Начальные классы

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Разработки уроков

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Русский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Литература

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Английский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Немецкий язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Французский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

История

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Обществознание

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Биология

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

География

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Математика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

 

Позвоночные

1. Что общего у всех позвоночных животных?

У этих животных есть позвоночник.

2. Какие из позвоночных дышат жабрами? Как еще эти животные приспособились к жизни в водной среде?

Это рыбы. Они дышат специальными органами, жабрами, тело их обтекаемой формы, покрыто слизью и чешуей. Есть плавники, у некоторых – воздушный пузырь.

3. Жизнь каких животных неразрывно связана как с водой, так и с сушей?

Земноводные.

4. Какие животные считаются первыми настоящими наземными позвоночными животными? Почему?

Пресмыкающиеся. Они размножаются на суше.

5. Какие особенности строения птицы связаны с ее способностью к полету?

Тело покрыто перьями. Кости легкие. Есть крылья для полета – видоизмененные передние конечности. Нет мочевого пузыря. Есть воздушные мешки для двойного дыхания.

6. Перечислите характерные черты млекопитающих.

Тело покрыто шерстью. Теплокровные. Выкармливают детенышей молоком. Зубы дифференцированы на резцы, клыки и коренные.

7. Назовите по 3-4 представителя каждой из групп позвоночных животных.

Рыбы – акула, скат, карась, окунь.

Земноводные – лягушка, тритон, саламандра.

Пресмыкающиеся – уж, кобра, крокодил.

Птицы – голубь, орел, воробей.

Млекопитающие – тигр, собака, кошка, волк.

8. Какая группа позвоночных животных является самой высокоорганизованной на Земле? Почему?

Млекопитающие, так как у них хорошо развит головной мозг;

они имеют живорождение;

зародыши развиваются в материнском организме – в специальном органе (матке);

имеют интенсивный обмен веществ со сложной системой терморегуляции (постоянная температура тела).

9. Вспомните таких древних животных, как трилобит, стегоцефал, динозавры, фороракос, саблезубый тигр. К каким группам царства животных они принадлежат?

Трилобит – это членистоногие

Стегоцефал – земноводные

Динозавры – это пресмыкающиеся

Фороракос – это птицы

Саблезубый тигр – млекопитающие.

 

Значение животных в природе и жизни человека

1. Какова роль животных в природе?

- Животные участвуют в круговороте веществ; консументы 1-3 порядков;

- Геологическая (почво-, породообразующие) деятельность животных;

- Участвуют в опылении растений;

- Создают условия жизни для внешних и внутренних паразитов;

- Участвуют в распространении растений, грибов, бактерий и вирусов;

- Источник пищи для других животных (цепи питания);

- Некоторые являются возбудителями заболеваний других животных.

2. Какие животные обеспечивают нас продуктами питания?

Домашние животные (коровы, козы, свиньи и др.), пчелы.

3. Чем опасны животные-паразиты?

Они вызывают опасные заболевания.

4. Какие ядовитые животные обитают в вашем регионе?

Гадюка, тарантул.


Три среды обитания

1. Перечислите среды обитания, с которыми вы познакомились на уроке.

Водная, наземно-воздушная, почвенная.

2. Каковы условия жизни организмов в наземно-воздушной среде? Как вы думаете, почему для обитателей этой среды характерно наибольшее разнообразие форм тела?

Воздействие ультрафиолетовых лучей;

Гравитация;

Большая испаряемость влаги с поверхности тела;

Много кислорода;

Перепады температур;

Слабая звукопроводность воздуха по сравнению с водой;

Малая плотность.

Из-за различных условий существования именно в этой среде развились наиболее разнообразные формы тела.

3. Подумайте, почему не выделяют отдельно воздушную среду обитания.

Организм не может существовать только в воздушной среде.

4. Дайте характеристику условий жизни в водной среде. Проанализируйте внешний облик разных животных, обитающих в водной среде. Что у них общего?

1. ослабленное освещение

2. укорочен световой день

3. меньшее количество воздуха, иной его состав (меньше кислорода)

4. отсутствие резких перепадов температур в течение года и суток

5. широкий диапазон солености

6. движение воды, особенно в прибрежной зоне (организмы подвергаются воздействию таких факторов как прибой и удары волн, отливы и приливы)

Водные животные характеризуются обтекаемой формой тела; такая форма наиболее удобна для передвижения в воде, потому что легко преодолевает сопротивление, представляемое водой. Конечности этих животных имеют форму ласт или плавников (китообразные, рыбы); или же поверхность конечностей увеличивается образованием перепонок между пальцами (гусь, утка); или ресничек на крае конечности (плавунец).

5. Почему в океанах на больших глубинах обитают только животные?

Растения не живут на больших глубинах, так как без солнечного света невозможен фотосинтез.

6. Каковы особенности почвы как среды обитания? Используя рисунок учебника, выявите черты приспособления животных к обитанию в почве.

Высокая плотность почвы, и ее обитатели должны жить в микроскопически малых полостях или уметь рыть, прокладывать себе дорогу.

В нее не проникает свет, и жизнь многих организмов проходит в полной темноте, поэтому зрение у большинства редуцировано.

Недостаточно кислорода.

Водой почва вполне обеспечена, в ней много минеральных и органических веществ, запас которых постоянно пополняется за счет умирающих растений и животных.

Нет таких резких колебаний температуры, как на поверхности.

Все это создает благоприятные условия для жизни определенных организмов. Почва буквально насыщена жизнью, хотя она не так заметна, как жизнь на суше или в водоеме.

7. Обитателем какой среды является человек?

Наземно-воздушной.

 

Жизнь на разных материках

1. Почему сложно назвать 2-3 типичных для России вида растений или животных? Для какой страны Евразии это сделать легко? (Для ответа используйте карту).

Потому, что Россия – очень большая, она располагается в нескольких климатических зонах сразу, и видов растений и животных в ней много. Для некоторых стран Евразии можно выделить 2-3 вида типичных растений и животных. Как правило, это не очень большие страны, например, Испания (лимонное дерево), Италия (лавр), или страны, в которых климат на большой площади однообразен, например, Индия (индийский слон), Китай (панда и бамбук).

2. С какими представителями живой природы Африки вы познакомились?

Баобаб, жираф, зебра, антилопа, страус.

3. Расскажите об интересных растениях и животных Северной и Южной Америки.

Северная Америка: Среди растений этого материка особенно удивительны растущие в Кордильерах вечнозеленые хвойные деревья секвойи. Это деревья гиганты более 100 м в высоту и до 10 м в поперечнике. Живут по несколько тысяч лет. Шишка размером с большую дыню. Из животных Северной Америки необычным является полосатый скунс. При опасности выстреливает струей жидкости с отвратительным запахом.

Южная Америка: На реке Амазонке встречается одно из самых необыкновенных растений мира – кувшинка виктория регия. Листья бывают до 2 м в диаметре. В Южной Америке обитает самая большая в мире бабочка – совка агриппина, с размахом крыльев почти 30 см, и самый длинный в мире жук - дровосек-титан длинной до 18 см

4. Какие представители живой природы Австралии особенно широко известны?

Кенгуру, эвкалипт.

5. Что вы узнали о живой природе Антарктиды?

Живая природа Антарктиды крайне бедна. Из растений встречаются лишайники и мхи, водоросли в воде. Животные –пингвины, тюлени, морские котики, некоторые виды рыб.

6. Приведите примеры растений и животных, широко распространенных на планете; обитающих только в одном полушарии Земли (Северном или Южном); на одном материке.

Широко распространены: сосна, дуб, акула, ворона, голубь.

Обитают только на Южном полушарии: кенгуру, эвкалипт, эму.

На Северном: карликовая береза, соболь.

На одном материке (Евразия): панда, рис, индийский слон.

Как называют этих животных? На каких материках они обитают?

Пингвин – Антарктида

Жираф – Африка

Панда – Евразия

Скунс – Северная Америка

Кенгуру – Австралия.

 

Природные зоны Земли

1. Перечислите основные природные зоны Земли.

Тундра, тайга, широколиственный лес, травянистая равнина (саванна), пустыни и полупустыни, степи и лесостепи, влажный тропический лес.

2. От чего зависит распространение природных зон на Земле?

Природные зоны образуются вследствие распределения тепла и влаги на планете. Рельеф, расстояние от океана влияют на расположение зон и их ширину.

3. Дайте краткую характеристику тундры.

Эта природная зона находится в полярной зоне (большая часть в зоне вечной мерзлоты), где температура воздуха достаточно низкая. Растительный мир представлен в основном низкорослыми растениями с плохо развитой корневой системой: мхами, лишайниками, кустарниками, карликовыми деревьями. В тундре живут копытные животные, мелкие хищники, много перелетных птиц.

4. Какие деревья составляют основу тайги, смешанных и широколиственных лесов?

Основа тайги – хвойные деревья (сосна, ель, пихта, лиственница и др.)

