

№ 21. Укажите фамилию царского приближённого, о воз­вышении которого идёт речь в документе. Какую причину его возвышения называет царь? Какое назначение (поручение) при­ближённый получает от царя?

№ 1. К какому году относятся события, описанные в вос­поминаниях? Какой государственный деятель проводил политику, названную в тексте «диктатурой сердца»? Как характеризует ав­тор отношение общества к официальным заявлениям монархов?

№ 2. Используя текст, укажите не менее двух факторов, которые повлияли на описанное изменение государственной по­литики.

№ 3. Используя текст и привлекая знания из курса исто­рии, укажите, в чём состояло содержание описываемой в источ­нике перемены политического курса (приведите не менее трёх положений).


Текст № 9. Из мемуаров.

«Губернатор, видя мою решимость ехать, сказал мне: "По­думайте же, какие условия Вы должны будете подписать". - "Я их подпишу, не читая". - "Я должен велеть обыскать все Ваши вещи, Вам запрещено иметь малейшие ценности". С этими словами он ушёл и прислал ко мне целую ватагу чиновников [...] тогда мне предъявили к подписи пресловутую подписку, причём они мне сказали, чтобы я сохранила с неё копию, дабы хорошенько её за­помнить. Когда они вышли, мой человек, прочитавший её, сказал мне со слезами на глазах: "Княгиня, что Вы сделали, прочтите же, что они от Вас требуют!" - "Мне всё равно, уложимся скорее и поедем".

Вот эта подписка: "Жена, следуя за своим мужем и продол­жая с ним супружескую связь, делается естественно причастной его судьбе и потеряет прежнее звание, то есть будет уже призна­ваема не иначе как женою ссыльнокаторжного, и с тем вместе принимает на себя переносить всё, что такое состояние может иметь тягостного, ибо даже начальство не в состоянии будет за­щищать её от ежечасных могущих быть оскорблений от людей самого... презрительного класса, которые найдут в том как будто некоторое право считать жену государственного преступника, несущую равную с ним участь, себе подобною; оскорбления сии могут быть даже насильственные. Закоренелым злодеям не страшны наказания [...] Дети, которые приживутся в Сибири, по­ступят в казённые заводские крестьяне [...] Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собой взять не дозволено; это запрещается существующими правилами и нужно для собственной их безопас­ности по причине, что сии места населены людьми, готовыми на всякого рода преступления. Отъездом в Нерчинский край уничто­жается право на крепостных людей, с ними прибывших"».


№ 1. Укажите, кем является автор мемуаров. Укажите де­сятилетие, к которому относятся описанные события. Почему ав­тор мемуаров могла лишиться гражданских прав?

№ 2. О каких опасностях, помимо потери гражданских прав, предупреждают власти автора мемуаров? Укажите не менее трёх опасностей.

№ 2. Какие общественные и психологические факторы поддерживали решимость женщин, подобных автору мемуаров, в их действиях? Укажите не менее двух факторов.


Текст № 10. Из указа императора Александра I.

Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприоб­ретённых или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу, то сделав с ними условия, какие по обоюдному со­гласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своём через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения нам; и если последует от нас решение желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин.

Таковые условия, сделанные помещиком с его крестья­нами и у крепостных дел записанные, сохраняются как крепост­ные обязательства свято и нерушимо. По смерти помещика закон­ный его наследник, или наследники, вступает во все обязанности и права, в сих условиях означенные.

В случае неустойки той или другой стороны в сих усло­виях присутственные места по жалобам разбирают и чинят взыс­кания по общим узаконениям о контрактах... если помещик или целое селение не исполнит своих обязательств: то возвращается помещику с землёю и семейством его во владение по-прежнему.

Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землёю отпускаемые, если не пожелают войти в другие состоя­ния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебо­пашцев.

Дворовые люди и крестьяне, кои доселе отпущаемы были лично на волю с обязательством избрать род жизни, могут в по­ложенный законами срок вступить в сие состояние свободных земледельцев, если приобретут себе земли в собственность».


№ 1. Когда был принят указ? Под каким названием он во­шёл в историю? Какую цель преследовал данный указ?

№ 2. Кому согласно указу принадлежит право законного перевода крестьян в состояние свободных земледельцев? При каком условии свободными земледельцами могли стать дворовые люди?

№ 3. Укажите не менее двух последствий принятия данно­го указа.


Текст № 11. Из воспоминаний современников.

