Разработки уроков

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Начальные классы

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Русский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Литература

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Английский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Немецкий язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Французский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

История

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Обществознание

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Биология

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

География

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Математика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

 

Язык – величайший учитель и наставник. Нельзя не согласиться с мнением Д. С. Лихачева, который считал, что “среди гуманитарных наук, которые преподаются в школе, особенная роль должна отдаваться тем, которые воспитывают нравственность”.

На уроках русского языка формируется личность с ценностным взглядом на родной язык, постоянным стремлением овладевать его системой и совершенствоваться в знаниях и умениях. И действует учитель посредством Слова, так как именно Слово – главное орудие педмастерства.

Перед учителями на современном этапе стоят проблемы по повышению интереса к предмету, активности в обучении. Одна из них – использование эпиграфа, как возможность еще одного обращения к Слову.

Прежде чем говорить о технологиях использования эпиграфа, необходимо определить, что же такое эпиграф? Это отрывок из текста, несущий определенную дидактически-воспитательную и познавательную нагрузку, с помощью которого можно раскрыть новую тему, помочь усвоению материала, привлечь школьников к изучаемой проблеме.

Какой материал может быть использован в качестве эпиграфа? Анализируя материалы и педагогический опыт, приходим к выводу, что эпиграфом может служить любой интересный материал.

Как показывает практика, эпиграф применяется в технологии встречных усилий и методике развивающего обучения. Этот прием насыщает материал урока, создает проблемные ситуации, заставляет думать и высказывать свои мысли, не дает “потеряться” в теме. Вот почему талантливые отечественные методисты (Т. А. Ладыженская, Г. П. Соколова, Е. В. Коротаева и др.) занимаются проблемой использования эпиграфа.




Как же ввести эпиграф в урок? На каком этапе и с какой целью его применять?

Большинство учителей вводят эпиграф в начало урока, где он становится мобилизатором внимания, настраивает на предстоящую работу, делая ее собственно творческой, поскольку включает учеников в обсуждение.

Схема работы с эпиграфом включает два этапа:

1. Чтение эпиграфа.

Читать может учитель или подготовленный ученик. Выразительно, акцентируя внимание на тех словах, которые помогут раскрыть смысл высказывания.

2. Обсуждение эпиграфа.

На этом этапе ученикам предлагается осмыслить текст, подумать, как он связан с темой урока, почему именно эти слова являются главными на данном уроке? Окончательные ответы на эти вопросы формулируются в конце урока.

На каком этапе урока использовать эпиграф? Многие учителя вводят его на этапе целеполагания и мотивации, где ученики формулируют цели урока.

На этапе ввода новой темы эпиграф становится ярким приемом включения в активную работу.

Пусть несколько эпиграфов будут записаны на доске одновременно с темой урока.

Предложите ученикам выбрать один, наиболее полно отражающий суть изучаемой проблемы, или сопоставить высказывания с целью выяснения общего и различного. Домашним заданием станет заучивание наизусть мудрых мыслей или подбор своих примеров.

В результате учащиеся начинают требовательнее и внимательнее относиться и к своей речи, обогащается их словарный запас, содержательнее становятся их творческие работы.

Этап объяснения нового материала – сложное дело. Абсолютно новых тем в каждом классе немного. Приведем пример построения урока, на котором изучалась новая тема “Предложения двусоставные и односоставные”.

На доске эпиграф:Поэзия Пушкина - неиссякаемый источник, который, как в сказке, поит “живою водою” всех, кто прикоснется к нему”.

После выразительного чтения высказывания предложим ученикам вопрос:

- Почему именно эти слова записаны на доске? Дети выскажут свои точки зрения. Верной будет та, в которой прозвучит мысль о том, что сегодня на уроке будем работать с произведениями А. С. Пушкина.

Как видим, эпиграф может лишь косвенно отражать суть изучаемой проблемы.

Он помогает перейти анализу языковых явлений на данном уроке.

Далее разберем синтаксически это высказывание, отметим, что оно двусоставное.

Предложим ученикам привести афоризмы из стихов Пушкина, в которых отсутствует подлежащее. Таких примеров много:

Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.

Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье.

Поэт! Не дорожи любовию народной.

Ученики записывают, подчеркивая грамматическую основу. Здесь важно подчеркнуть, что она состоит из одного главного члена – сказуемого.

После проделанной работы записывается тема урока.

Непременным условием познавательной активности на этапе объяснения нового материала являются вопросы учителя и учащихся.

Например, в качестве эпиграфа записаны слова А. И. Куприна: “Русский язык в умелых руках… ловок, гибок, послушен и выразителен…

Учащиеся должны задать возможные вопросы по записанному предложению.

1. Простое предложение или сложное?

2. Чем осложнено?

3. Почему стоят запятые? и пр.

Такая работа на этапе объяснения нового материала учит анализировать, управлять своими мыслями, учит творчеству.

Эпиграф как функциональный инструмент для передачи знаний о языке может быть использован и на этапе актуализации.

Обратимся к теме “Бессоюзные предложения” в 9 классе.

Урок целесообразно начать с чтения высказывания М. В. Ломоносова: “Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются, итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоев и склеек много. Так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше”.

Зададим ученикам вопрос:

- Чем лучше вид имеют бессоюзные предложения?

Этот вопрос нацеливает на повторение теории по бессоюзному предложению.

Далее знания углубляются в процессе анализа предложений, взятых из классической литературы.

Полифункциональность эпиграфа позволяет ему быть своеобразным выводом из наблюдений над языковым материалом, “мостиком”, позволяющим перейти к закреплению полученных знаний.

 

 

Эпиграфы

 

«Определяющей особенностью этих предложений является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая емкость выражаемого содержания…»

( Скобликова Е.С.)

 

«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит».

( М.В. Ломоносов.)

 

«Все сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено из речи, намеренно представлено как неизвестное, неопределенное».

( А.М. Пешковский.)

 

«Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка.

Да ведь и назначение глагола – выражать само  действие».   ( А. Югов.)

 

«Вся разительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера».

( Ю. Бондарев.)

 

«Сила русского глагола в том, что школьные грамматики называют видами…»

( В.Н. Даль.)

 

«Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».

( В.Н. Даль.)

 

«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

( М.В. Ломоносов.)

 

«Категория существительного имеет огромное значение для нашей мысли. Без нее невозможны были бы никакое знание, никакая наука. Нельзя было бы говорить ни о свете, ни о теплоте, ни об электричестве, ни о жизни, ни о государстве, ни о самом языке; ведь ничего этого отдельно не существует».

( А.М. Пешковский.)

 

10. «…кто, не лишенный поэтического чутья, погружался в родной язык, тот, конечно, знает, что различение родов и в наших глазах сообщает языку своеобразную прелесть».

( Франц Микломич.)

 

11. «Граница между качественными и относительными     прилагательными очень подвижна и условна. Она…  проходит внутри одного и того же слова».

( Ф. Микломич.)

 

«Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок», настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета. Они, «как запасные игроки на футбольном поле или дублеры в театре, выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру знаменательные слова».

( А.П. Реформатский.)

 

«Предлоги – это словечки отношений».

( В.А. Богородицкий.)

 

14.   «Язык всем знаниям и всей природе ключ».

( Г.Р. Державин.)

 

15. «Нельзя, чтоб тот себя прославил, кто грамматических не знает свойств и правил».

                ( А.П. Сумароков.)

 

«Заговори, чтоб я тебя увидел».

( Сократ.)

«Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят».

                     ( Я. Козловский.)

 

«…русский язык необыкновенно богат для выражения явлений природы…

В самом деле, какое богатство для изображения   явлений естественной действительности заключается только в глаголах русских, имеющих виды!»

        ( В.Г. Белинский.)

 

«Языки – светильники жизни».

( Р. Гамзатов.)

 

«Если бы в мире не было слова, то он не был бы таким, какой он есть».

( Р. Гамзатов.)

 

«Человек, решивший писать без знания языка, подобен безумцу, который прыгнул в бурную реку, не умея плавать».

( Р. Гамзатов.)

 

«Слова – как дождь: один раз – великая благодать, второй раз – хорошо, третий раз – терпимо, четвертый раз – бедствие и напасть».

( Р. Гамзатов.)

 

«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск».

( К. Паустовский.)

 

«Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики».

( М.В. Ломоносов.)

 

«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».

( К. Паустовский.)

 

«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».

( А. Толстой.)

 

«Русская грамматика – одна из самых богатых по своим формам и знаменательным окончаниям».

( В. Кюхельбекер.)

 

«Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка».

( Я. Грот.)

 

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов, мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

( К. Паустовский.)

 

«Дивишься драгоценности нашего языка : что ни звук, то подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценней самой вещи».

( Н.В. Гоголь.)

 

«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен».

( А.И. Куприн.)

 

«Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и уловить чудные законы его».

( Н.В. Гоголь.)

 

«…слова будут служить многие столетия после нас. И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, емкий, умный язык. В нем самом есть все элементы искусства : и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись».

( С.Я. Маршак.)

 

«Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается в нем: отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть».

( А.И. Герцен.)

 

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

( К. Паустовский.)

 

«Эту форму создал русский народ в своем стремлении действовать краткостью на чувства слушателя, предполагая в нем русскую сметливость».

( К.Д. Ушинский.)

 

«Никто из наших поэтов не был еще так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего, пугаясь приторности того и другого».

( Н.В. Гоголь.)

 

«Поэзия Пушкина – неиссякаемый источник, который, как в сказке, поит «живою водою всех, кто прикоснется к нему».        

 

«Знаки ставятся по силе разума…»

( М.В. Ломоносов.)

 

«Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

( К. Паустовский.)

 

«Сказуемое есть неограниченный властитель, царь предложения».

                ( Г. Павский.)

 

«Важнейшая часть предложения – это сказуемое».

( Д. Овсяннико – Куликовский.

 

«Предложение – синтаксическая цепочка членов, построенная на основе подчинительной связи. Подлежащее – начальный член синтаксической цепочки, сказуемое...- главный распорядитель синтаксической цепочки».

( Е.И. Ширяева.)

 

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

( И.С. Тургенев.)

 

«Велика роль эпитетов среди других средств литературного языка. Удачный, свежий эпитет усиливает выразительность и образность нашей речи, обогащает содержание высказывания, подчеркивает индивидуальный признак определяемого предмета или явления. Недаром эпитеты нередко относят к золотому фонду национального языка».

( К.С. Горбачевич, Е.П. Хабло.)

 

«Безличные предложения – самая пестрая и наиболее употребительная группа односоставных предложений».

( В.В. Бабайцева.)

 

«Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое – как – значит и мыслить кое – как: неточно, приблизительно, неверно».

( А. Толстой.)

 

«Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

( К. Паустовский.)

 

«Какая точность во всяком слове!

Какая значительность всякого выражения!

Как все округло, окончено и замкнуто».

( Н. Гоголь о Пушкине.)

 

Скобки – «вместительный знак», который «слово или целый разум в речь вмещает».

( М.В. Ломоносов.)

 

«Косвенная речь – замена прямой, пересказ содержания чужого высказывания, небуквальная, приблизительная передача».

( В.И. Кодухов.)

 

«Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи».

( А.С. Пушкин.)

 

«Язык неистощим в соединении слов».

( А.С. Пушкин.)

 

«Богатство русского языка неизмеримо. Оно просто ошеломляет».

( К. Паустовский.)

 

«Знаки препинания служат нотами при чтении».

( А.П. Чехов.)

 

«Всякое правило о знаках препинания есть как бы пункт договора между пишущим и читающим».

( А.Б. Шапиро.)

 

«Тире – один из знаков препинания на письме, будто бы писатель призадумался тут или требует догадки, дополнения, пропуска».

( В.И. Даль.)

 

«Книга должна быть исполнена, как соната. Знаки – ноты. В воле читателя осуществить или исказить».

( М. Цветаева.)

 

«Он имеет такого рода достоинство, какого не имел еще ни один русский поэт – стихотворец; силу и точность в изображениях не только видимых предметов, но и мгновенных движений души человеческой, свою особую чувствительность, сопровождаемую горькою усмешкою… Многие стихи его, огненными чертами врезанные в душу читателей, сделались народным достоянием!»

( С.Т. Аксаков о Пушкине.)

 

«Ты – русских дум на все лады орган,

Помазанный Державиным предтечей,

Ты – колокол во славу россиян!»

( С.П. Шевырев.)

 

«Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия…

В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт».

( Н.В. Гоголь.)

 

«В Пушкине кроются все семена и зачатки, из которых развились потом все роды и виды искусства во всех наших художниках…»

( И.А. Гончаров.)

 

«Язык народа – лучший, никогда не увядающий цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, картину и звук, небо Отчизны, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы – весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко в любви человека к родине…»

( К.Д. Ушинский.)

 

«Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге : племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась».

( Герцен.)

 

«Человек создан для счастья, как птица для полета».

( В.Г. Короленко.)

 

«Слово – одно из величайших орудий человека».

( А.Д. Кош.)

 

«Любовь – это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности».

( А.С. Макаренко.)

 

«Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – человек».

( К. Паустовский.)

 

«Язык – живая плоть, которая создавалась миллионами поколений».

( А.Н. Толстой.)

 

«В человеке должно быть все прекрасно : и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

( А.П. Чехов.)

 

«Слово сближает людей, и потому надо стараться говорить так, чтобы все могли понимать тебя и чтобы все, что ты говоришь, была правда».

( Л.Н. Толстой.)

 

«Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает».

( Р. Эмерсон.)

 

«Никому никогда не прославиться мудростью и красноречием без величайшего усердия, труда и образованности».

( Цицерон.)

 

«Счастье дается только знающим. Чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями».

( К. Паустовский.)

 

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

( Д. Дидро.)

 

«Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться».

( А.А. Блок.)

 

«Слово – полководец человечьей силы».

( В.В. Маяковский.)

 

«Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное».

( Н.И. Пирогов.)

 

«Поэзия – огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет, освещает… Настоящий поэт сам невольно и страданьем горит и жжет других и в этом все дело».

( Л.Н. Толстой.)

 

«Явился у нас писатель, юмористический талант которого имел до того сильное влияние на всю литературу, что дал ей совершенно новое направление».

( В.Г. Белинский.)

 

«Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат гелевыми красками действительности. Видишь и слышишь их».

( В.Г. Белинский.)

 

«Мысли мои, мое имя, мой труд будут принадлежать России».

( Н.В. Гоголь.)

 

«Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам самих себя».

( И.С.Тургенев о Гоголе.)

 

«Патриотизм начинается с самого простого: с дерева возле дома, с переулочка, сбегающего вниз к речке, с запаха антоновских яблок или степной полыни».

( И. Эренбург.)

 

«Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются, итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше».

( М.В. Ломоносов.)

Поиск

Поделиться:

Физика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Химия

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ОГЭ и ЕГЭ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Педагогическая копилка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Школьный психолог

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Переменка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru