1. Отметьте неверные высказывания.
Синтаксическая норма регламентирует построение предложений.
Синтаксическая норма регламентирует словоупотребление.
Синтаксическая норма регламентирует использование форм слова.
Согласование сказуемого с подлежащим- это область синтаксической нормы.
Функционально- стилистическая окраска слова может вызвать синтаксическую ошибку.
Распространенным нарушением синтаксической нормы является «нанизывание» падежей.
При преобразовании прямой речи в косвенную сохраняется форма местоимения.
Часто ошибки возникают при смешении предложенного и беспредложного управления.
Лексическая неполнота высказывания – причина нарушения синтаксической нормы.
Деепричастный оборот нельзя включать в состав безличного предложения.
2. Отметьте предложения с неверным порядком слов. Ошибки исправьте.
Облака надвигались на друг друга.
Ведь только такой человек может видеть и понимать природу, как Левитан.
Он очень выразительно читает стихи.
Наставник не всегда с учеником беседует, а то необходимо.
В последнее время появилось много новых аббревиатур.
3. Поставьте глаголы в форму прошедшего времени.
Команда «Сконто» значительно (обновить) состав нападающих.
Издательство «Мацибу грамата» (выпустить) серию новых тетрадей на печатной основе.
Никогда не забудут ужасов войны те, кто ее (пережить).
Музей-квартира Булгакова (приобрести) его личные вещи.
Никто из сестер, даже старшая, (не знать) о случившемся.
Газета «Час» (опубликовать) проект нового закона.
Подгорела картошка. Что (подгореть)?
Подгорел лук. Что (подгореть)?
Библиотека-музей (прибрести) неизданные рукописи писателя.
На самом берегу моря (раскинуться) Батуми.
4. Запишите окончания глаголов.
У князя в сакле собрал…сь уже множество народа.
Лев с барсом вел… предолгую войну.
Чичиков с лакеем Петрушкой и кучером Селифаном приехал… в губернский город.
Множество пчел, ос, шмелей дружно гудел… в чистых ветвях акации.
Несколько человек оглянул…сь – позади них стояла плотная масса тел.
В течение сотен лет на волжские просторы тянул..сь люди – убегал… крепостные из-под гнета помещиков.
Много огней и раньше и после манил… не одного меня своей близостью.
Царь Салтан за пир честной сел… с царицей молодой.
Несколько всадников показал…сь на другом берегу.
Над морем носил…сь множество чаек.
5. Отметьте и исправьте ошибки согласования в предложениях.
Мы вошли в комнату, оклеенной обоями.
Каждых три часа от станции отходит автобус в Огре.
Домик стоит в лесу, спускающемуся к речке.
Полученные продуты разделили на две равных части.
Два из собравшихся учеников отказались играть в шахматы.
6. Отметьте и исправьте ошибки согласования в предложениях.
Брат и сестра, удачно выступавшая на соревнованиях по лыжам, были награждены.
За два последние месяца работа нашего участка заметно оживилась.
Зачем вы растите сына такой недотрогой?
Дикий гусь и утка прилетели на зимовье.
Четыре рыболовецкие судна вышли в море.
7. Отметьте и исправьте ошибки согласования в предложениях.
В ходе проверки выявлены множество различных недостатков.
Положение дел в фирме оставляют желать лучшего.
Открытие и публикация «Слова о полку Игореве» показало, что наша словесность является одной из древнейших в мире.
Этим летом будут реализованы 54 льготных туристических путевки.
Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящего на тебя с высоты.
8. Отметьте и исправьте ошибки согласования в предложениях.
ОН вместе с другом был лучшими в финальном турнире.
Две мамины фотографии я отдала брату.
Алеша- большая сластена.
Целые два дня я готовился к экзамену.
«Известия» опубликовала интересную статью.
9. Отметьте и исправьте ошибки управления в предложениях.
Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе, чтобы мы могли радоваться этими успехами.
Некоторые ученики тормозят выполнению общих заданий.
Робость, неуверенность в свои силы уже давно преодолены.
Встречи, сбор материалов вызывают интерес учащихся о прошлом города.
А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.
10. Отметьте и исправьте ошибки управления в предложениях.
Молодые хоккеисты были разочарованы в результате первой встречи.
Поэт воспевает о преданности Родине.
Нужно проявлять большую заботу к детям.
Писатель ярко показал о тех качествах, которые не украшают человека.
Сережа бросился в постель, уткнувшись подушкой.
11. Отметьте и исправьте ошибки управления в предложениях.
Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
Юноша думал о том, как с ним отнесутся в новой школе.
На лыжном кроссе участвовал весь класс.
Из-за далеких стран прилетели пернатые друзья.
О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
12. Отметьте и исправьте ошибки управления в предложениях.
Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.
Этому учеников воспитывали в школе.
Неоднократно подчеркивалось о том, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
Так, например, в повести Эжена Ионеско описывается о жизни деревни.
Читатель просит объяснить о роли литературы.
13. Поставьте существительное в нужном падеже, добавив, если нужно, предлог.
Удивляться (способности).
Отчитаться (работа).
Примириться (недостатки).
Приветствовать (победители).
Поздравить (удача).
Встретиться (герой).
Уклониться (ответ).
Убедиться (правота).
Восхищаться (живопись).
Вовлечь (работа).
14.Вставьте подходящие предлоги; слова в скобках поставьте в нужную форму.
… (находчивость) командира полк одержал победу.
… (разлив) реки переправа на другой берег не состоялась.
Зимой … (сильные холода) занятия в школах были прерваны на несколько дней.
Прогулка не состоялась … (сильный дождь).
… (совет) учителя стенгазета стала интереснее.
… (ожидание) рыба ловилась хорошо.
Принимайте лекарства … (предписание врача).
… (ожидания) наша сборная не заняла призовое место.
Первая очередь жилых домов была сдана в эксплуатацию … (график).
Влажную уборку помещений следует проводить ежедневно … (приказ директора).
15. Отметьте предложения, в которых есть ошибка в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.
Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту.
Оказавшись на побережье, мы собирали ракушки.
Выполняя задание, студенты обращались к справочной литературе.
Улыбаясь, малыш быстро шел по улице.
Приехав во Псков, мне понравился второй день нашей экскурсии.
16. Отметьте предложения, в которых есть ошибка в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.
Открыв сборник произведений, меня сразу заинтересовал рассказ.
Войдя в троллейбус и немного проехав, в него вошли контролеры.
Расставив знаки препинания неправильно, предложение может потерять смысл.
Книги Марининой я могу читать, открывая их на любой странице.
Путешествия, я всегда веду дневник.
17. Отметьте предложения, в которых есть ошибка в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.
Отдохнув, мысли лучше идут на ум.
Получив высокую оценку за сочинение, я был просто счастлив.
Войдя в трамвай, я села на свободное место.
Починив карандаш, он опять сломался.
Отдохнув немного, я стал думать о новом маршруте.
18.Определите характер ошибок, допущенных в сложных предложениях.
А) Нарушен порядок слов.
Б) Допущен пропуск необходимых слов.
В) Неверно преобразована прямая речь в косвенную.
Г) Допущено нанизывание придаточных предложений.
Д) Нарушено согласование.
Его герои, которые описываются на протяжении всего произведения, к которым привыкаешь, которые начинают нравиться, вдруг внезапно умирают в конце.
Здесь каждый может заниматься тем, чем ему больше нравиться, ближе и доступнее.
Унылая пора связана у меня с одиночеством, когда человек закрывается в своем маленьком мире и которому не с кем поговорить и некому излить свою душу.
Школа – это где учатся дети.
Волк попросил лису, чтобы она дала мне немного рыбки.
19. Исправьте ошибки в сложных предложениях.
Народ меняется, в их сознании уже есть мысли о счастье.
Из-за несчастий народа страдает духовенство – они не могут брать последнюю копейку у бедняков.
Каково же было удивление публики, когда они снова увидели белые руки Сальвини.
Правду говорят, что у русского крестьянина широкая, безграничная душа,- они работают не покладая рук, пьют до полусмерти.
Детвора, которым много задают, обычно очень нервозны.