Смешанные леса характеризуются смешиванием хвойных и широколиственных пород деревьев.

Широколиственные леса состоят из листопадных деревьев (дуб, лещина, бук, липа, клен, каштан, граб, вяз, ясень и др.)

5. Что общего у всех травянистых равнин нашей планеты?

Она отличается небольшим количеством осадков и постоянно высокой температурой воздуха. Для саванн характерно наличие засушливого периода, во время которого травы высыхают, а животные стремятся к водоемам. Растительность здесь преимущественно травянистая, деревья встречаются редко. Для саванн характерно обилие крупных травоядных животных и хищников.

6. Дайте краткую характеристику пустыни.

Пустыни отличаются очень низкой влажностью, растительный и животный мир пустынь подстраивается под эти тяжелые условия. Животные обладают свойством долгое время обходиться без воды, пережидать наиболее засушливые месяцы в спячке, многие ведут ночной образ жизни. Многие растения способны запасать влагу, у большинства снижено испарение, кроме того, они обладают разветвленной корневой системой, позволяющей собирать крохи влаги с большого объема. В целом растительный и животный мир очень ограничен.Из растений распространены в основном безлистные колючие кустарники, из животных — пресмыкающиеся (змеи, ящерицы) и мелкие грызуны.

7. Почему в степях, саваннах и пустынях мало деревьев?

В саваннах, степях и пустынях выпадает очень мало осадков, деревьям просто не хватает воды.

8. Почему влажный тропический лес – самое богатое видами сообщество?

Здесь всегда высокая температура и влажность. Эти условия особенно благоприятны для растений и животных. Верхний слой почвы очень плодороден.

9. С помощью примеров докажите, что распространение природных зон на Земле зависит от распределения тепла и влаги.

Природные зоны образуются вследствие распределения тепла и влаги на планете: высокая температура и низкая влажность характерна для экваториальных пустынь, высокая температура и высокая влажность — для экваториальных и тропических лесов.

Природные зоны вытянуты с запада на восток, между ними нет четких границ.

Например, саванны находятся там, где влаги уже недостаточно для произрастания влажных лесов, в глубине материка, а также вдалеке от экватора, где большую часть года уже господствует не экваториальная, а тропическая воздушная масса, а сезон дождей длится менее 6 месяцев.

10. Характерные признаки каких природных зон перечислены?

А) самое большое разнообразие видов;

Влажный тропический лес.

Б) преобладание травянистых растений;

Саванна.

В) обилие мхов, лишайников и карликовых деревьев;

Тундра.

Г) множество хвойных растений немногих видов.

Тайга.

11. Проанализируйте рисунки учебника. Есть ли связь между окраской животных и средой их обитания (природной зоной)? С чем это связано?

Да, связь имеется. Это называется защитная окраска. Животные таким образом сливаются с окружающей средой с различными целями. Если это хищник – то для нападения. Например, тигр полосатый удачно прячется в желтой траве, готовясь к нападению. Белый медведь и песец практически незаметны на фоне снега.

Для защиты от хищников также животные выработали окраску, чтобы спрятаться. Примеры: тушканчик, косуля, зеленая лягушка и мн. др.

12. В каких природных зонах обитают эти организмы?

Карликовая береза – тундра.

Ленивец – влажный тропический лес.

Кедровка – тайга.

Зебра – саванна.

Дуб – широколиственный лес.

Джейран – пустыня.

Белая сова – тундра.

13. Используя карту, назовите природные зоны, встречающиеся на территории нашей страны. Какие их них занимают наибольшую территорию?

Территория России имеет большую протяженность с севера на юг, рельеф в основном, равнинный. Так, на обширных равнинах последовательно представлены следующие природные зоны: арктические пустыни, тундра, лесотундра, леса, лесостепи, степи, полупустыни, пустыни, субтропики. В горах – высотная поясность. Большая территория занята тайгой, степью, смешанным лесом и тундрой.

 

Жизнь в морях и океанах

1. Какие природные сообщества морей и океанов вы знаете?

1)Сообщество кораллового рифа

2)Сообщество поверхности воды

3)Донное сообщество

4)Глубоководное сообщество

5)Сообщество толщи воды

2. Какие существа составляют сообщества поверхности воды и как они между собой связаны?

На поверхности обитают: парусники,кораблики, морские водомерки,крабики, моллюск янтина, летучие рыбы. Все эти организмы связаны друг с другом пищевыми связями, а также используют друг друга как жилище.

3. Какие две группы организмов включает сообщество толщи воды?