«...Войска российские, будучи расположены по обширным границам и провинциям своего государства, для соединения своих частей должны были отступать безостановочно. Малочисленность их против многолюдства неприятеля не позволяла и думать, что­бы вступить в явный бой на границах империи...

В конце июля россияне достигают г<орода> Смоленска, и здесь воспоследовало благополучное соединение 1-й армии со второю под командою генерала от инфантерии князя Багратио­на...

Россияне, переправясь через р<еку> Днепр, стали на воз­вышенном месте перед городом, с которого картина Смоленска была чрезвычайно трогательна, печальна и разительна; неприя­тель открыл сильную канонаду множества батарей по городу, по­жар разлился по оному во всех почти улицах...

Российские войска 7-го числа августа от развалин и пепла г<орода> Смоленска отступили и продолжали идти по дороге, ведущей к древней столице Москве, и неприятелю каждый шаг за ними был затруднителен и стоил крови».

«Солдат роптал на беспрерывное отступление и в сражении надеется найти конец оному; Главнокомандующим <М.Б. Баркла­ем де Толли> был <солдат> недоволен и в главную вину ставил ему то, что он не русский».


№ 1. Каково было настроение солдат российских войск в первый месяц войны? Каковы были причины такого настроения солдат в первый месяц войны? Укажите всего не менее двух по­ложений.

№ 2. В чем состоял стратегический замысел императора, возглавлявшего войска неприятеля? Что свидетельствовало о том, что М.Б. Барклаю де Толли удалось осуществить свой страте­гический замысел? Для ответа используйте тексты документов и знания по истории. Укажите всего не менее трех положений.

№ 3. Укажите название и дату войны, о которой идет речь. Назовите полководца, армии которого вторглись на терри­торию России.


Текст № 12. Прочтите отрывок из воспоминаний совре­менника событий.

«Московское войско вновь было разбито, и Болотников одержал верх и послал со всей поспешностью отряд в десять ты­сяч человек прямо на Москву, намереваясь последовать за ним со всем войском, и этот [передовой] отряд скоро подошёл к Москве на расстоянии одной мили от неё, стал у речки Даниловки и за­нял селение Загорье... московское войско засело в обозе перед самыми городскими воротами, и воеводами были царские братья; и они часто учиняли большие нападения со множеством пушек на мятежников, но без всякого успеха... Московиты выставили у реч­ки Яузы, через которую они [мятежники] должны были перейти, сильное войско под начальством молодого боярина Скопина, что­бы воспрепятствовать переправе, а сами со всеми своими силами числом в двести тысяч ратников в течение двух дней осаждали их, но не смогли одержать победу и сами понесли большие поте-

Меж тем Болотников прислал им на подмогу тридцать тысяч человек под начальством воеводы Истомы Пашкова, и этот Паш­ков прибыл туда на третий день и, делая вид, что он намерен напасть на московитов, обошёл сзади своих товарищей и сидев­ших в осаде; но Пашков [сговорившись] почти со всеми своими главными начальниками и капитанами, тайно заключил наперёд с царём условие перейти к нему и всё своё войско передать моско­витам.

Московиты, зная об этом, с большим войском напали на осаждённых, а также послали отряд против Пашкова, который сразу передался с пятьюстами человек, и его войско от [такой] неожиданности пришло в расстройство, и московиты захватили множество пленных; и осаждённые, увидев это, также обратились в бегство... ибо лес, через который они принуждены были бежать, был занят московитами; и там произошла неимоверная сеча, так­же и в плен захватили до шести тысяч, так что в Москве все тем­ницы были полны... И когда он [Болотников] узнал от беглецов о поражении, то бежал со своим войском в город Калугу, располо­женный на реке Оке, и он нашёл это место удобным для того, чтобы провести там зиму, и тотчас запасся всем необходимым; и это был город многолюдный, и в нём всегда шла большая торгов­ля солью с землёй Северской...»


№ 1. В каком году произошли описываемые в тексте собы­тия? Назовите царя, в правление которого происходили эти собы­тия. Укажите название эпохи в истории России, когда произошли описанные события.

№ 2. Используя текст источника, укажите, что явилось решающим фактором в достижении победы «московитами». Вы­пишите из текста фразу, с помощью которой автор показал мас­штаб победы, одержанной «московитами». Какой поступок пред­водителя восставших автор считает последствием победы «мос­ковитов»?

№ 3. Как связан поступок И. Пашкова, описанный в тексте, с социальным составом его войска? За кого выдавал себя главный предводитель повстанцев? Назовите самозванца, в борьбе с кото­рым прославился упомянутый в тексте «молодой боярин Скопин».


Текст № 13. Прочтите отрывок из статьи учёного

«Сами правительства для возбуждения в народах энергии против самовластия императора французов своими прокламация­ми призывали их к свободе и торжественно обещали им законно- свободные установления.

Правительства не только не спешили исполнить свои обе­щания, но стали вменять в преступление справедливое требова­ние конституционных учреждений, всячески стараясь везде по­давлять дух свободы. Российский император стал во главе монар­хических реакционеров. Заодно с ним действовали король прус­ский и император Франц, или, лучше сказать, князь Меттерних - душа австрийского министерства и всей монархической реакции.

Народы, обманутые в своих ожиданиях правительствами, прибегали против их явных угнетений к средствам сокровенным. По всей Европе учредились тайные политические союзы с целью исторгнуть у правительств конституционные постановления. В Италии, под ненавистным ей австрийским владычеством, учреди­лись тайные союзы карбонариев; в германских университетах об­разовался студенческий союз, раскинувший ветви свои по всей немецкой земле; во Франции - тайные политические общества под разными названиями. Цель у всех этих сокровенных союзов была одна: противодействовать монархической реакции прави­тельств и освободить народы от их самовластия.

По низложении <...> главным предметом всех политических действий императора российского было подавление возникшего повсюду духа свободы и укрепление монархических начал, кото­рым угрожали тайные общества. Все правительственные и дипло­матические действия его, начиная с заключения священного тройственного союза России, Австрии и Пруссии, свидетельствуют об этом.

С этою целью созван был конгресс в Ахене, на котором по настоянию императора российского признано право вмешатель­ства во внутренние дела соседственной державы в случае изме­нения существующего в ней порядка.

В Ахене приняты строгие меры против свободы книгопеча­тания и тайных обществ, против восстановления в Испании нару­шенной королём конституции кортесов.

Конгресс в Лайбахе определил подавить революцию неапо­литанскую, вследствие которой сам король принял предложенную им конституцию и присягнул в точном её соблюдении, и силою предупредить восстание в Пьемонте против короля сардинского».


№ 1. Укажите с точностью до четверти века хронологиче­ские рамки периода, когда происходили события, упомянутые в статье. Назовите императора Франции, упоминаемого в отрывке. Назовите российского императора, о котором идёт речь в тексте.

№ 2. Что, по мнению автора статьи, было главным пред­метом политических действий российского императора после низ­ложения императора Франции? Какие конкретные мероприятия в данном направлении были предприняты? Укажите любые два ме­роприятия.

№ 3. Укажите название участников тайного общественно­го движения, возникшего в описываемый период в Российской империи. Какие причины привели к его возникновению? Укажите любые две причины.


Текст № 14. Прочтите отрывок из речи российского импе­ратора

«Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом ещё более губитель­ным. Покойный император <...> в начале своего царствования имел намерение дать крепостным людям свободу, но потом сам отклонился от своей мысли как совершенно ещё преждевремен­ной и невозможной в исполнении...

Но нельзя скрывать от себя, что теперь мысли уже не те, какие бывали прежде, и всякому благоразумному наблюдателю ясно, что нынешнее положение не может продолжиться навсегда. Причины этой перемены мыслей и чаще повторяющихся в по­следнее время беспокойств я не могу не отнести больше всего... к собственной неосторожности помещиков, которые дают своим крепостным несвойственное состоянию последних высшее воспи­тание, а через то, развивая в них новый круг понятий, делают их положение ещё более тягостным; к тому, что некоторые помещи­ки - хотя благодаря Богу самое меньшее их число, - забывая бла­городный труд, употребляют свою власть во зло, а дворянские предводители, как многие из них сами мне отзывались, к пресе­чению таких злоупотреблений не находят средств в законе, ничем почти не ограничивающем помещичьей власти. Но если нынеш­нее положение таково, что оно не может продолжиться, и если вместе с тем и решительные к прекращению его способы также невозможны без общего потрясения, то необходимо, по крайней мере, приготовить пути для постепенного перехода к другому по­рядку вещей и, не устрашаясь перед всякою переменою, хладно­кровно обсудить её пользу и последствия. Не должно давать вольности, но должно проложить дорогу к переходному состоя­нию, а с ним связать ненарушимое охранение вотчинной соб­ственности на землю. Я считаю это священною моею обязанно­стью и обязанностью тех, кто будет после меня, а средства, по моему мнению, вполне представляются в предложенном теперь Совету проекте указа. Он не есть закон новый, а только послед­ствие и, так сказать, развитие существующего сорок лет закона о свободных хлебопашцах».


№ 1. Назовите императора, которому принадлежит эта речь. Укажите годы его правления. Назовите упоминаемого в тек­сте предыдущего императора.

№ 2. Какие причины «перемены мыслей» и «беспокойств» называет император в своей речи? Укажите две причины. Какие цели намечены императором в данном отрывке? Укажите одну любую цель.

№ 3. Как назывались временные высшие совещательные органы для подготовки мероприятий по решению крестьянского вопроса, создаваемые в период царствования императора, кото­рому принадлежит данная речь? Укажите любые два мероприя­тия, подготовленные этими органами.

 

Текст № 15. Прочтите отрывок из «Воспоминаний» Б.Н. Чичерина

«В то время в России не было никакой общественной жиз­ни, никаких практических интересов, способных привлечь внима­ние мыслящих людей. Всякая внешняя деятельность была подав­лена. Государственная служба представляла только рутинное восхождение по чиновной лестнице, где протекция оказывала всемогущее действие. Точно так же и общественная служба, ли­шённая всякого серьёзного содержания, была поприщем личного честолюбия и мелких интриг. В неё стремились люди, которых тщеславие удовлетворялось тем, что они на маленьком поприще играли маленькую роль. При таких условиях всё, что в России имело более возвышенные стремления, всё, что мыслило и чув­ствовало не заодно с толпою, всё это обращалось к теоретиче­ским интересам, которые за отсутствием всякой практической де­ятельности открывали широкое поле для любознательности и труда. Однако и в этой области препятствия были громадные. При тогдашней цензуре немилосердно отсекалось всё, что могло бы показаться хотя отдалённым намёком на либеральный образ мыс­лей. Хотя, разумеется, и в университете не допускалась пропо­ведь либеральных начал, однако под защитой просвещённого по­печителя слово раздавалось свободнее, можно было, не касаясь животрепещущих вопросов, в широких чертах излагать историче­ское развитие человечества. И когда из стен аудитории — это слово раздалось в поучение публики, то оно привлекло к себе всё, что было мыслящего и образованного в столице. Московский университет сделался центром всего умственного движения в России. Это был яркий свет, распространявший лучи свои повсю­ду, на который обращены были все взоры. В особенности кружок так называемых западников, людей, веровавших в науку и свобо­ду, в который слились все прежние московские кружки, и фило­софские, и политические, исключая славянофилов, собирался во­круг профессоров Московского университета».


№ 1. Назовите императора, правившего Россией в период, о котором идёт речь. Укажите годы его правления. Какое собы­тие, произошедшее при вступлении на престол этого императора, в значительной степени повлияло на его деятельность, способ­ствовавшую созданию обстановки в стране, о которой сказано в отрывке?

№ 2. Как характеризует государственную и общественную службу Б.Н. Чичерин? В чём, по мнению автора, состоит одна из причин интереса мыслящих людей к теоретическим вопросам в данный период? Как автор характеризует роль Московского уни­верситета?

№ 3. В чём состояли разногласия между представителями двух направлений общественной и философской мысли, назван­ных в отрывке? Приведите любые три положения.


Текст № 16. Из совместного заявления двух политических деятелей

«Мы глубочайше убеждены, что объявлять сейчас воору­женное восстание - значит ставить на карту не только судьбу нашей партии, но и судьбу русской и международной революции. <...>

Шансы нашей партии на выборах в Учредительное собрание превосходны. Разговоры о том, что <наше> влияние ... начинает падать и тому подобное, мы считаем решительно ни на чем не основанными. В устах наших политических противников эти утверждения просто прием политической игры, рас-считанной именно на то, чтобы вызвать <наше> выступление ... в условиях благоприятных для наших врагов. <Наше> влияние ... растет. Це­лые пласты трудящегося населения только еще начинают захва­тываться им. При правильной тактике мы можем получить треть, а то и больше мест в Учредительном собрании. <...>

Только на Советы сможет опереться в своей революцион­ной работе и Учредительное собрание. Учредительное собрание плюс Советы - вот тот комбинированный тип государ-ственных учреждений, к которому мы идем. <...>

Говорят: 1) за нас уже большинство народа в России и 2) за нас большинство международного пролетариата. Увы! - ни то, ни другое неверно, и в этом все дело.

В России за нас большинство рабочих и значительная часть солдат. Но все остальное - под вопросом. Мы все уверены, например, что если дело теперь дойдет до выборов в Учреди­тельное собрание, то крестьяне будут голосовать в большинстве за эсеров. Что же это - случайность? Солдатская масса поддер­живает нас не за лозунг войны, а за лозунг мира. ... Если мы, взявши власть сейчас одни, придем (в силу всего мирового поло­жения) к необходимости вести революционную войну, солдатская масса отхлынет от нас...

Но, поскольку выбор зависит от нас, мы можем и должны теперь ограничиться оборонительной позицией. Временное пра­вительство часто бессильно провести в жизнь свои контрреволю­ционные намерения. Оно расшатано. Силы солдат и рабочих до­статочны, чтобы не дать осуществиться таким шагам Керенского и компании».


№ 1. Укажите не менее трех аргументов, которые приво­дятся в заявлении против идеи проведения вооруженного восста­ния на данном историческом этапе.

№ 2. Определите, представителями какой политической партии были участники заявления. К какому году оно относится? Какому событию предшествовало данное заявление?

№ 3. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех аргументов, которые приводились сторонниками во­оруженного восстания.


Текст № 17. Из протоколов допроса А.В. Колчака.

«Когда совершился переворот, я получил извещение о со­бытиях в Петрограде и о переходе власти к Государственной Думе непосредственно от Родзянко, который телеграфировал мне об этом. Этот факт я приветствовал всецело. Для меня было ясно, как и раньше, что то правительство, которое существовало пред­шествующие месяцы, - Протопопов и т. д., - не в состоянии спра­виться с задачей ведения войны...

Я приветствовал перемену правительства, считая, что власть будет принадлежать людям, в политической честности ко­торых я не сомневался, которых знал... Затем, когда последовал факт отречения государя, ясно было, что уже монархия наша па­ла, и возвращения назад не будет. Я об этом получил сообщение в Черном море, принял присягу вступившему тогда первому нашему временному правительству... Я считал себя совершенно свободным от всяких обязательств по отношению к монархии, и после совершившегося переворота стал на точку зрения, на кото­рой я стоял всегда, - что я, в конце концов, служил не той или иной форме правительства, а служу родине своей, которую став­лю выше всего...

...Я видел..., что положение на фронте у нас становится все более угрожающим и тяжелым, и что война находится в положе­нии весьма неопределенном в смысле исхода ее. Поэтому я при­ветствовал революцию, как возможность рассчитывать на то, что она внесет энтузиазм... в народные массы и даст возможность за­кончить победоносно эту войну, которую я считал самым главным и самым важным делом, стоящим выше всего, - и образа правле­ния, и политических соображений».


№ 1. На основе текста и знаний по курсу истории укажите не менее трех причин, по которым произошло событие, о котором вспоминает А.В. Колчак.

№ 2. Укажите название и год совершения события, кото­рому посвящены данные воспоминания. Приведите название упо­минаемой А.В. Колчаком войны, в ходе которой данное событие произошло.

№ 3. Как А.В. Колчак определяет свое отношение к про­изошедшему событию? Назовите не менее двух причин, которые он приводит в объяснение своей позиции.


Текст №18. Из записки руководителя СССР, рассмотрен­ной на заседании Президиума ЦК КПСС.

«...В настоящее время при существующей системе ведом­ственного управления промышленностью и строительством в ре­зультате негосударственного подхода к делу каждое министер­ство стремится изготовить для себя все, не считаясь с огромными потерями средств и материалов...

Я бы хотел еще сказать о связях между территориальными управлениями. При новой структуре следовало бы поощрять раз­витие производственных связей между отдельными экономиче­скими районами...

Например, один район дает одно сырье, другой взамен это­го другое. Такая связь может быть обусловлена соответствующи­ми договорами, основана на взаимных расчетах и осуществляться непосредственно, минуя центральные органы...

Следовало бы отказаться от таких министерств и в союзных республиках. Если в республиках будут образованы территори­альные управления промышленностью и строительством, то и там отпадет необходимость в существовании министерств. Такие управления на территориях союзных республик должны объеди­нять все предприятия данного района, независимо от их нынеш­ней подчиненности, исключение будут составлять только пред­приятия Министерства среднего машиностроения и Министерства авиационной промышленности... Когда мы перенесем центр тяже­сти управления хозяйством на места - в области, края и респуб­лики, функции союзного правительства, видимо, выльются в форму координации политической и хозяйственной деятельности республик, а союзные республики всем хозяйством будут управ­лять сами...

Необходимо перенести центр тяжести оперативного руко­водства промышленностью и строительством на места, ближе к предприятиям и стройкам. В этих целях следует перейти от преж­них форм управления через отраслевые министерства и ведом­ства к новым формам управления по территориальному принци­пу».


№ 1. Назовите фамилию руководителя СССР, представив­шего записку, название периода, к которому относились описан­ные события, и хронологические рамки этого периода.

№ 2. На основе текста и знаний по истории приведите не менее трех аргументов автора, показывающих необходимость из­менения системы управления хозяйством.

№3. Назовите не менее двух итогов осуществления пред­ложенной экономической меры.


Текст № 19. Прочтите отрывок из мемуаров политическо­го деятеля СССР

«Как далее развивался кризис, когда мы приняли решение о том, что целесообразно поставить ракеты с атомными зарядами на территории [...] и таким образом поставить США перед фактом, что если они решатся вторгнуться [...], то [...] будет иметь воз­можность нанести сокрушительный ответный удар? Это был бы, конечно, не разгром США. Но им были бы нанесены очень боль­шие разрушения. Отсюда мы сделали вывод, что эта перспектива удержит власть имущих в США от вторжения на [...].

К такому выводу все мы пришли после двукратного или трёхкратного обсуждения моего предложения. Я предлагал не форсировать это решение, чтобы оно выкристаллизовалось в со­знании каждого и каждый бы, понимая его последствия, знал, что оно может привести нас к войне с США. Решение было принято единодушно. Разработка операции была поручена товарищу Ма­линовскому, к этому делу был допущен узкий круг людей. Под­считали мы наши ресурсы и пришли к выводу, что можем послать туда ракеты с миллионным по мощности зарядом каждая.

...Больше всего нас беспокоило, чтобы наша операция не была раньше времени раскрыта с воздуха... Американцы проводи­ли наглую политику, бесцеремонно вторгаясь на территорию со­седей, да и не только соседей. Они летали там, где считали это выгодным для обороны США, игнорируя суверенитет соседних стран. Нас интересовало, насколько можно сохранить секретность в таких условиях? Разработали план: что надо сделать, чтобы не допустить преждевременного выявления с воздуха наших замыс­лов.

...Нужно было, чтобы США не смогли упредить нас и выса­дить прежде того свой десант под американским флагом или фла­гом кубинских контрреволюционеров. Форма не имела значения, нас интересовала суть: чтобы [...] оставалась при своих револю­ционных завоеваниях и чтобы стала флагманом социалистических стран на Американском континенте, вела бы своё развитие под марксистско-ленинским знаменем. Вот наше желание».


№ 1. Укажите название страны, пропущенное в тексте. Укажите фамилию руководителя СССР в период, когда произошли описанные события. Укажите год, когда они произошли.

№ 2. Какие цели, согласно версии автора мемуаров, стре­милось достичь советское руководство в результате действий, о которых идёт речь в данном отрывке? Укажите любые три цели.

№ 3. Укажите любые три условия, которые согласно дого­ворённости между лидерами СССР и США, достигнутой в ходе описанного в отрывке политического кризиса, необходимо было выполнить для преодоления этого кризиса.

Определив имя царя, понятным становится то, что речь идет об Алексее Федоровиче Адашеве. Он был окольничим, вое­водой и приближённым Ивана Грозного. Причина возвышения Адашева - его происхождение («из нищих и самых незначитель­ных людей»), а также его предыдущая деятельность («слышал я о твоих добрых делах»). Необходимо обратить внимание на то, что необходимо найти именно ту часть текста, в которой раскрывает­ся проблема вопроса. Назначение, которое получает Адашев - прием и разбор челобитных. Он становится начальником Чело­битного приказа, а в 1550 г. получает титул окольничего.

№ 4. Назовите неформальное правительство, в состав ко­торого входил упоминаемый в тексте приближённый. Укажите любые две внутриполитические реформы, осуществлённые царём под влиянием этого правительства.

Необходимо вспомнить два основных периода правления Ивана IV: период реформ и период опричнины (с 1565 г.). Рефор­мистский период получил название «реформы Избранной рады», по названию неформального правительства, организованного ца­рем и его сторонниками. В качестве внутриполитических реформ представляется возможным указать следующие: принятие нового Судебника 1550 г., который развивал положения Судебника Ивана III, а также военная реформа, связанная с созданием стрелецкого войска.

 

 

Поиск

Поделиться:

Информатика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Физика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Химия

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ОГЭ и ЕГЭ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Педагогическая копилка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Переменка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru