6 класс
1. Соотнесите ткани растений (левая колонка) с соответствующими характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ТКАНИ РАСТЕНИЙ |
1) кожица, пробка, корка | А) покровная |
2) фотосинтезирующая и запасающая | Б) основная |
3) формируется на поверхности органов растения |
|
4) защищает растение от неблагоприятных условий внешней среды |
|
5) участвует в накоплении питательных веществ |
|
6) состоит из живых клеток и образует основу всех органов |
|
Ответ: А – 1, 3, 4; Б – 2, 5, 6.
2. Соотнесите типы корневых систем (левая колонка) с соответствующими характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы:
ХАРАКТЕРИСТИКА | ТИП КОРНЕВОЙ СИСТЕМЫ |
1) корни растут пучком | А) стержневая |
2) образована придаточными и боковыми корнями | Б) мочковатая |
3) развивается из зародышевого корешка семени |
|
4) нельзя выделить главный корень |
|
5) хорошо развит главный корень |
|
6) образована главным, придаточными и боковыми корнями |
|
Ответ: А – 3, 5, 6; Б – 1, 2, 4.
3. Соотнесите способы вегетативного размножения (левая колонка) с соответствующими растениями в правой колонке и зашифруйте ответы:
РАСТЕНИЯ | СПОСОБЫ ВЕГЕТАТИВНОГО РАЗМНОЖЕНИЯ |
1) лук | А) луковицы |
2) картофель | Б) клубень |
3) тюльпан | В) корневища |
4) пырей |
|
5) топинамбур |
|
6) ландыш |
|
Ответ: А – 1,3; Б – 2, 5; В – 4, 6.
4. Соотнесите отделы растений (левая колонка) с соответствующими характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ |
1) семя «лежит» открыто на чешуе шишки | А) Голосеменные |
2) на нижней стороне листа образуются сорусы | Б) Папоротниковидные |
3) для оплодотворения не нужна вода |
|
4) для оплодотворения нужна вода |
|
5) опыление происходит с помощью ветра |
|
6) листья крупные, перисто-рассеченные, их называют вайя |
|
Ответ: А – 1, 3, 5; Б - 2, 4, 6.
5. Соотнесите Голосеменные растения (левая колонка) с соответствующими характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ |
1) светолюбивое растение | А) сосна обыкновенная |
2) теневыносливое растение | Б) ель |
3) живет 350- 400 лет |
|
4) неприхотлива |
|
5) главный корень развит слабо |
|
6) короткие и остроконечные хвоинки живут 5- 7 лет |
|
Ответ: А – 1, 3, 4; В – 2, 5, 6.
6. Соотнесите классы Покрытосеменных растений (левая колонка) с их характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | КЛАССЫ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ |
1) Деревья, кустарники и травы | А) однодольные |
2) части цветка кратно 4 или 5 | Б) двудольные |
3) части цветка кратно 3 |
|
4) околоцветник двойной |
|
5) околоцветник простой |
|
6) листья простые или сложные |
|
Ответ: А – 3,5; Б – 1, 2, 4, 6.
7. Соотнесите классы Покрытосеменных растений (левая колонка) с их характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | КЛАССЫ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ |
1) зародыш семени имеет 2 семядоли | А) однодольные |
2) части цветка кратно 4 или 5 | Б) двудольные |
3) мочковатая корневая система |
|
4) околоцветник двойной |
|
5) околоцветник простой |
|
6) жилкование листьев дуговое или параллельное |
|
Ответ: А – 3, 5, 6; Б – 1, 2, 4.
8. Соотнесите семейства отдела Покрытосеменные (левая колонка) с соответствующими характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | СЕМЕЙСТВА ОТДЕЛА ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ |
1) О3+3Т3+3П1 | А) Бобовые |
2) плод ягода или коробочка | Б) Лилейные |
3) на корнях образуются клубеньки |
|
4) одиночные цветки или соцветие кисть |
|
5) соцветие головка или кисть |
|
6) плод боб |
|
Ответ: А – 3, 5, 6; Б – 1, 2, 4.
9. Соотнесите группы грибов (левая колонка) с соответствующими характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | КЛАССИФИКАЦИЯ ГРИБОВ |
1) используют для получения антибиотиков, витаминов | А) шляпочные грибы |
2) питаются готовыми органическими веществами | Б) плесневые грибы |
3) плодовое тело состоит из шляпки и ножки (пенька) | В) грибы - паразиты |
4) имеют многолетнее плодовое тело копытообразной формы, разрушают древесину |
|
5) поражают зерновые культуры |
|
6) мукор, пеницилл, аспергилл |
|
Ответ: А – 2, 3; Б – 1, 2, 6; В – 2, 4, 5.
10. Соотнесите Царства (левая колонка) с соответствующими характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ЦАРСТВА |
1) мельчайшие неклеточные формы жизни | А) Бактерии |
2) грипп, герпесс, СПИД | Б) Вирусы |
3) впервые были открыты Д.И.Ивановским |
|
4) одноклеточные безъядерные организмы |
|
5) при неблагоприятных для жизнедеятельности условий образуют споры |
|
6) жизнеспособны только в живой клетке |
|
Ответ: А – 4. 5; Б – 1, 2, 3, 6.
7 класс
11. Соотнесите классы простейших (левая колонка) с соответствующими представителями в правой колонке и зашифруйте ответы.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ | КЛАССЫ КИШЕЧНОПОЛОСТНЫХ |
1) актиния | А) Гидроидные |
2) пресноводная гидра | Б) Сцифоидные |
3) медуза цианея | В) Коралловые |
4) корнерот |
|
5) красный коралл |
|
6) ушастая медуза аурелия |
|
Ответ: А – 2; Б – 3, 4, 6; В – 1, 5.
12. Соотнесите представителей типа Кишечнополостных с соответствующими характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАТКРИСТИКА | ПРЕДСТАВИТЕЛИ |
1) лучевая симметрия | А) гидра |
2) пресные водоемы со стоячей или проточной водой | Б) медуза |
3) соленая вода морей и океанов | В) актиния |
4) шагающее движение |
|
5) реактивное движение |
|
6) куполообразное в форме зонтика |
|
7) похожи на различные цветы (георгины, гвоздики). |
|
8) тело данного животного в виде тонкого продолговатого мешочка длиной всего от 2–3мм до 1см |
|
9) Рот окружен венчиком из 5 – 12 щупалец. |
|
10) У её в 6 рядов располагается 192 щупальца. |
|
Ответ: А – 1, 2, 4, 8, 9; Б - 1, 3, 5, 6; В – 1, 3, 7, 10.
13. Соотнесите типы животных (левая колонка) с соответствующими представителями в правой колонке и зашифруйте ответы.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ | ТИПЫ ЖИВОТНЫХ |
1) ушастая медуза | А) кишечнополостные |
2) эхинококк | Б) плоские черви |
3) пресноводная гидра |
|
4) широкий лентец |
|
5) красный коралл |
|
6) кошачья двуустка |
|
Ответ: А – 1, 3, 5; Б – 2, 4, 6.
14. Соотнесите классы моллюсков (левая колонка) с соответствующими характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | КЛАССЫ МОЛЛЮСКОВ |
1) раковина состоит из двух створок | А) двустворчатые |
2) раковину они утратили | Б) брюхоногие |
3) нога занимает всю брюшную поверхность тела | В) головоногие |
4) имеют чернильный мешок |
|
5) являются промежуточным хозяином печеночного сосальщика |
|
6) голова редуцирована |
|
Ответ: А – 1, 6; Б – 3, 5; В – 2, 4.
15. Соотнесите классы Членистоногих (левая колонка) с соответствующими характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | КЛАССЫ ЧЛЕНИСТОНОГИХ |
1) зеленые железы | А) ракообразные |
2) 3 пары ног | Б) паукообразные |
3) 5 пар ходильных ног | В) насекомые |
4) 4 пары ног |
|
5) наличие крыльев |
|
6) усиков нет |
|
Ответ: А – 1,3; Б – 4, 6; В – 2, 5.
16. Соотнесите развитие насекомых (левая колонка) с соответствующими представителями в правой колонке и зашифруйте ответы.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ | РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ |
1) кузнечик | А) полное превращение |
2) клоп | Б) неполное превращение |
3) бабочка капустница |
|
4) богомол |
|
5) наездник |
|
6) овод |
|
Ответ: А – 3, 5, 6; Б – 1, 2, 4.
17. Соотнесите ротовые аппараты насекомых (левая колонка) с соответствующими представителями насекомых в правой колонке и зашифруйте ответы.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ | РОТОВЫЕ АППАРАТЫ |
1) комар | А) сосущий |
2) дневной павлиний глаз | Б) грызущий |
3) крапивница | В) колюще-сосущий |
4) жук-плавунец |
|
5) майский жук |
|
6) лесной клоп |
|
Ответ: А – 2, 3; Б – 4, 5; В – 1, 6.
18. Соотнесите классы Хордовых (левая колонка) с соответствующими характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | КЛАССЫ ХОРДОВЫХ |
1) трехкамерное сердце | А) земноводные |
2) клоака | Б) пресмыкающиеся |
3) 1 шейный позвонок |
|
4) слуховая косточка - стремечко |
|
5) дышат легкими |
|
6) появляется грудная клетка |
|
Ответ: А – 1, 2, 3, 4; Б – 2, 5, 6.
19. Соотнесите классы Хордовых (левая колонка) с соответствующими характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | КЛАССЫ ХОРДОВЫХ |
1) боковая линия | А) Рыбы |
2) перьевой покров | Б) Птицы |
3) плавники |
|
4) два отдела желудка |
|
5) отсутствие мочевого пузыря |
|
6) двухкамерное сердце |
|
Ответ: А – 1, 3, 6; Б – 2, 4, 5.
20. Соотнесите классы Хордовых (левая колонка) с соответствующими характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | КЛАССЫ ХОРДОВЫХ |
1) трехкамерное сердце | А) Земноводные |
2) четырехкамерное сердце | Б) Птицы |
3) 1 шейный позвонок |
|
4) двухкамерный желудок |
|
5) дышат легкими и кожей |
|
6) теплокровные |
|
Ответ: А – 1, 3, 5; Б – 2, 4, 6.
21. Соотнесите отряды птиц (левая колонка) с соответствующими характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ОТРЯДЫ ПТИЦ |
1) птицы сравнительно крупные | А) куриные |
2) ростом немного крупнее скворца | Б) дятлообразные |
3) крылья широкие, закруглённые |
|
4) ноги короткие с загнутыми острыми когтями |
|
5) на ноге два пальца обращены вперёд, два – назад |
|
6) язык длинный, гораздо длиннее клюва |
|
7) клюв долотообразный, крепкий, заострённый |
|
8) с приходом весны токуют |
|
Ответ: А – 1, 3, 4, 8; Б- 2, 5, 6, 7.
22.Соотнесите группы млекопитающих (левая колонка) с соответствующими примерами в правой колонке и зашифруйте ответы.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ | ГРУППЫ МЛЕКОПИТАЮЩИХ |
1) утконос | А) яйцекладущие |
2) собака | Б) сумчатые |
3) кенгуру | В) плацентарные |
4) заяц |
|
5) ехидна |
|
6) коала |
|
Ответ: А – 1, 5; Б – 3, 6; В – 2, 4.
23. Соотнесите отряды млекопитающих (левая колонка) с соответствующими примерами в правой колонке и зашифруйте ответы.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ | ОТРЯДЫ МЛЕКОПИТАЮЩИХ |
1) дельфин | А) Насекомоядные |
2) ёж | Б) Парнокопытные |
3) жираф | В) Китообразные |
4) сайгак |
|
5) синий кит |
|
6) выхухоль |
|
Ответ: А – 2, 6; Б – 3, 4; В – 1, 5.
8 класс
24. Установите соответствие между органоидами клетки (левая колонка) и их характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ |
1) хранит наследственную информацию | А) ядро |
2) хлоропласты, хромопласты, лейкопласты | Б) эндоплазматическая сеть |
3) ядерный сок | В) пластиды |
4) синтез и транспорт питательных веществ |
|
5) участвуют в фотосинтезе |
|
6) гладкая и гранулярная (шероховатая) |
|
Ответ: А – 1, 3; Б – 4, 6; В – 2,5.
25. Соотнесите ткани (левая колонка) с их характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ТКАНИ |
1) нейрон | А) соединительная |
2) кровь и лимфа | Б) эпителиальная |
3) клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мала | В) нервная |
4) клетки расположены рыхло, сильно развито межклеточное вещество |
|
5) обеспечивает согласованную деятельность разных систем органов |
|
6) способна возбуждаться и передавать возбуждение |
|
Ответ: А – 2, 4; Б – 3; В – 1, 5, 6.
26. Соотнесите оболочки глаза (левая колонка) с соответствующими характеристиками в правой колонке, зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ОБОЛОЧКИ ГЛАЗА |
1) состоит из соединительной ткани | А) белочная |
2) колбочки и палочки | Б) сосудистая |
3) непрозрачная ткань белого цвета (толстая -1мм, прочная) | В) сетчатка |
4) средняя оболочка глаза |
|
5) желтое пятно |
|
6) богата кровеносными сосудами |
|
Ответ: А – 1, 3; Б – 4, 6; В – 2,5.
27.Соотнесите компоненты внутренней среды (левая колонка) с их характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | КОМПОНЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ |
1) плазма | А) тканевая жидкость |
2) бесцветная прозрачная жидкость, которая образуется из плазмы крови | Б) лимфа |
3) лимфатические узлы | В) кровь |
4) у взрослого человека составляет приблизительно 20л |
|
5) эритроциты |
|
6) лейкоциты |
|
Ответ: А – 2, 4; Б – 3; В – 1, 5, 6.
28. Соотнесите компоненты крови (левая колонка) с соответствующими понятиями в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | КОМПОНЕНТЫ КРОВИ |
1) фагоцитоз | А) эритроциты |
2) гемоглобин | Б) лейкоциты |
3) красные безъядерные клетки | В) тромбоциты |
4) образуют тромб |
|
5) бесцветные ядерные клетки |
|
6) свертывание крови |
|
Ответ: А – 2, 3; Б – 1, 5; В – 4, 6.
29. Соотнесите пищеварительные железы (левая колонка) с их характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ |
1) самая крупная железа | А) печень |
2) трипсин | Б) поджелудочная |
3) гепатоциты |
|
4) цирроз |
|
5) щелочная среда |
|
6) желчь |
|
Ответ: А – 1, 3, 4, 6; Б - 2, 5.
30. Установите соответствие между кругами кровообращения и органами.
ОРГАНЫ | КРУГИ КРОВООБРАЩЕНИЯ |
1) правое предсердие | А) малый |
2) правый желудочек | Б) большой |
3) левое предсердие |
|
4) левое желудочек |
|
5) аорта |
|
6) легочные вены |
|
Ответ: А – 2,3,6; Б – 1, 4, 5.
31. Соотнесите витамины (левая колонка) с соответствующими авитаминозами в правой колонке и зашифруйте ответы.
АВИТАМИНОЗЫ | ВИТАМИНЫ |
1) рахит | А) А |
2) цинга | Б) С |
3) куриная слепота | В) Д |
4) нарушение сумеречного зрения |
|
5) деформация костей |
|
6) кровоточивость десен |
|
Ответ: А – 3, 4; Б – 2, 6; В – 1,5.
32. Соотнесите группы рефлексов (левая колонка) с их характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | РЕФЛЕКСЫ |
1) врожденные | А) безусловные |
2) приобретенные | Б) условные |
3) присущи отдельным видам (индивидам) |
|
4) осуществляются только при участии коры больших полушарий головного мозга |
|
5) поддерживают постоянство внутренней среды организма |
|
6) происходят с участием головного и спинного мозга |
|
Ответ: А – 1, 5, 6; Б – 2, 3, 4.
33. Установите соответствие между слоями кожи (левая колонка) и их характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | СЛОИ КОЖИ |
1) потовые железы | А) эпидермис |
2) состоит из многослойной эпителиальной ткани | Б) дерма |
3) пигмент меланин | В) подкожная жировая клетчатка |
4) много жировых включений |
|
5) сальные железы |
|
6) защищает от механических внешних воздействий |
|
Ответ: А – 2, 3; Б – 1, 5; В – 4, 6.
34. Соотнесите органам мочевыделительной системы (левая колонка) их характеристики в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ОРГАНЫ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ |
1) парный орган, имеют бобовидную форму | А) почки |
2) представляет собой соединительнотканную трубку | Б) мочеточники |
3) соединяют почки с мочевым пузырем | В) мочевой пузырь |
4) располагаются в полости таза, спереди прямой кишки |
|
5) масса одной около 150 г |
|
6) у взрослого человека объем около 500мл |
|
Ответ: А – 1, 5; Б – 2, 3; В – 4, 6.
9 – 11 классы
35. Соотнесите уровни (левая колонка) с соответствующими характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | УРОВНИ |
1) наиболее элементарный, характерный для жизни уровень | А) молекулярный |
2) клетка – структурная и функциональная единица всех живых организмов | Б) клеточный |
3) осуществляются простейшие эволюционные преобразования | В) популяционно - видовой |
4) совокупность особей одного вида или группы, длительно обитающей на определенной территории |
|
5) органоиды имеют характерное строение и выполняют определенные функции |
|
6) состоит из одинаковых молекулярных соединений |
|
Ответ: А – 1, 6; Б – 2, 5; В – 3, 4.
36. Установите соответствие между видами органических веществ (левая колонка) и их характеристиками в правой колонке, зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА |
1) состоят из аминокислот | А) углеводы |
2) состоят из глюкозы | Б) белки |
3) выполняют ферментативную функцию |
|
4) при расщеплении 1 г освобождается 17,6 кДж |
|
5) запасающие вещества организма |
|
6) выполняют транспортную функцию |
|
Ответ: А – 2, 4, 5; Б – 1, 3, 4, 6.
37. Установите соответствие между видами органических веществ (левая колонка) и их характеристиками в правой колонке, зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА |
1. Состоят из молекул глицерина и жирных кислот | А) липиды |
2.Состоят из аминокислот | Б) белки |
3. Являются плохим проводником тепла и холода |
|
4. Выполняют транспортную функцию |
|
5. Выполняют ферментативную функцию |
|
6.При расщеплении 1г освобождается 38,9 кДж |
|
Ответ: А – 1, 3, 6; Б - 2, 4, 5.
38. Установите соответствие между нуклеиновыми кислотами (левая колонка) с их характеристиками в правой колонке, зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ |
1) 2 цепи | А) ДНК |
2) 1 цепь | Б) РНК |
3) А, Т, Г, Ц |
|
4) дезоксирибоза |
|
5) рибоза |
|
6) А, У, Г, Ц |
|
Ответ: А – 1, 3, 4; Б – 2, 5, 6.
39.Установите соответствие между нуклеиновыми кислотами (левая колонка) с их характеристиками в правой колонке, зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ |
1) имеет форму листа клевера | А) ДНК |
2) состоит из двух спирально закрученных цепей | Б) т-РНК |
3) доставляет аминокислоты к рибосомам |
|
4) является хранителем наследственной информации |
|
5) в длину достигает нескольких сотен тысяч нанометров |
|
6) имеет небольшие размеры из нуклеиновых кислот |
|
Ответ: А – 2, 4, 5; Б- 1, 3, 6.
40.Установите соответствие между химическими соединениями (левая колонка) и их характеристиками в правой колонке, зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕКРИСТИКА | ХИМИЧЕСКОЕ СОЕДИНЕНИЕ |
1) Состоит из двух полинуклеотидных цепей. | А) ДНК |
2) Содержит две макроэргические связи. | Б) и-РНК |
3) Содержит нуклеотид урацил. | В) АТФ |
4) Содержит три остатка фосфорной кислоты. |
|
5) Состоит из нуклеотидов АТГЦ. |
|
6) Состоит из одной полинуклеотидной цепи. |
|
Ответ: А – 1, 5; Б- 3, 6; В- 2, 4.
41.Установите соответствие между органоидами клетки (левая колонка) и их характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ |
1) хранит наследственную информацию | А) ядро |
2) хлоропласты, хромопласты, лейкопласты | Б) эндоплазматическая сеть |
3) ядерный сок | В) пластиды |
4) синтез и транспорт питательных веществ |
|
5) участвуют в фотосинтезе |
|
6) гладкая и гранулярная (шероховатая) |
|
Ответ: А – 1, 3; Б – 4, 6; В – 2, 5.
42. Установите соответствие между органоидами клетки (левая колонка) и их характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ |
1.Система канальцев, пронизывающих цитоплазму | А) аппарат Гольджи |
2.Система, уплощенных мембранных цистерн и пузырьков | Б) эндоплазматическая сеть |
3. Выведение из клетки различных секретов (ферментов, гормонов) |
|
4.На мембранах могут размещаться рибосомы |
|
5.Участвуют в образовании лизосом |
|
6.Транспортирует к органоидам клетки продукты биосинтеза |
|
Ответ: А – 2, 3, 5; Б- 1, 4, 6.
43. Установите соответствие между органоидами клетки (левая колонка) и
их характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ОРГАНОИДЫ |
1) Расщепляют органические вещества до мономеров | А) лизосомы |
2) Образуется 38 молекул АТФ | Б) митохондрии |
3) Имеют две мембраны |
|
4) Имеют одну мембрану |
|
5) Содержат кристы |
|
6) Содержат ДНК |
|
Ответ: А – 1, 4; Б – 2, 3, 5, 6.
44.Соотнесите зоны гаметогенеза (левая колонка) с соответствующими им характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ЗОНЫ ГАМЕТОГЕНЕЗА |
1) митоз | А) размножения |
2) происходит рост клеток | Б) роста |
3) мейоз | В) созревания |
4) клетки с гаплоидным набором хромосом (п) |
|
5) набор хромосом 2п |
|
6) количество клеток в гонадах увеличивается |
|
Ответ: А – 1, 5, 6; Б – 2; В – 3, 4.
45. Установите соответствие между гаметами и их характеристиками:
ХАРАКТЕРИСТИКА | ГАМЕТА |
1) неподвижность | А) сперматозоиды |
2) активная подвижность | Б) яйцеклетка |
3) содержат Х- или Y- хромосом |
|
4) запас питательных веществ отсутствует |
|
5) содержат Х-хромосому |
|
6) запас питательных веществ в цитоплазме (желток) |
|
Ответ: А - 2,3,4; Б – 1, 5, 6.
46. Установите соответствие между периодами онтогенеза и их характеристиками:
ХАРАКТЕРИСТИКА | ПЕРИОДЫ ОНТОГЕНЕЗА |
1) старение и естественная смерть | А) эмбриональный |
2) гистогенез и органогенез | Б) постэмбриональный |
3) полный метаморфоз |
|
4) неполный метаморфоз |
|
5) образование однослойного зародыша |
|
6) образование двухслойного зародыша |
|
Ответ: А – 2, 5, 6; Б – 1, 3, 4.
47. Установите соответствие между зародышевыми листками (левая колонка) и их характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ |
1) зубная эмаль | А) эктодерма |
2) половая система | Б) энтодерма |
3) эпидермис кожи | В) мезодерма |
4) печень |
|
5) сердечная мышца |
|
6) эпителий легких |
|
Ответ: А – 1, 3; Б – 4, 6; В – 2, 5.
48. Установите соответствие между зародышевыми листками (левая колонка) и их характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ |
1) скелетная мускулатура | А) эктодерма |
2) поджелудочная железа и печень | Б) энтодерма |
3) эпителий кожи | В) мезодерма |
4) эпителий органов дыхания |
|
5) эмаль зубов |
|
6) кровеносная система |
|
Ответ: А – 3, 5; Б – 2, 4; В – 1, 6.
49. Установите соответствие между видом мутаций (левая колонка) и их характеристиками в правой колонке, зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ВИДЫ МУТАЦИЙ |
1) поворот участка хромосомы на 1800 | А) генные |
2) выпадение азотистого основания в ДНК | Б) хромосомные |
3) удвоение какого- либо участка хромосом |
|
4) выпадение участка хромосом |
|
5) замена пары азотистых оснований в ДНК |
|
6) нарушения при удвоении (репликации) ДНК |
|
Ответ: А – 2, 5, 6; Б – 1, 3, 4.
50. Установите соответствие между видом мутаций (левая колонка) и их характеристиками в правой колонке, зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ВИДЫ МУТАЦИЙ |
1) кратное увеличение числа хромосом в гаплоидном наборе | А) геномные |
2) поворот участка хромосомы на 1800 | Б) хромосомные |
3) удвоение какого-либо участка хромосом |
|
4) синдром Дауна |
|
5) гетероплоидия |
|
6) выпадение участка хромосом |
|
Ответ: А – 1, 4, 5; Б – 2, 3, 6.
51. Установите соответствие между видом мутаций (левая колонка) и их характеристиками в правой колонке, зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | МУТАЦИИ |
1) полиплоидия | А) генные |
2) инверсия | Б) хромосомные |
3) делеция | В) геномные |
4) гетероплоидия (анеуплоидия) |
|
5) дупликация |
|
6) выпадение нуклеотида из ДНК |
|
7) изменение положения нуклеотидов в молекуле ДНК |
|
Ответ: А – 6, 7; Б – 2, 3, 5; В – 1,4.
52. Установите соответствие между скрещиванием (левая колонка) и их характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | СКРЕЩИВАНИЕ |
1) две пары признаков | А) моногибридное |
2) одна пара признаков | Б) дигибридное |
3) один или два сорта гамет |
|
4) четыре сорта гамет |
|
5) закон расщепления |
|
6) закон независимого расщепления |
|
Ответ: А – 2, 3, 5; Б – 1,4, 6.
53. Соотнесите ученых (левая колонка) с соответствующим их вкладом в науку в правой колонке и зашифруйте ответы.
ВКЛАД В НАУКУ | УЧЕНЫЕ |
1) искусственная классификация растений и животных | А) К.Линней |
2) учение об естественном отборе | Б) Ж.Ламарк |
3) природа изменяется, но видов в природе нет (в конце жизни признал существование видов) | В) Ч.Дарвин |
4) виды реально существуют, но природа не изменяется |
|
5) создал первое учение об эволюции |
|
6) написал книгу «Происхождение видов путем естественного отбора» |
|
Ответ: А – 1,4; Б – 3, 5; В – 2,6.
54. Соотнесите формы борьбы за существование (левая колонка) с соответствующими примерами в правой колонке и зашифруйте ответы.
ПРИМЕРЫ | ФОРМА БОРЬБЫ ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ |
1) состязание хищников за добычу | А) внутривидовая |
2) серая и черная крысы | Б) межвидовая |
3) кактус в пустыне | В) борьба с неблагоприятными условиями |
4) длинный корень у верблюжьей колючки |
|
5) Ель и сосна в хвойном лесу |
|
6) соперничество за самку, за территорию |
|
Ответ: А – 1, 6; Б – 2, 5; В – 3, 4
55. Соотнесите доказательства эволюции (левая колонка) с соответствующими характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРПСТИКА | ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ |
1) биогенетический закон Ф.Мюллера и Э.Геккеля | А) эмбриологические |
2) переходные формы | Б) сравнительно-анатомические |
3) филогенетические ряды | В) палеонтологические |
4) гомологичные органы |
|
5) закон зародышевого сходства К.Бэра |
|
6) многососковость |
|
Ответ: А – 1,5; Б – 4, 6; В – 2, 3.
56. Соотнесите пути эволюции (левая колонка) с соответствующими им характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ |
1) фотосинтез | А) ароморфоз |
2) утрата органов пищеварения у бычьего цепня | Б) идиоадаптация |
3) возникновение ползучего стебля у земляники | В) дегенерация |
4) трехкамерное сердце у земноводных |
|
5) утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики |
|
6) возникновение теплокровности |
|
Ответ: А – 1,4, 6; Б - 3; В – 2, 5.
57. Соотнесите пути эволюции (левая колонка) с соответствующими им характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ |
1) половой процесс | А) ароморфоз |
2) утрата корней, хлорофилла и листьев у заразихи | Б) идиоадаптация |
3) яркая окраска цветка | В) общая дегенерация |
4) многоклеточность |
|
5) приспособления плодов и семян к распространению |
|
6) отсутствие пищеварительной системы у ленточных червей |
|
Ответ: А – 1,4; Б – 3, 5; В – 2, 6.
58. Соотнесите направления эволюции (левая колонка) с соответствующими характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ |
1) расширение ареала | А) биологический прогресс |
2) сужение ареала | Б) биологический регресс |
3) увеличение численности особей вида |
|
4) образование новых видов, подвидов, популяций |
|
5) уменьшение числа видов, подвидов, популяций |
|
6) уменьшение числа особей вида |
|
Ответ: А – 1, 3, 4; В – 2, 5, 6.
59. Соотнесите эры (левая колонка) с соответствующими характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ЭРЫ |
1) появление и развитие человека | А) палеозойская |
2) выход растений на сушу | Б) мезозойская |
3) господство пресмыкающихся | В) кайнозойская |
4) расцвет земноводных |
|
5) появление первых млекопитающих |
|
6) расцвет папоротникообразных |
|
Ответ: А – 2, 4, 6; Б – 3, 5; В – 1.
60. Соотнесите факторы антропогенеза (левая колонка) с их характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ФАКТОРЫ АНТРОПОГЕНЕЗА |
1) труд | А) биологические |
2) естественный отбор | Б) социальные |
3) наследственная изменчивость |
|
4) мышление |
|
5) речь |
|
6) общественный образ жизни |
|
Ответ: А – 2, 3; Б – 1, 4, 5, 6.
61. Соотнесите расы человека (левая колонка) с соответствующими характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | РАСЫ |
1) прямые или волнистые волосы | А) европеоиды |
2) жесткие, прямые и темные волосы | Б) монголоиды |
3) имеют эпикантус |
|
4) борода и усы сильно растут |
|
5) губы средние по толщине |
|
6) губы обычно тонкие |
|
Ответ: А – 1, 4, 6; Б – 2, 3, 5.
62.Соотнесите компоненты цепи питания (левая колонка) с соответствующими характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.
ХАРАКТЕРИСТИКА | КОМПОНЕНТЫ ЦЕПИ ПИТАНИЯ |
1) микроорганизмы | А) продуценты |
2) волк | Б) консументы |
3) береза | В) редуценты |
4) способные синтезировать органические вещества из неорганических |
|
5) разрушающие отмершие останки живых существ |
|
6) организмы, потребляющие готовые органические вещества |
|
Ответ: А – 3, 4; Б - 2, 6; В - 1, 5.