Сообщество толщи воды включает планктон (водоросли, лучевики, рачки) и активноплавающие организмы (кальмары, различные рыбы, дельфины, киты).

4. Перечислите организмы, составляющие донное сообщество и сообщество кораллового рифа.

Донное сообщество: прикрепленные ко дну водоросли, различные моллюски, актинии, раки-отшельники, креветки, морские ежи и морские звезды, осьминоги, а также множество рыб, такие как камбалы, скаты, удильщики.

Сообщество кораллового рифа: коралловые полипы, большое разнообразие рыб, рачков, крабов и других морских обитателей.

5. Каковы особенности глубоководного сообщества?

Растений здесь нет. Водятся некоторые виды кальмаров, креветок, причудливой формы рыбы. Питаются они мертвыми остатками организмов, «падающими» из верхних слоев воды, а также хищничают, поедая друг друга. Многие из здешних обитателей светятся: приманивают добычу либо защищаются от врагов.

6. Вспомните, почему, начиная с определенной глубины, в океане не встречаются растения. Будут ли они там расти, если их специально посадить? Обоснуйте свой ответ.

Растениям на глубине недостаточно света, без которого невозможен фотосинтез. Если их специально посадить на большую глубину, они не будут расти, так как наблюдается нехватка солнечного света.

7. Сравните условия существования организмов в разных водных сообществах. Где условия наиболее благоприятны?

Наиболее благоприятны условия кораллового рифа, донное сообщество. Также видов больше в прибрежных зонах. Должны быть условия для сохранения биоразнообразия: много света либо места для укрытия, пригодная температура, много кислорода, много пищи.

В толще воды видов уже намного меньше, чем у берега. На большой глубине живут только самые приспособленные организмы.

8. Почему сообщество кораллового рифа наиболее богато видами? На какое земное природное сообщество оно похоже по большому многообразию видов?

Коралловые рифы по богатству жизни уступают только влажному тропическому лесу на суше. Здесь сложились самые благоприятные условия. Коралловые рифы распространены в теплых тропических морях на мелководье, там тепло, неглубоко, можно спрятаться от хищников и много пищи.

9. Можно ли по внешнему виду морских организмов сказать, к какому природному сообществу они относятся?

У живущих в толще воды и активно плавающих животных тело имеет обтекаемую форму и покрыто слизью, уменьшающей трение при передвижении. Развиты приспособления для повышения плавучести: скопления жира в тканях, плавательные пузыри у рыб. У пассивно плавающих животных увеличивается поверхность тела за счет выростов, шипов;они очень мелкие и легкие. Разные способы передвижения: изгибание тела, с помощью жгутиков, ресничек, реактивный способ.

У придонных животных исчезает или слабо развит скелет, увеличиваются размеры тела, обычно нет органов зрения, развитие осязательных органов.

10. Назовите организмы, изображенные на рисунке, и определите, к каким сообществам они относятся.

Дельфин – сообщество толщи воды. Осьминоги и глубоководные рыбы – глубоководное сообщество. Кораллы и актинии – сообщество кораллового рифа. Рыбы – сообщество толщи воды. Мелкие рачки – планктон - сообщество поверхности воды.


Как человек появился на Земле

1. Какие существа считаются предками человека и человекообразных обезьян?

Обезьяны – по мнению ученых, являются предками человека и человекообразных обезьян, а именно, вымершие дриопитеки («древесные обезьяны»).

2. Кто такие австралопитеки?

Австралопитеки («южные обезьяны), некрупные существа, передвигавшиеся в основном на двух ногах. Передние конечности использовались для добывания пищи и защиты от врагов орудиями, которые они подбирали.

3. Какие три вида людей различают учёные?

Человек прямоходящий, человек умелый, человек разумный.

4. Какой вид человека первым появился на Земле и когда?

Человек умелый. Он появился примерно 2 миллиона лет назад.

5. Чем Человек прямоходящий отличался от Человека умелого?

Он сам изготавливал для себя орудия, умел строить себе жилища и возможно, уже пользовался и огнем.

6. К какому виду — Человек умелый. Человек прямоходящий или Человек разумный — относятся неандертальцы и кроманьонцы? Расскажите о внешнем облике и образе жизни этих предковых форм человека.

Неандертальцы и кроманьонцы – это формы Человека Разумного.

Неандертальцы имели мозг около 1,2 кг, невысокий рост, были коренастыми, плотными. Они укрывались в пещерах или строили хижины, покрывая их шкурами убитых животных. Свои жилища они обогревали огнем. Эти люди шили себе одежду из шкур, используя вместо ниток сухожилия животных. Охотились они на самых разных животных, в том числе и на таких крупных, как мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь.

Кроманьонцы имели больший по объему мозг, более высокий рост. Они изготавливали орудия не только из камня, но и из рога и кости. На стенах своих пещер они оставили рисунки, изображающие людей, животных, сцены охоты. Кроманьонцы мастерили украшения. Владели речью. Приручили собаку. Они были более развиты, чем неандертальцы.

7. Сравните орудия труда неандертальцев и кроманьонцев. Какие выводы вы можете сделать из этого сравнения?

Кроманьонцы изготавливали орудия не только из камня, но и из рога и кости, умели добывать огонь и по развитию были на более высокой ступени эволюции.

8. У кого из предков человека, по мнению большинства учёных, впервые начала развиваться членораздельная речь?

У кроманьонцев.

9. Используя дополнительные источники информации, выясните, на основании каких фактов учёные составили представление о внешнем облике и образе жизни предков современного человека.

На основании раскопок археологов. О внешнем облике – по технологиям восстановления лица по черепу, скелета по костям. Об образе жизни – по найденным предметам обихода, например, по кухонной утвари, украшениям, орудии труда.

10. Назовите черты сходства человека и человекообразных обезьян. А в чём, на ваш взгляд, различия между ними?

Сходства: одинаковое выражение чувств; у обезьян хорошо развита память; они способны использовать предметы природы как простейшие орудия; имеют конкретное мышление; могут ходить на задних конечностях; на пальцах у обезьян, как у человека, ногти, а не когти; зубы, как у человека; группы крови; общие болезни; сходное с человеком строение всех систем органов. Это означает, что человек и человекообразные обезьяны произошли от общего предка и это является доказательством их родственности.

Отличия: больший мозг у человека; прямохождение; речь и мышление; внешний облик; строение скелета отличается; меньше волос у человека; создание орудий труда; сознание; жизнь в обществе; человек развивает культуру и искусство. Труд – основной фактор в процессе превращения обезьяны в человека.

11. Какое значение для древних людей имело умение изготавливать орудия труда и охоты, отличавшее их от животных?

С его помощью они могли охотиться и добывать себе пищу.

12. Как вы считаете, почему первым домашним животным стала собака?

Собаки – потомки волка, всегда находились поблизости от человека,так как питались мясом. У собаки долговременная память, хороший нюх, и собака привязывается к хозяину, тем самым может его спасти в разных ситуациях. Он поддается дрессировке и очень умна.

13. Подготовьтесь к дискуссии на тему: «Закончилась ли эволюция человека, или Каким вы видите человека будущего?».

 

План подготовки:

• История эволюции человека

• Эволюция живого мира – происходит ли сейчас?

• Каким я вижу человека будущего?

• Что мы можем сделать, чтобы сохранить природу и ее биоразнообразие, или Человек – самое разумное существо в природе.

14. Как вы думаете, можно ли ожидать, что современная человекообразная обезьяна при определённых условиях превратится в человека? Почему?

Нет, потому что эволюционировала определенная ветвь обезьян человекообразных, остальные же обезьяны должны занимать свою экологическую нишу, как и любой другой вид.


Как человек изменил Землю

1. Как влияли на природу Земли древние люди?

Древние люди, охотившиеся на крупных животных, погубили многих из них. Считается, что в вымирании мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей определенную роль сыграл и человек.

2. Какие изменения на Земле вызвало развитие сельского хозяйства?

Плюсы: люди одомашнили некоторых животных, вывели от диких предков множество новых пород; вырастили новые сорта растений.

Минусы: вырубка лесов, осушение болот, вспашка земель повлекли за собой необратимые изменения климата и природы в целом.

3. Какие экологические последствия имело открытие и освоение людьми новых земель?

Люди заселяли новые земли, но не относились к ним бережно. Это привело к печальным экологическим последствиям: облик многих районов Земли, особенно островов, изменился до неузнаваемости. На них почти исчезли леса, перестали существовать уникальные виды растений и животных.

4. К каким отрицательным последствиям привело создание и использование новых, неизвестных в природе веществ?

Эти вещества и изделия из них, попадая в окружающую среду, загрязняют ее, отравляют все живое. Оказываясь в почве, они не разрушаются тысячелетиями.

5. Чем опасны радиоактивные отходы?

Излучение от них вызывает смертельные заболевания людей и животных, загрязняет все в природе.

6. Перечислите важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству.

Это проблемы:

• сохранения многообразия живого на планете;

• уничтожения лесов;

• опустынивания;

• загрязнения различными видами отходов.

7. Рассмотрите рисунок учебника (внизу), на котором художник изобразил озоновые дыры. Определите, над какими участками земного шара они образовались.

Над Антарктидой

8. Предложите и обсудите в классе способы решения важнейших экологических проблем, о которых рассказано в учебнике.

Необходимо бороться не с последствиями, а с причинами проблем. Например, использовать альтернативные виды энергии (солнечную), повторно утилизировать отходы, сокращать выбросы в атмосферу, использовать экологичные виды топлива, развивать науку биоинженерию, которая поможет справиться со многими проблемами.

9. Оцените возможности своего собственного участия в решении экологических проблем. Какие ваши действия могли бы помочь сохранению живого на планете, защите окружающей среды от загрязнений, решению других проблем?

Не выбрасывать мусор в лесах, на берегу реки или озера. Не ломать ветки деревьев, не уничтожать мелких животных и насекомых, не разжигать костры.

10. Познакомьтесь с материалами учебника о кислотных дождях, истощении озонового слоя, парниковом эффекте. Какие меры борьбы с этими опасными явлениями вы можете предложить?

Предотвращение кислотных дождей: поиск альтернативных источников добычи энергии, экологически безопасный автотранспорт, новые технологии производства и технологии очистки выбросов в атмосферу.

Борьба с озоновыми дырами: глобальная очистка атмосферы от фреонов или получение озона искусственно.

Борьба с глобальным потеплением: радикальное сокращение выбросов в атмосферу и геоинженерные методы.

11. Ежегодно в сельском и лесном хозяйстве России используется до 100 тыс.т. ядохимикатов. Установлено, что около половины этого количества смывается в водоёмы. Сколько тонн ядохимикатов попадает ежегодно в водоёмы нашей страны? Как вы думаете, какое воздействие это оказывает на природные сообщества водоемов? Сказывается ли это на здоровье людей?

Ежегодно в водоемы попадает 50 тыс. тонн ядохимикатов, это оказывает плохое воздействие на природное сообщество водоемов, ведь все их обитатели будут заражены. Это плохо сказывается и на здоровье людей, ведь эту воду мы возможно мы будем пить, а рыба из этих водоемов возможно попадет на наш стол.

12. Подготовьтесь к дискуссии на тему «Мусоросжигающие заводы: за и против».

План подготовки:

• За:

заводы позволяют утилизировать отходы быстрее, чем они бы разлагались в природе; снижение затрат на вывоз мусора и его хранение.

• Против:

сжигая их, в атмосферу попадают ядовитые вещества; требуется много энергии на сжигание мусора.


Жизнь под угрозой

1. Что такое биологическое разнообразие?

Биологическое разнообразие (биоразнообразие) — это разнообразие всего живого на Земле — от генов до экосистем. В его основе лежит видовое разнообразие. Оно включает миллионы видов животных, растений, микроорганизмов, живущих на нашей планете.

2. К чему приводит нарастающее воздействие человека на живую природу? В каких основных формах проявляется это воздействие

Исчезновение видов растений, грибов и животных. Воздействие человека проявляется в основном в двух формах - прямое истребление организмов того или иного вида (например, сбор букетов, охота, рыбная ловля) и уничтожение мест, пригодных для жизни виды (загрязнение природных вод, вырубка лесов, распашка степей и т.д.).

3. Что люди делают для спасения живой природы? Какое посильное участие в её охране можете принять лично вы?

Для сохранения биологического разнообразия вводят, запрет на уничтожение редких видов, создают питомники для их разведения. Я могу подкармливать птиц и животных.

4. Почему нужно периодически пересматривать и переиздавать Красные книги?

Красную книгу необходимо переиздавать и пересматривать, поскольку с течением времени статус многих видов животных в ней изменяет, а некоторые даже исключаются, поскольку их численность восстанавливается.

5. О чём, на ваш взгляд, говорят эти факты?

• В тропических лесах острова Мадагаскар было обнаружено несколько тысяч видов растений, которые не встречаются больше нигде в мире. Некоторые из этих растений служат источником лекарств от опасных болезней. Однако 93% тропических лесов на Мадагаскаре уже уничтожены.

• Один живой лев в национальном парке Африки приносит доход в 515 тыс. долларов (за счёт туристов, которые платят за посещение парка). Шкура убитого льва приносит доход в 1000 долларов.

• В настоящее время на всех птичьих базарах Арктики насчитывается примерно столько птиц, сколько 50—60 лет назад обитало на одной только Новой Земле.

Все эти факты говорят о том, что человек в настоящее время оказывает губительное влияние на живую природу. Он вырубает леса, истребляет многих животных и птиц для удовлетворения своих потребностей. И если человек не задумается над последствиями своих действий, то очень скоро многие виды растений и животных просто исчезнут с лица планеты Земля.

6. Сейчас уже, кажется, всем ясно, что разрушать природу дальше недопустимо. Однако это разрушение продолжается... Какими качествами, на ваш взгляд, отличаются люди, уничтожающие редкие растения, исчезающих животных? Почему очень часто не удаётся наладить надёжную защиту редких видов даже в заповедниках и национальных парках? Что, по вашему мнению, должны предпринимать правительства разных стран, чтобы остановить обеднение растительного и животного мира?

Люди, которые уничтожают редкие виды растений и животных, обладают следующими качествами: жестокость, жадность, хладнокровие, ненависть к природе и жажда денег. В заповедники и национальные парки нередко проникают браконьеры, они перелазят через ограждения, делают подкопы и всячески стараются нанести вред окружающей среде. Очень трудно установить контроль всей территории заповедника, так как она имеет огромные размеры. Правительства разных стран должно ужесточить наказание за истребление редких видов растений и животных.


Не станет ли Земля пустыней?

1. Что такое опустынивание?

Опустынивание – это постепенное превращение засушливых земель в пустыню.

2. В каком районе нашей страны происходит особенно быстрое опустынивание?

Наиболее интенсивно процесс опустынивания происходит в степях. Это беда районов с засушливым климатом.

3. Какие действия людей открывают дорогу пустыне?

Распашка земель и чрезмерный выпас скота.

4. Как можно остановить опустынивание?

необходимо проводить следующие мероприятия:

• новые лесопосадки, т.к. корни деревьев удерживают воду;

• правильное использование пахотных земель и пастбищ, т.е.отводить эти земли под пар, использовать через год;

• в советские времена земли Черноземья вспахивали тракторами, поднимая большие куски земли, что и способствовало опустыниванию этих плодородных земель, не хотели слушать мнение ученых, что и привело к печальным последствиям;

• орошение засушливых земель.

5. В начале 70-х гг. XX в. в одном из районов Чёрных земель было 850 тыс. га пастбищ. Через 15 лет осталось 170 тыс. га. На остальных землях уже невозможно было вести хозяйство. Подсчитайте, сколько гектаров земель было утрачено за эти годы.

За эти годы было утрачено около 680 гектаров плодородных земель

6. По расчётам учёных, пастбища Чёрных земель в середине 80-х гг. XX в. могли прокормить не более 750 тыс. овец. Но на деле здесь содержали более 1 млн 500 тыс. овец. Дайте приблизительную оценку: во сколько раз были перегружены пастбища?

Примерно в 2 раза.

7. Продумайте свою позицию для отстаивания её в дискуссии на тему: Не станет ли Земля пустыней?.

План ответа:

1. что такое пустыня

2. причины опустынивания

3. как предотвратить опустынивание

4. как использовать нашу Землю без потерь для природы


Здоровье человека и безопасность жизни

1. Обсудите в классе, что такое здоровый образ жизни. Чем опасно курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков?

Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

При курении сигарет это никотин и вещества, образующиеся при сгорании табака. В табачном дыму содержится свыше 4000 вредных химических веществ. В легких курильщика вязким слоем оседает смола (табачный деготь). От заболеваний, вызванных курением, в мире умирает около 2,5 млн человек в год. Табачный дым опасен и для некурящих людей, которые находятся в накуренном помещении.

Когда человек употребляет алкоголь, он не может адекватно воспринимать различную информацию, алкоголь убивает клетки мозга .

С каждой выпитой рюмкой в головном мозге увеличивается количество таких умерших клеток. Их восстановление не происходит. На месте гибели образуются рубцы, а при обширных поражениях – кисты (образования, имеющие оболочку и заполненную жидкостью).

2. Почему курящий человек не может быть хорошим спортсменом?

Курение и спорт– вещи не совместимые! Легкие у курильщика забиты смолой, не насыщаются кислородом в должной мере, сосуды слабые и ломкие, сердечно-сосудистая система повреждена, так как сердце качает «отравленную» кровь. Организм не может работать в полную силу.

3. Объясните, по какой причине запрещено водить автомобиль в нетрезвом состоянии.

Во-первых, нарушается работа мозжечка, отвечающего за координацию движения. Во-вторых, пьяный человек не может адекватно воспринимать действительность и не может себя контролировать.Все это приводит к авариям и смертельным исходам на дорогах.

4. Почему очень опасно даже пробовать наркотики?

Любые наркотики вызывают нарушение всех функций организма, нарушение работы нервной системы и вызывают привыкание. Приводят к смертельному исходу.

5. Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым? Что нужно в нём изменить, чтобы он таким стал?

Да, можно, но мне нужно наладить режим дня, больше двигаться и высыпаться.

6. Какие правила безопасности надо соблюдать: а) при сильном ветре; б) при грозе; в) при граде?

Во время грозы: нельзя укрываться под высокими деревьями, переждать грозу можно в зарослях кустарника, яме, траншее. Нельзя купаться, находиться возле металлических предметов.

Во время сильного ветра. Если дома: плотно закрыть окна и двери, перейти в комнату, где меньше всего окон. Если на улице: укрыться в ближайшем здании, овраге, канаве. Не стоят под деревьями.

Во время града: нужно спрятаться под крышей.

7. Какие животные опасны для человека? Как избежать этой опасности?

Находясь в природе, нужно соблюдать осторожность, чтобы избежать укусов или уколов ядовитых животных. Также опасны хищные животные, но встреча с ними в природе для большинства людей маловероятна.

8. Назовите изображённые на рисунке растения и грибы. Чем они опасны для человека?

На рисунке изображены мухомор, бледная поганка, ландыш майский, бузина, волчьи ягоды. Все эти растения и грибы являются ядовитыми для человека и вызывают тяжелые отравления и смерть.

9. Как оказать первую помощь: а) при кровотечении; б) при растяжении связок?

Первая помощь при кровотечении  

1. Обработать кожу вокруг раны настойкой йода;

2. закрыть рану чистой марлевой салфеткой или кусочком бинта;

3. наложить давящую повязку;

4. если кровотечение не останавливается, необходимо вызвать «скорую помощь».

При растяжении связок

1. налить в резиновую грелку или полиэтиленовый пакет небольшое количество холодной воды и охладить с их помощью поврежденный сустав (в течение 15—20 минут);

2. туго забинтовать сустав;

3. вызвать «скорую помощь».


БЛИЦ-ОПРОС

Строение клетки. Ткани

1. Каковы основные части клетки?

Ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана, клеточная стенка, органоиды.

2.Объясните, есть ли у старой сосны и дуба образовательные ткани?

Есть на кончике корня и верхушке.

3.Поясните, в чем основное отличие растительной клетки от животной.

В растительной клетке есть хлоропласты, клеточная стенка и вакуоли, а в животной нет.

4.Укажите различие между соединительной тканью и эпителиальной.

В эпителиальной ткани нет межклеточного вещества, а в соединительной его много.


Химический состав клетки

1. Каким общим свойством обладают органические вещества?

Обугливание и сгорание

2. Какое вещество можно обнаружить с помощью йода?

Крахмал

3. Какова роль белков в организме?

Без них невозможна жизнь. Они выполняют множественные функции, например, сокращение мышц, перенос кислорода и др.

4. Как можно обнаружить неорганические вещества?

То, что остается после сгорания тела – зола и минеральные соли, - это и есть неорганические вещества.


Процессы жизнедеятельности клетки

1.Как происходит рост клетки?

По мере накопления органических и минеральных веществ клетка увеличивается в размерах и при этом развивается, приобретает новые качества и обретает способность к делению.

2.Почему деление клетки называют процессом размножения клетки?

Потому что из одной материнской клетки образуется 2 дочерних, которым от нее передается наследственная информация.

3. Какую роль в жизни клетки играет процесс обмена веществ?

Он делает клетку живой системой, в которой все части работают согласованно, и связывает клетку с окружающей средой энергией.

4.По каким признакам судят, что клетка – это живая система?

Все живые части клетки активно взаимодействуют друг с другом, участвуют во всех процессах, каждый выполняет свою функцию. От работы одной части клетки зависит работа остальных ее частей. Все вместе компоненты клетки образуют единую, целую живую систему.

5. Можно ли утверждать, что в обычной клетке идут все процессы, характерные для живого организма?

Да, можно. Клетка подобна живому организму, и в ней идут все необходимые процессы.

Поиск

Поделиться:

Физика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Химия

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ОГЭ и ЕГЭ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Педагогическая копилка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Школьный психолог

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Переменка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru