В заданиях №1-3 у учащегося проверяются навыки соотнесения определенных текстов с эпохами, поиска, интерпретации и оценки информации, полученной из источника, а также использования знаний при анализе проблематики текста, авторской позиции и т.д. Каждое из заданий содержит один или несколько вопросов, на которые необходимо дать краткий и свободный ответ.
Учащемуся необходимо прочитать отрывок из исторического источника и выполнить задания на проверку определенных умений при работе с текстом - определить автора, время, обстоятельства и цели создания источника (задание №1), осуществить поиск информации в источнике (задание №2), применить подходы временного, пространственного и структурно- функционального подходов (задание №3)
Остановимся на каждом задании подробнее.
При выполнении задания №1, суть которого сводится к соотнесению текста с определенной эпохой, следует обращать внимание на точность формулировки ответа. Если, к примеру, правильный ответ - «Отечественная война 1812 г.», а учащийся указал «Отечественная война» без указания года, то этот ответ не будет признан правильным.
Выполняя задание №2, учащийся должен осуществить поиск информации в отрывке из источника. Важно, чтобы формулировка ответа точно соответствовала содержанию вопроса. При этом не обязательно, чтобы ответом на вопрос был переписанный соответствующий фрагмент из текста, однако это возможно. Важно помнить, что необходимо следовать строгой логике вопроса.
В задании №3 проверяются представления учащегося об эпохе, способность анализа проблематики, позиции автора. Ответы на это задание требуют обобщения исторического материала, а также установления причинно-следственных связей.
Пример задания.
Из исторического документа
«На двадцатом году возраста своего, видя государство в великой тоске и печали от насилия сильных и от неправд, умыслил царь привести всех в любовь. Посоветовавшись с митрополитом, как бы уничтожить крамолы, разорить неправды, утолить вражду, приказал он собрать своё государство из городов всякого чина.
Когда выборные съехались, <...> в воскресный день вышел с крестами на Лобное место и после молебна начал говорить митрополиту: "Молю тебя, святый владыко! Будь мне помощник и любви поборник. Знаешь сам, что я после отца своего остался четырёх лет, после матери восьми; родственники меня не берегли, а сильные мои бояре и вельможи обо мне не радели и самовластны были".
Поклонившись на все стороны, <...> продолжал: "Люди Божии и нам дарованные Богом! Теперь нам ваших обид, разорений и налогов исправить нельзя вследствие продолжительного моего несовершеннолетия, пустоты и беспомощности, вследствие неправд бояр моих и властей, бессудства неправедного, лихоимства и сребролюбия; молю вас, оставьте друг другу вражды и тягости, кроме разве очень больших дел: в этих делах и в новых я сам буду вам, сколько возможно, судья и оборона, буду неправды разорять и похищенное возвращать".
В это время расположение царя к Алексею Фёдоровичу достигло высшей степени: в тот самый день, в который говорена была речь к народу, <...> пожаловал Алексея Фёдоровича и сказал ему: "Алексей! Взял я тебя из нищих и самых незначительных людей. Слышал я о твоих добрых делах и теперь взыскал тебя выше меры твоей для помощи души моей. Поручаю тебе принимать челобитные от бедных и обиженных и разбирать их внимательно. Не бойся сильных и славных, похитивших почести и губящих своим насилием бедных и немощных; не смотри и на ложные слёзы бедного, клевещущего на богатых, ложными слезами хотящего быть правым, но все рассматривай внимательно и приноси к нам истину, боясь суда Божия; избери судей правдивых от бояр и вельмож"».
№ 1. Назовите царя, имя которого трижды пропущено в тексте. Назовите его отца и мать, упоминаемых в документе.
Задание на атрибуцию исторического источника требует внимательности и поиска слов-маркеров, которые помогут определить эпоху, к которой относится текст, его возможное авторство. В тексте речь идет о царе, указывается его возраст - двадцать лет. Царь собирает «выборных», что свидетельствует о наличие органа сословно-представительной власти - Земского собора. Царь крайне негативно относится к «бессудству и сребролюбию» бояр, большим расположением царя пользуется Алексей Федорович. Сопоставив факты, становится понятным, что речь в тексте идет об Иване IV, Алексей Федорович - это Алексей Адашев, член Избранной рады. Матерью Ивана была Елена Глинская, а отцом - великий князь и государь Василий III.
Текст №1. Из сочинения историка В.О. Ключевского. «В самом начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные со всех концов Русской земли. Это был первый бесспорно всесословный земский собор с участием посадских и даже сельских обывателей. На соборе первым делом решили среди иноземцев нового царя не искать. Но выбрать своего царя оказалось непросто. Одни предлагали одного, другие - другого, перебирали великие роды, но не могли ни на ком согласиться и так потеряли немало дней. Многие кандидаты пытались подкупать избирателей, засылали к ним с подарками и обещаниями. Наиболее вероятными кандидатами на избрание были: князья Галицкий, Мстиславский, Воротынский, Трубецкой и М.Ф. Романов. Неоднозначной при обсуждении была и кандидатура Михаила Романова, отец которого Филарет был ставленником обоих самозванцев, получил сан митрополита от первого и провозглашен патриархом в подмосковном лагере второго. Сам по себе Михаил, 16-летний мальчик, имел мало видов на престол, однако на нем сошлись такие враждебные силы, как дворянство и казачество. Окончательное решение было предоставлено всей земле. Тайно разослали по городам верных людей, чтобы выведать мнение народа, кого хотят на Московское государство царем. Посланные возвратились с донесением: быть государем М.Ф. Романову». № 1. К какому периоду российской истории относятся описанные в документе события? С какой целью был созван Земский собор? Почему историк называет его «всесословным»? Укажите всего не менее трех положений. № 2. Используя знания по истории и текст документа, укажите, как объясняет историк сложность поставленной на соборе задачи. Назовите не менее трех положений. № 3. Чем был обусловлен выбор Михаила Романова? В чем заключалось значение принятого на Земском соборе решения? Укажите в общей сложности не менее трех положений. Текст №2. Прочтите отрывок из грамоты. «От царя и великого князя Владислава Жигимонтовича всея Русии, в Московское государство, боярам нашим... и всяким людям Московского государства. Ведомо вам, как судьбами Божиими в Московском государстве прироженный корень великих государей Росийских извёл- ся...И Московского государства патриарх, архиепископы и весь духовный чин, по тому ж бояре и вы все всяких чинов люди всего Московского государства, уразумев то, что не от царского корня государю быть трудно, земля вся будет в междуусобице, целовали меж себя крест, что вперёд из московских родов на государство не избирать, а выбрать бы из иных государств от царского корня, ...и выбрали на Московское государство нас, великого государя... и крест нам, великому государю, целовали всею землёю, и с гетманом Желковским, воеводою Киевским... укрепились, что быть нам государем царём и великим князем... всея Русии и послали бить челом к великому Жигимонту королю послов своих, от всей земли, Филарета митрополита Ростовского и Ярославского, да князя Василья Васильевича Голицына с товарищи, ...и Филарет митрополит начал делать не по тому наказу, каков дан был им от вас, прочил и замышлял на Московское государство сына своего Михаила. И ...государь король прошения всего Московского государства не отверг и дать нас, великого государя, на Московское царство обещал; и замешкался наш поход в Московское государство... И ныне мы, великий государь... пришли в совершенный возраст к скипетродержанию... И вам бы, всяким людям Московского государства... вспомнить своё крестное целование, нам, великому государю, добить вскоре челом и служить с радостью... А вера христианская стародавнего закона греческого отнюдь ни в чём не будет нарушена... а вотчины, и поместья, и денежное жалованье, всем будет так, как и прежде, а наипаче от нас, великого государя, по заслугам своим все будут пожалованы, и детям боярским будет в службе вольность... по договору гетмана Желковского. А о Михаиле, Филаретове сыне, как даст Бог будем на царском своём престоле, на Москве, и в те поры наше царское милосердие будет по прошению всей земли...» № 1. Укажите, кем (по своему социальному происхождению) являлся человек, который назван в грамоте «царём и великим князем». Укажите время (с точностью до десятилетия), когда этот человек вышел в задержавшийся поход на Москву и издал данную грамоту. Укажите, кем стал ко времени написания этой грамоты названный в ней «Михаил, Филаретов сын». № 2. В чём составитель грамоты обвинял Филарета? Укажите не менее двух обязательств, которые в этой грамоте даются московским людям, чтобы они признали царём Владислава Жигимонтовича. № 3. Укажите год, когда был заключён договор, который упоминается в грамоте. Укажите, по какой причине он не был исполнен. Назовите войну, завершившуюся миром, по которому автор этой грамоты отказался от своих претензий на московский трон.
Текст №3. Из работы историка Б.А. Рыбакова.
Известно, что упразднение "диктатуры сердца" вызвано было манифестом нового государя - манифестом, в котором было заявлено о самодержавии как коренной, незыблемой основе нашего государственного строя... По рассказам весьма сведущих лиц, они (говорю о Лорис-Меликове и Милютине) были убеждены, что государь не может обойтись без них, не найдет советников, которые пользовались бы такою же популярностью, а потому подали просьбы об отставке с твёрдою уверенностью, что останутся на местах, но случилось иначе... И действительно, к чему было это торжественное заявление перед лицом всего народа? В предшествовавшее время было немало заявлений подобного рода, и общество изверилось в них, приучилось не придавать им серьёзного значения; требовалось действие, а не более или менее пышные формы; если государь хотел засвидетельствовать, что со вступлением его на престол порвана всякая связь с прежним направлением, то достаточно было бы просто-напросто уволить министров, которые в общем мнении служили наиболее видными представителями этого направления. Всякий бы понял смысл этой меры».
«Помимо красочной и драматической внешней истории княжеств и князей, эта эпоха крайне интересна для нас теми обостренными отношениями между князьями и боярством, которые так явственно обозначились уже во времена Ярослава Осмомысла. Если отбросить элемент личной выгоды и корысти, ... то следует признать, что проводимая ими политика концентрации земель, ослабления уделов и усиления центральной княжеской власти объективно была безусловно прогрессивной, поскольку совпадала с народными интересами. В проведении этой политики князья опирались на широкие слои горожан и на выращенные ими самими резервы мелких феодалов («отроки», «детские», «милостники»), полностью зависевших от князя.
Необходимо обратить внимание на то, что начальная фаза отого периода> (до того, как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) характеризуется не упадком культуры, как можно было бы ожидать, ... а, наоборот, бурным ростом городов и ярким расцветом русской культуры во всех ее проявлениях. Из этого следует, что новая политическая форма, очевидно, содействовала (может быть, на первых порах) прогрессивному развитию».
№ 1. Привлекая знания по истории и текст документа, дайте оценку этому периоду. Приведите не менее трех аргументов.
№ 2. Используя текст документа и привлекая знания по истории, укажите не менее трех характерных черт этого периода.
№ 2. Укажите название и хронологические рамки исторического периода, о котором говорится в отрывке. Используя знания по истории, назовите крупнейшие политические центры этого периода. Укажите в общей сложности не менее трех положений.
Текст № 4. Из труда историка С.М. Соловьева.
«До вступления на престол [...] выразилось народное движение, направленное против преобладания иноземцев, утвердившегося в два последних царствования... С первых же дней ее царствования было видно, что национальное движение будет состоять в возвращении к правилам Петра Великого, следовательно, согласно с этими правилами должен был решиться вопрос об отношении русских к иностранцам, а правило Петра было известно: должно пользоваться искусными иностранцами, принимать их на службу, но не давать им предпочтения пред русскими и важнейшие места в управлении занимать исключительно последними.
Она объявила о ликвидации Кабинета министров и учреждении императорского Совета... Императрица также предприняла меры к возрождению и укреплению некоторых учреждений, созданных при Петре I. Так, Сенат снова стал правительствующим, т.е. главным после императрицы органом власти в стране. Он был пополнен русскими вельможами.
[Она] восстановила некоторые петровские коллегии, а также Главный магистрат. Расправы в отношении знати и дворянства прекратились.
Армия и флот вновь оказались в центре внимания правительства. Императрица поощряла строительство новых кораблей и восстановила количественный состав русской армии, как при Петре I. Продолжалось укрепление государственного аппарата».
№ 1. О какой императрице идет речь в приведенном отрывке? Назовите годы ее царствования.
№ 2. Используя текст документа и знания из курса истории, назовите, что было предпринято императрицей для «возвращения к правилам Петра Великого». Укажите не менее трех положений.
№ 3. Какими чертами, по мнению историка, отличается это царствование? Укажите не менее трех положений.
Текст № 5. Прочтите отрывок из мемуаров современника.
«Будучи сыном мелкопоместного дворянина, он поступил кадетом в артиллерийское училище, где до того отличался способностями и прилежанием, что вскоре был произведён в офицеры и назначен преподавателем геометрии. Но в этой должности он проявил себя таким тираном и так жестоко обращался с кадетами, что его перевели в артиллерийский полк, часть которого попала в Гатчину. В Гатчине <...> вскоре обратил на себя внимание Павла, сделался самым необходимым человеком в гарнизоне Гатчины и приобрёл неограниченное доверие великого князя. Надо сказать правду, что он был искренне предан Павлу, чрезвычайно усерден к службе и заботился о личной безопасности императора. У него был большой организаторский талант, и во всякое дело он вносил строгий метод и порядок, которые старался поддерживать строгостью, доходившею до тиранства.
При вступлении на престол императора Павла он был произведён в генерал-майоры, сделан шефом Преображенского полка и назначен петербургским комендантом. Так как он прежде служил в артиллерии, то сохранил большое внимание на этот род оружия и, наконец, был назначен начальником всей артиллерии, в каковой должности оказал большие услуги государству.
Он был, действительно, беспристрастен в исполнении суда и крайне бережлив на казённые деньги. В царствование Павла <...> был, несомненно, из тех людей, которые возбудили неудовольствие общественного мнения против правительства, и император Павел, по природе человек проницательный, наконец, удалил его. Но, когда после смерти Павла новый император снова призвал <...> на службу и дал его влиянию распространиться на все отрасли управления, причём он на деле сделался первым министром, тогда <...> по истине стал бичом всего государства и довёл императора до того шаткого положения, в котором он находился в минуту своей смерти в Таганроге и которое разрешилось бунтом, вспыхнувшим при вступлении на престол императора <...>, первою мерою которого для успокоения умов было увольнение и удаление графа <...>».
№ 1. Назовите государственного деятеля, которому по- свящён отрывок. Назовите императора, в годы правления которого этот государственный деятель достиг своего наивысшего могущества. Назовите императора, в годы правления которого завершилась карьера этого государственного деятеля.
№ 2. Какие личные черты, способствовавшие возвышению данного деятеля, называет автор в своих мемуарах? Укажите любые три черты.
№ 3. Используя текст и привлекая исторические знания, укажите три направления государственной (военно-государственной) деятельности человека, которому посвящён отрывок.
Текст № 6. Прочтите отрывок из законодательного акта.
«...дед наш, Пётр Великий... в тогдашнее ж время российскому дворянству... повелел вступить в военные и гражданские службы ... Правда, что таковые учреждения, хотя и в начале казались тягостными и несносными для дворянства... (но) последовали от того неисчётные пользы, переменилось невежество в здравый рассудок, полезное знание и прилежность к службе умножило... усердие и отменную в службе нашей ревность, а потому и не находим мы той необходимости в принуждении к службе, какая до сего времени потребна была. И тако мы... отныне впредь на вечные времена и в потомственные роды жалуем всему российскому благородному дворянству...
1. Все находящиеся в разных наших службах дворяне могут оную продолжать сколь долго пожелают, и их состояние им позволит, однако ж военные ни во время компании, ниже пред начатием оной за три месяца об увольнении из службы... просить да не дерзают...
2. А как по сему нашему всемилостивейшему установлению никто уже из дворян российских неволею службу продолжать не будет, ...разве особливая надобность потребует, но то не иначе как за подписанием нашей собственной руки именным указом поведено будет...
...о малолетних их детях, коих отныне повелеваем для единственного только сведения объявлять в 12 лет от рождения их в герольдии, губерниях, провинциях и городах, ...причём от родителей или от сродников их, у кого оные в смотрении, брать известия, чему они до двенадцатилетнего возраста обучены, и где далее науки продолжать желают, ...однако ж чтоб никто не дерзал без обучения пристойных благородному дворянству наук детей своих воспитывать под тяжким нашим гневом...
Находящихся же ныне в нашей военной службе дворян в солдатах и прочих нижних чинах менее обер-офицера, кои не дослужились офицерства, не отставлять, разве кто более 12 лет военную службу продолжал, то таковые получат увольнения от службы».
№ 1. Укажите, в каком году был издан данный акт. Какое название он получил? Какой государь (государыня) его издал(-а)?
№ 2. В чём заключалось основное право, предоставленное русскому дворянству этим законодательным актом? Какие ограничения предоставленного дворянам права вводились этим актом (укажите не менее двух ограничений)?
№ 3. Какие другие важные внутриполитические мероприятия были предприняты императором, при котором был издан данный акт? (Укажите одно любое мероприятие.) Как окончилось его правление? В каком последующем законодательном акте были закреплены права и привилегии дворян?
Текст № 7. Из официальных указов.
«В Бозе почивший Родитель Наш Александр II, освобождая бывших помещичьих крестьян от крепостной зависимости и уста- новляя обязательные, в смысле переходной меры, поземельные отношения их к помещикам, имел в виду, что отношения сии должны со временем прекратиться посредством выкупа крестьянами своих наделов в собственность.
...По наибольшей части помещичьих имений крестьяне уже перешли в разряд крестьян-собственников, а временнообязанных крестьян числится ныне сравнительно немного. ...Дворянство некоторых губерний в последнее время само ходатайствовало о переводе всех временнообязанных крестьян на выкуп в виде общей правительственной меры.
Считая, по завету и примеру незабвенного родителя нашего, священным долгом своим заботиться о благосостоянии наших верноподданных... повелеваем: ...остающихся еще в обязательных отношениях к помещикам бывших помещичьих крестьян... перевести на выкуп и причислить к разряду крестьян-собственников с 1 января 1883 года».
«Обращая внимание на положение бывших помещичьих крестьян... и желая явить и им знак нашей монаршей о них заботы, мы повелеваем: ...Понизить выкупные платежи бывших помещичьих крестьян».
№ 1. Назовите императора, утвердившего приведенные указы. Укажите название и дату (год) начала проведения реформы, о которой говорится в первом абзаце текста.
№ 2. Используя текст документов и ваши знания по истории, укажите не менее трех мероприятий внутренней политики названного вами императора, относящихся к попыткам решения крестьянского вопроса.
№ 3. На основании содержания текста приведите причины, обусловившие решение названного вами императора утвердить данные указы. Укажите не менее трех приведенных в тексте причин.
Текст №8. Из воспоминаний Е.М. Феоктистова.
«"Диктатура сердца" завершилась страшною катастрофой 1 марта. Я говорю «страшною», но так ли это? Помню ясно ужасное, потрясающее впечатление, произведённое на всех покушением Каракозова, но с тех пор целый ряд злодейств такого же рода в связи с подробными о них отчетами, наполнявшими страницы газет, притупили нервы публики. Мало-помалу она привыкла к событиям такого рода и уже не видела в них ничего необычайного. Около 3 часов дня я узнал, что государь тяжело ранен, а вскоре затем пришла весть и об его кончине... В следующие дни такая же притупленность: некоторые высказывали прямо, что в событии 1 марта видят руку провидения; оно возвеличило императора Александра, послав ему мученическую кончину, но вместе с тем послужило спасением для России от страшных бедствий, угрожавших ей, если бы ещё несколько лет оставался на престоле несчастный монарх, который давно уже утратил всякую руководящую нить для своих действий...
№ 21. Укажите фамилию царского приближённого, о возвышении которого идёт речь в документе. Какую причину его возвышения называет царь? Какое назначение (поручение) приближённый получает от царя?
№ 1. К какому году относятся события, описанные в воспоминаниях? Какой государственный деятель проводил политику, названную в тексте «диктатурой сердца»? Как характеризует автор отношение общества к официальным заявлениям монархов?
№ 2. Используя текст, укажите не менее двух факторов, которые повлияли на описанное изменение государственной политики.
№ 3. Используя текст и привлекая знания из курса истории, укажите, в чём состояло содержание описываемой в источнике перемены политического курса (приведите не менее трёх положений).
Текст № 9. Из мемуаров.
«Губернатор, видя мою решимость ехать, сказал мне: "Подумайте же, какие условия Вы должны будете подписать". - "Я их подпишу, не читая". - "Я должен велеть обыскать все Ваши вещи, Вам запрещено иметь малейшие ценности". С этими словами он ушёл и прислал ко мне целую ватагу чиновников [...] тогда мне предъявили к подписи пресловутую подписку, причём они мне сказали, чтобы я сохранила с неё копию, дабы хорошенько её запомнить. Когда они вышли, мой человек, прочитавший её, сказал мне со слезами на глазах: "Княгиня, что Вы сделали, прочтите же, что они от Вас требуют!" - "Мне всё равно, уложимся скорее и поедем".
Вот эта подписка: "Жена, следуя за своим мужем и продолжая с ним супружескую связь, делается естественно причастной его судьбе и потеряет прежнее звание, то есть будет уже признаваема не иначе как женою ссыльнокаторжного, и с тем вместе принимает на себя переносить всё, что такое состояние может иметь тягостного, ибо даже начальство не в состоянии будет защищать её от ежечасных могущих быть оскорблений от людей самого... презрительного класса, которые найдут в том как будто некоторое право считать жену государственного преступника, несущую равную с ним участь, себе подобною; оскорбления сии могут быть даже насильственные. Закоренелым злодеям не страшны наказания [...] Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казённые заводские крестьяне [...] Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собой взять не дозволено; это запрещается существующими правилами и нужно для собственной их безопасности по причине, что сии места населены людьми, готовыми на всякого рода преступления. Отъездом в Нерчинский край уничтожается право на крепостных людей, с ними прибывших"».
№ 1. Укажите, кем является автор мемуаров. Укажите десятилетие, к которому относятся описанные события. Почему автор мемуаров могла лишиться гражданских прав?
№ 2. О каких опасностях, помимо потери гражданских прав, предупреждают власти автора мемуаров? Укажите не менее трёх опасностей.
№ 2. Какие общественные и психологические факторы поддерживали решимость женщин, подобных автору мемуаров, в их действиях? Укажите не менее двух факторов.
Текст № 10. Из указа императора Александра I.
Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу, то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своём через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения нам; и если последует от нас решение желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин.
Таковые условия, сделанные помещиком с его крестьянами и у крепостных дел записанные, сохраняются как крепостные обязательства свято и нерушимо. По смерти помещика законный его наследник, или наследники, вступает во все обязанности и права, в сих условиях означенные.
В случае неустойки той или другой стороны в сих условиях присутственные места по жалобам разбирают и чинят взыскания по общим узаконениям о контрактах... если помещик или целое селение не исполнит своих обязательств: то возвращается помещику с землёю и семейством его во владение по-прежнему.
Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землёю отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев.
Дворовые люди и крестьяне, кои доселе отпущаемы были лично на волю с обязательством избрать род жизни, могут в положенный законами срок вступить в сие состояние свободных земледельцев, если приобретут себе земли в собственность».
№ 1. Когда был принят указ? Под каким названием он вошёл в историю? Какую цель преследовал данный указ?
№ 2. Кому согласно указу принадлежит право законного перевода крестьян в состояние свободных земледельцев? При каком условии свободными земледельцами могли стать дворовые люди?
№ 3. Укажите не менее двух последствий принятия данного указа.
Текст № 11. Из воспоминаний современников.
«...Войска российские, будучи расположены по обширным границам и провинциям своего государства, для соединения своих частей должны были отступать безостановочно. Малочисленность их против многолюдства неприятеля не позволяла и думать, чтобы вступить в явный бой на границах империи...
В конце июля россияне достигают г<орода> Смоленска, и здесь воспоследовало благополучное соединение 1-й армии со второю под командою генерала от инфантерии князя Багратиона...
Россияне, переправясь через р<еку> Днепр, стали на возвышенном месте перед городом, с которого картина Смоленска была чрезвычайно трогательна, печальна и разительна; неприятель открыл сильную канонаду множества батарей по городу, пожар разлился по оному во всех почти улицах...
Российские войска 7-го числа августа от развалин и пепла г<орода> Смоленска отступили и продолжали идти по дороге, ведущей к древней столице Москве, и неприятелю каждый шаг за ними был затруднителен и стоил крови».
«Солдат роптал на беспрерывное отступление и в сражении надеется найти конец оному; Главнокомандующим <М.Б. Барклаем де Толли> был <солдат> недоволен и в главную вину ставил ему то, что он не русский».
№ 1. Каково было настроение солдат российских войск в первый месяц войны? Каковы были причины такого настроения солдат в первый месяц войны? Укажите всего не менее двух положений.
№ 2. В чем состоял стратегический замысел императора, возглавлявшего войска неприятеля? Что свидетельствовало о том, что М.Б. Барклаю де Толли удалось осуществить свой стратегический замысел? Для ответа используйте тексты документов и знания по истории. Укажите всего не менее трех положений.
№ 3. Укажите название и дату войны, о которой идет речь. Назовите полководца, армии которого вторглись на территорию России.
Текст № 12. Прочтите отрывок из воспоминаний современника событий.
«Московское войско вновь было разбито, и Болотников одержал верх и послал со всей поспешностью отряд в десять тысяч человек прямо на Москву, намереваясь последовать за ним со всем войском, и этот [передовой] отряд скоро подошёл к Москве на расстоянии одной мили от неё, стал у речки Даниловки и занял селение Загорье... московское войско засело в обозе перед самыми городскими воротами, и воеводами были царские братья; и они часто учиняли большие нападения со множеством пушек на мятежников, но без всякого успеха... Московиты выставили у речки Яузы, через которую они [мятежники] должны были перейти, сильное войско под начальством молодого боярина Скопина, чтобы воспрепятствовать переправе, а сами со всеми своими силами числом в двести тысяч ратников в течение двух дней осаждали их, но не смогли одержать победу и сами понесли большие поте-
Меж тем Болотников прислал им на подмогу тридцать тысяч человек под начальством воеводы Истомы Пашкова, и этот Пашков прибыл туда на третий день и, делая вид, что он намерен напасть на московитов, обошёл сзади своих товарищей и сидевших в осаде; но Пашков [сговорившись] почти со всеми своими главными начальниками и капитанами, тайно заключил наперёд с царём условие перейти к нему и всё своё войско передать московитам.
Московиты, зная об этом, с большим войском напали на осаждённых, а также послали отряд против Пашкова, который сразу передался с пятьюстами человек, и его войско от [такой] неожиданности пришло в расстройство, и московиты захватили множество пленных; и осаждённые, увидев это, также обратились в бегство... ибо лес, через который они принуждены были бежать, был занят московитами; и там произошла неимоверная сеча, также и в плен захватили до шести тысяч, так что в Москве все темницы были полны... И когда он [Болотников] узнал от беглецов о поражении, то бежал со своим войском в город Калугу, расположенный на реке Оке, и он нашёл это место удобным для того, чтобы провести там зиму, и тотчас запасся всем необходимым; и это был город многолюдный, и в нём всегда шла большая торговля солью с землёй Северской...»
№ 1. В каком году произошли описываемые в тексте события? Назовите царя, в правление которого происходили эти события. Укажите название эпохи в истории России, когда произошли описанные события.
№ 2. Используя текст источника, укажите, что явилось решающим фактором в достижении победы «московитами». Выпишите из текста фразу, с помощью которой автор показал масштаб победы, одержанной «московитами». Какой поступок предводителя восставших автор считает последствием победы «московитов»?
№ 3. Как связан поступок И. Пашкова, описанный в тексте, с социальным составом его войска? За кого выдавал себя главный предводитель повстанцев? Назовите самозванца, в борьбе с которым прославился упомянутый в тексте «молодой боярин Скопин».
Текст № 13. Прочтите отрывок из статьи учёного
«Сами правительства для возбуждения в народах энергии против самовластия императора французов своими прокламациями призывали их к свободе и торжественно обещали им законно- свободные установления.
Правительства не только не спешили исполнить свои обещания, но стали вменять в преступление справедливое требование конституционных учреждений, всячески стараясь везде подавлять дух свободы. Российский император стал во главе монархических реакционеров. Заодно с ним действовали король прусский и император Франц, или, лучше сказать, князь Меттерних - душа австрийского министерства и всей монархической реакции.
Народы, обманутые в своих ожиданиях правительствами, прибегали против их явных угнетений к средствам сокровенным. По всей Европе учредились тайные политические союзы с целью исторгнуть у правительств конституционные постановления. В Италии, под ненавистным ей австрийским владычеством, учредились тайные союзы карбонариев; в германских университетах образовался студенческий союз, раскинувший ветви свои по всей немецкой земле; во Франции - тайные политические общества под разными названиями. Цель у всех этих сокровенных союзов была одна: противодействовать монархической реакции правительств и освободить народы от их самовластия.
По низложении <...> главным предметом всех политических действий императора российского было подавление возникшего повсюду духа свободы и укрепление монархических начал, которым угрожали тайные общества. Все правительственные и дипломатические действия его, начиная с заключения священного тройственного союза России, Австрии и Пруссии, свидетельствуют об этом.
С этою целью созван был конгресс в Ахене, на котором по настоянию императора российского признано право вмешательства во внутренние дела соседственной державы в случае изменения существующего в ней порядка.
В Ахене приняты строгие меры против свободы книгопечатания и тайных обществ, против восстановления в Испании нарушенной королём конституции кортесов.
Конгресс в Лайбахе определил подавить революцию неаполитанскую, вследствие которой сам король принял предложенную им конституцию и присягнул в точном её соблюдении, и силою предупредить восстание в Пьемонте против короля сардинского».
№ 1. Укажите с точностью до четверти века хронологические рамки периода, когда происходили события, упомянутые в статье. Назовите императора Франции, упоминаемого в отрывке. Назовите российского императора, о котором идёт речь в тексте.
№ 2. Что, по мнению автора статьи, было главным предметом политических действий российского императора после низложения императора Франции? Какие конкретные мероприятия в данном направлении были предприняты? Укажите любые два мероприятия.
№ 3. Укажите название участников тайного общественного движения, возникшего в описываемый период в Российской империи. Какие причины привели к его возникновению? Укажите любые две причины.
Текст № 14. Прочтите отрывок из речи российского императора
«Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом ещё более губительным. Покойный император <...> в начале своего царствования имел намерение дать крепостным людям свободу, но потом сам отклонился от своей мысли как совершенно ещё преждевременной и невозможной в исполнении...
Но нельзя скрывать от себя, что теперь мысли уже не те, какие бывали прежде, и всякому благоразумному наблюдателю ясно, что нынешнее положение не может продолжиться навсегда. Причины этой перемены мыслей и чаще повторяющихся в последнее время беспокойств я не могу не отнести больше всего... к собственной неосторожности помещиков, которые дают своим крепостным несвойственное состоянию последних высшее воспитание, а через то, развивая в них новый круг понятий, делают их положение ещё более тягостным; к тому, что некоторые помещики - хотя благодаря Богу самое меньшее их число, - забывая благородный труд, употребляют свою власть во зло, а дворянские предводители, как многие из них сами мне отзывались, к пресечению таких злоупотреблений не находят средств в законе, ничем почти не ограничивающем помещичьей власти. Но если нынешнее положение таково, что оно не может продолжиться, и если вместе с тем и решительные к прекращению его способы также невозможны без общего потрясения, то необходимо, по крайней мере, приготовить пути для постепенного перехода к другому порядку вещей и, не устрашаясь перед всякою переменою, хладнокровно обсудить её пользу и последствия. Не должно давать вольности, но должно проложить дорогу к переходному состоянию, а с ним связать ненарушимое охранение вотчинной собственности на землю. Я считаю это священною моею обязанностью и обязанностью тех, кто будет после меня, а средства, по моему мнению, вполне представляются в предложенном теперь Совету проекте указа. Он не есть закон новый, а только последствие и, так сказать, развитие существующего сорок лет закона о свободных хлебопашцах».
№ 1. Назовите императора, которому принадлежит эта речь. Укажите годы его правления. Назовите упоминаемого в тексте предыдущего императора.
№ 2. Какие причины «перемены мыслей» и «беспокойств» называет император в своей речи? Укажите две причины. Какие цели намечены императором в данном отрывке? Укажите одну любую цель.
№ 3. Как назывались временные высшие совещательные органы для подготовки мероприятий по решению крестьянского вопроса, создаваемые в период царствования императора, которому принадлежит данная речь? Укажите любые два мероприятия, подготовленные этими органами.
Текст № 15. Прочтите отрывок из «Воспоминаний» Б.Н. Чичерина
«В то время в России не было никакой общественной жизни, никаких практических интересов, способных привлечь внимание мыслящих людей. Всякая внешняя деятельность была подавлена. Государственная служба представляла только рутинное восхождение по чиновной лестнице, где протекция оказывала всемогущее действие. Точно так же и общественная служба, лишённая всякого серьёзного содержания, была поприщем личного честолюбия и мелких интриг. В неё стремились люди, которых тщеславие удовлетворялось тем, что они на маленьком поприще играли маленькую роль. При таких условиях всё, что в России имело более возвышенные стремления, всё, что мыслило и чувствовало не заодно с толпою, всё это обращалось к теоретическим интересам, которые за отсутствием всякой практической деятельности открывали широкое поле для любознательности и труда. Однако и в этой области препятствия были громадные. При тогдашней цензуре немилосердно отсекалось всё, что могло бы показаться хотя отдалённым намёком на либеральный образ мыслей. Хотя, разумеется, и в университете не допускалась проповедь либеральных начал, однако под защитой просвещённого попечителя слово раздавалось свободнее, можно было, не касаясь животрепещущих вопросов, в широких чертах излагать историческое развитие человечества. И когда из стен аудитории — это слово раздалось в поучение публики, то оно привлекло к себе всё, что было мыслящего и образованного в столице. Московский университет сделался центром всего умственного движения в России. Это был яркий свет, распространявший лучи свои повсюду, на который обращены были все взоры. В особенности кружок так называемых западников, людей, веровавших в науку и свободу, в который слились все прежние московские кружки, и философские, и политические, исключая славянофилов, собирался вокруг профессоров Московского университета».
№ 1. Назовите императора, правившего Россией в период, о котором идёт речь. Укажите годы его правления. Какое событие, произошедшее при вступлении на престол этого императора, в значительной степени повлияло на его деятельность, способствовавшую созданию обстановки в стране, о которой сказано в отрывке?
№ 2. Как характеризует государственную и общественную службу Б.Н. Чичерин? В чём, по мнению автора, состоит одна из причин интереса мыслящих людей к теоретическим вопросам в данный период? Как автор характеризует роль Московского университета?
№ 3. В чём состояли разногласия между представителями двух направлений общественной и философской мысли, названных в отрывке? Приведите любые три положения.
Текст № 16. Из совместного заявления двух политических деятелей
«Мы глубочайше убеждены, что объявлять сейчас вооруженное восстание - значит ставить на карту не только судьбу нашей партии, но и судьбу русской и международной революции. <...>
Шансы нашей партии на выборах в Учредительное собрание превосходны. Разговоры о том, что <наше> влияние ... начинает падать и тому подобное, мы считаем решительно ни на чем не основанными. В устах наших политических противников эти утверждения просто прием политической игры, рас-считанной именно на то, чтобы вызвать <наше> выступление ... в условиях благоприятных для наших врагов. <Наше> влияние ... растет. Целые пласты трудящегося населения только еще начинают захватываться им. При правильной тактике мы можем получить треть, а то и больше мест в Учредительном собрании. <...>
Только на Советы сможет опереться в своей революционной работе и Учредительное собрание. Учредительное собрание плюс Советы - вот тот комбинированный тип государ-ственных учреждений, к которому мы идем. <...>
Говорят: 1) за нас уже большинство народа в России и 2) за нас большинство международного пролетариата. Увы! - ни то, ни другое неверно, и в этом все дело.
В России за нас большинство рабочих и значительная часть солдат. Но все остальное - под вопросом. Мы все уверены, например, что если дело теперь дойдет до выборов в Учредительное собрание, то крестьяне будут голосовать в большинстве за эсеров. Что же это - случайность? Солдатская масса поддерживает нас не за лозунг войны, а за лозунг мира. ... Если мы, взявши власть сейчас одни, придем (в силу всего мирового положения) к необходимости вести революционную войну, солдатская масса отхлынет от нас...
Но, поскольку выбор зависит от нас, мы можем и должны теперь ограничиться оборонительной позицией. Временное правительство часто бессильно провести в жизнь свои контрреволюционные намерения. Оно расшатано. Силы солдат и рабочих достаточны, чтобы не дать осуществиться таким шагам Керенского и компании».
№ 1. Укажите не менее трех аргументов, которые приводятся в заявлении против идеи проведения вооруженного восстания на данном историческом этапе.
№ 2. Определите, представителями какой политической партии были участники заявления. К какому году оно относится? Какому событию предшествовало данное заявление?
№ 3. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех аргументов, которые приводились сторонниками вооруженного восстания.
Текст № 17. Из протоколов допроса А.В. Колчака.
«Когда совершился переворот, я получил извещение о событиях в Петрограде и о переходе власти к Государственной Думе непосредственно от Родзянко, который телеграфировал мне об этом. Этот факт я приветствовал всецело. Для меня было ясно, как и раньше, что то правительство, которое существовало предшествующие месяцы, - Протопопов и т. д., - не в состоянии справиться с задачей ведения войны...
Я приветствовал перемену правительства, считая, что власть будет принадлежать людям, в политической честности которых я не сомневался, которых знал... Затем, когда последовал факт отречения государя, ясно было, что уже монархия наша пала, и возвращения назад не будет. Я об этом получил сообщение в Черном море, принял присягу вступившему тогда первому нашему временному правительству... Я считал себя совершенно свободным от всяких обязательств по отношению к монархии, и после совершившегося переворота стал на точку зрения, на которой я стоял всегда, - что я, в конце концов, служил не той или иной форме правительства, а служу родине своей, которую ставлю выше всего...
...Я видел..., что положение на фронте у нас становится все более угрожающим и тяжелым, и что война находится в положении весьма неопределенном в смысле исхода ее. Поэтому я приветствовал революцию, как возможность рассчитывать на то, что она внесет энтузиазм... в народные массы и даст возможность закончить победоносно эту войну, которую я считал самым главным и самым важным делом, стоящим выше всего, - и образа правления, и политических соображений».
№ 1. На основе текста и знаний по курсу истории укажите не менее трех причин, по которым произошло событие, о котором вспоминает А.В. Колчак.
№ 2. Укажите название и год совершения события, которому посвящены данные воспоминания. Приведите название упоминаемой А.В. Колчаком войны, в ходе которой данное событие произошло.
№ 3. Как А.В. Колчак определяет свое отношение к произошедшему событию? Назовите не менее двух причин, которые он приводит в объяснение своей позиции.
Текст №18. Из записки руководителя СССР, рассмотренной на заседании Президиума ЦК КПСС.
«...В настоящее время при существующей системе ведомственного управления промышленностью и строительством в результате негосударственного подхода к делу каждое министерство стремится изготовить для себя все, не считаясь с огромными потерями средств и материалов...
Я бы хотел еще сказать о связях между территориальными управлениями. При новой структуре следовало бы поощрять развитие производственных связей между отдельными экономическими районами...
Например, один район дает одно сырье, другой взамен этого другое. Такая связь может быть обусловлена соответствующими договорами, основана на взаимных расчетах и осуществляться непосредственно, минуя центральные органы...
Следовало бы отказаться от таких министерств и в союзных республиках. Если в республиках будут образованы территориальные управления промышленностью и строительством, то и там отпадет необходимость в существовании министерств. Такие управления на территориях союзных республик должны объединять все предприятия данного района, независимо от их нынешней подчиненности, исключение будут составлять только предприятия Министерства среднего машиностроения и Министерства авиационной промышленности... Когда мы перенесем центр тяжести управления хозяйством на места - в области, края и республики, функции союзного правительства, видимо, выльются в форму координации политической и хозяйственной деятельности республик, а союзные республики всем хозяйством будут управлять сами...
Необходимо перенести центр тяжести оперативного руководства промышленностью и строительством на места, ближе к предприятиям и стройкам. В этих целях следует перейти от прежних форм управления через отраслевые министерства и ведомства к новым формам управления по территориальному принципу».
№ 1. Назовите фамилию руководителя СССР, представившего записку, название периода, к которому относились описанные события, и хронологические рамки этого периода.
№ 2. На основе текста и знаний по истории приведите не менее трех аргументов автора, показывающих необходимость изменения системы управления хозяйством.
№3. Назовите не менее двух итогов осуществления предложенной экономической меры.
Текст № 19. Прочтите отрывок из мемуаров политического деятеля СССР
«Как далее развивался кризис, когда мы приняли решение о том, что целесообразно поставить ракеты с атомными зарядами на территории [...] и таким образом поставить США перед фактом, что если они решатся вторгнуться [...], то [...] будет иметь возможность нанести сокрушительный ответный удар? Это был бы, конечно, не разгром США. Но им были бы нанесены очень большие разрушения. Отсюда мы сделали вывод, что эта перспектива удержит власть имущих в США от вторжения на [...].
К такому выводу все мы пришли после двукратного или трёхкратного обсуждения моего предложения. Я предлагал не форсировать это решение, чтобы оно выкристаллизовалось в сознании каждого и каждый бы, понимая его последствия, знал, что оно может привести нас к войне с США. Решение было принято единодушно. Разработка операции была поручена товарищу Малиновскому, к этому делу был допущен узкий круг людей. Подсчитали мы наши ресурсы и пришли к выводу, что можем послать туда ракеты с миллионным по мощности зарядом каждая.
...Больше всего нас беспокоило, чтобы наша операция не была раньше времени раскрыта с воздуха... Американцы проводили наглую политику, бесцеремонно вторгаясь на территорию соседей, да и не только соседей. Они летали там, где считали это выгодным для обороны США, игнорируя суверенитет соседних стран. Нас интересовало, насколько можно сохранить секретность в таких условиях? Разработали план: что надо сделать, чтобы не допустить преждевременного выявления с воздуха наших замыслов.
...Нужно было, чтобы США не смогли упредить нас и высадить прежде того свой десант под американским флагом или флагом кубинских контрреволюционеров. Форма не имела значения, нас интересовала суть: чтобы [...] оставалась при своих революционных завоеваниях и чтобы стала флагманом социалистических стран на Американском континенте, вела бы своё развитие под марксистско-ленинским знаменем. Вот наше желание».
№ 1. Укажите название страны, пропущенное в тексте. Укажите фамилию руководителя СССР в период, когда произошли описанные события. Укажите год, когда они произошли.
№ 2. Какие цели, согласно версии автора мемуаров, стремилось достичь советское руководство в результате действий, о которых идёт речь в данном отрывке? Укажите любые три цели.
№ 3. Укажите любые три условия, которые согласно договорённости между лидерами СССР и США, достигнутой в ходе описанного в отрывке политического кризиса, необходимо было выполнить для преодоления этого кризиса.
Определив имя царя, понятным становится то, что речь идет об Алексее Федоровиче Адашеве. Он был окольничим, воеводой и приближённым Ивана Грозного. Причина возвышения Адашева - его происхождение («из нищих и самых незначительных людей»), а также его предыдущая деятельность («слышал я о твоих добрых делах»). Необходимо обратить внимание на то, что необходимо найти именно ту часть текста, в которой раскрывается проблема вопроса. Назначение, которое получает Адашев - прием и разбор челобитных. Он становится начальником Челобитного приказа, а в 1550 г. получает титул окольничего.
№ 4. Назовите неформальное правительство, в состав которого входил упоминаемый в тексте приближённый. Укажите любые две внутриполитические реформы, осуществлённые царём под влиянием этого правительства.
Необходимо вспомнить два основных периода правления Ивана IV: период реформ и период опричнины (с 1565 г.). Реформистский период получил название «реформы Избранной рады», по названию неформального правительства, организованного царем и его сторонниками. В качестве внутриполитических реформ представляется возможным указать следующие: принятие нового Судебника 1550 г., который развивал положения Судебника Ивана III, а также военная реформа, связанная с созданием стрелецкого войска.