1.Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложения правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.
Делай так: звонок, ученик.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так: у ׀чи ׀тель- 3 сл.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4.Перенос слова.
Делай так: оси-на.
При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
5.Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Например: ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слова правильно. Придумай и запиши еще 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
7. Сочетания чк, чн, нщ,щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Придумай и запиши еще 2 слова на эту орфограмму.
Например: дочка, речка, мощный.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Например: алфавит, азбука, портфель.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Делай так:
сады - сад
Волна – волны
Червивый - червь
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
11. Проверяемые согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Делай так: морозы – мороз, ягода-ягодка.
Запомни: Согласные буквы на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Химки.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ь.
Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак ь и гласную букву.
Например: вьюга, листья, соловьи.
Запомни! Разделительный мягкий знак ь пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.
15.Знаки препинания в конце предложения (. ? !...)
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Например: Слава нашей Родине! Слава труду!
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросом.
Делай так: Седые туманы плывут к облакам. (Пов., невоскл., прост., распр.)
Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
Например: поездка. Запиши 1-2 однокоренных слова.
18. Правописание непроизносимых согласных.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Делай так: звезда, звездочка, звездный.
Честь-честный.
19. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще 2 слова с этой же приставкой.
Например: полетели, побежали, потянули, отнес, отбежал, отлетел.
20. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще 2 слова с этой же приставкой.
Например: заехал, уехал, переехал.
Запомни! Приставка- часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма – пробел)
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.
Делай так: к берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог – отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Например: Лодка отплыла от берега.
22.Разделительный твердый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на эту орфограмму. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Например: съезд, объявление, объем.
Запомни! Разделительный твердый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23.Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Например: луч (м.р.), шалаш, товарищ.
Ночь (ж.р.), мощь, тишь.
24. Соединительные гласные в сложных словах ( о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще 1 слово с этой орфограммой.
Делай так: водовоз, самолет.
25. Не с глаголом (орфограмма – пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши еще 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Например: не пришел, не выучил, не знал.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
[ -- = , = ].
27. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Подбери и запиши свой пример.
Делай так: на опушке (на земле, 1 скл.),
На полянке (на земле , 1 скл.)
У речки (у земли, 1 скл.)
28. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Делай так: к лесу (какому? дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.)
29. Предлог с местоимением (орфограмма - пробел)
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще 2 примера на эту орфограмму.
Например: у нас, ко мне, с тобой.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами, существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.
Например: пишешь, решаешь, читаешь (наст.вр., 2-го лица, ед.ч.).
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную форму (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед – ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
Делай так: пишет – писать, глаг., 1 спр., (- е, - ут, -ют)
Ставит – ставить, глаг., 2 спр., (-и, ат, - ят)
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схемы. Подчеркни запятую.
Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.
[ ], [ ].
33. Предложение с прямой речью.
Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.
Например: Князь печально отвечает: ,, Грусть – тоска меня съедает".
А: ,, П . " Или:
,, А ты кем будешь на карнавале? " - спросил Мишка.
,, П? " – а .
34. Мягкий знак в неопределенной форме глагола. (- ться, - чь)
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.
Например: пытаться (н.ф., что делать?)
Беречь ( что делать?)