Разработки уроков

Начальные классы

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Русский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Литература

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Английский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

История

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Обществознание

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Биология

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

География

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Математика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

 

Вопрос этот широко освещен как в русской, так и в зару­бежной критике. В нем, однако, давно уже четко обозначились противоположные точки зрения. Одни исследователи считают путешествие поэта по Европе и Америке бесплодным, углубив­шим его духовный кризис и ускорившим трагедию. Другие в зарубежных впечатлениях Есенина видят признаки начавшегося духовного перелома.

Неодинаковое решение вопроса о значении зарубежной по­ездки в творческой биографии Есенина часто порождало корен­ные расхождения в оценке его поэзии послереволюционных лет.

Пребывание поэта в Европе и Америке нельзя считать обыч­ным, рядовым фактом его биографии. Поэт выехал за границу в период наибольшей душевной депрессии. Вскоре же после воз­вращения на Родину он решительно обращается к темам совре­менной ему советской действительности, с иных, более зрелых идейных позиций оценивает новую жизнь.

Сергей Есенин начал свое путешествие под звуки траурного марша «Волчьей гибели» и «Москвы кабацкой», а закончил его с явной тягой к «Персидским мотивам» и «Руси советской». Мож­но ли утверждать, что в столь резком изменении мелодий есе­нинской поэзии зарубежные впечатления не сыграли никакой роли? Между тем выводы о значении зарубежной поездки Есе­нина делаются часто без учета всей суммы фактов, без глубокого анализа противоречивости его идейно-творческой эволюции. <...>

Путешествие Есенина по Европе и Америке породило тот сложный комплекс чувств и впечатлений, который явился ре­шающим в глубоком переосмыслении поэтом своих взглядов на город и деревню.

Это становится зримым, если внимательно рассмотреть произ­ведения поэта, созданные перед отъездом за границу, во время пребывания там и после возвращения в Россию. И хотя в послед­нее время опубликовано немало новых, ценных документов, все же сама поэзия Есенина остается лучшим свидетельством сложно­го процесса идейно-творческого выздоровления поэта.

Сергей Есенин пробыл в Европе и Америке нескольким боль­ше года. Вместе с американской танцовщицей Айседорой Дун­кан он вылетел на самолете из Москвы 10 мая 1922 года, а вер­нулся в Россию 3 августа 1923 года.

Та среда, в которую ввела Айседора Дункан поэта, особенно содействовала развитию неудовлетворенности его своим положением. «Мира таинственного и древнего» не оказалось ни в Европе, ни в Америке. Поэт получил возможность близко познакомиться с тем образом жизни, который мог прийти на смену его любимому патриархальному миру, если бы не произошла революция.

Уже в «Ключах Марии» (1918) он отдавал себе отчет в том, что несет капитализм деревне и искусству. Говоря о древней образности как узловой завязи самой природы, Есенин писал: «Искусство нашего времени не знает этой завязи, ибо то, что она жила в Данте, Шекспире и других художниках слова, для представителей его от сегодняшнего дня прошло мертвой те­нью. Звериные крикуны, абсолютно безграмотная критика и тре­тичный период идиотического состояния городской массы под­менили эту завязь безмозглым лязгом железа Америки и рисо­вой пудрой на выпитых щеках столичных проституток. Единст­венным расточительным и неряшливым, но все же хранителем этой тайны была полуразбитая отхожим промыслом и заводами деревня. Мы не будем скрывать, что этот мир крестьянской жизни, который мы посещаем разумом сердца через образы, наши глаза застали, увы, вместе с расцветом на одре смерти».

Не во всем правильное высказывание Есенина является тем не менее свидетельством неприязненного отношения к капита­лизму, к его отрицательной роли в деревне. Теперь поэт воочию увидел тот капитализм, которому не суждено было так пышно расцвести в России. <...>

Европа встретила поэта враждебно. Его путешествие сопро­вождалось бранью белоэмигрантской публики. Заграница не про­явила интереса ни к его поэзии, ни к самой личности поэта. С.Есенин оказался в изоляции. Официальные власти принима­ли его и с ним вынужденно считались, поскольку он представ­лял великую страну Советов, только что разгромившую войска Антанты. Эстеты и гурманы пускали его в свои гостиные как мужа прославленной в их кругах танцовщицы, но им претил уж слишком земной дух поэзии С.Есенина.

И, может быть, повышенная впечатлительность человека, вы­шедшего из народных низов, помогла на этот раз поэту заметить всю ложность положения, в которое он попал. Уже первые дни пребывания за границей свидетельствуют о растерянности и разо­чарованности поэта. Рассказывая о встрече с Есениным в Берлине в 1922 году, Горький замечает: «Да и весь он встревожен, рассеян, как человек, который забыл что-то важное и даже неясно помнит, что именно забыто им. <...> Он не вызывал впечатления человека забалованного, рисующегося, нет, казалось, что он попал в это со­мнительно веселое место по обязанности или «из приличия», как неверующие посещают церковь. Пришел и нетерпеливо ждет, ско­ро ли кончится служба, ничем не задевающая его душу, служба чужому богу». (М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т.17) <...>

На смену разочарованности в русской жизни, характерной до отъ­езда за границу, пришло острое желание вернуться на Родину. «... Так хочется мне отсюда, из этой кошмарной Европы обратно в Россию...», — пишет поэт А. Мариенгофу из Остенде в «юле 1922 гада. «Здесь такая тоска, такая бездарнейшая «северянинщина» жизни.

И если ранее Есенина не удовлетворяла жизнь московской богемы: «В Москве себя я чувствую отвратительно», то теперь за границей он по-иному смотрит на положение поэта и на роль искусства в Советской стране. Поэт по самой своей сути, С.Есе­нин не мог не заметить прохладного отношения деловых кругов Европы и особенно Америки к поэзии и искусству. И это опять ставило его Родину в выгодное положение.

«Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину».

Мы процитировали небольшую часть имеющихся документов, которые, на наш взгляд, убедительно свидетельствуют о благотворных процессах, происходивших в сознании поэта во время его пребывания за границей. Издалека он начинает по-иному осознавать слово Роди­на. «Большое видится на расстоянии», — скажет он позже.

В письмах поэта совершенно отчетливо противопоставлены два образа нравственной жизни, два разных отношения к искус­ству, к духовным потребностям человека. <...> «Владычество дол­лара съело в них все стремления к каким-либо сложным вопро­сам. <...> Искусство Америки на самой низшей степени разви­тия. Там до сих пор остается неразрешенным вопрос: нравст­венно или безнравственно поставить памятник Эдгару По... Море огня с Бродвея освещает в Нью-Йорке толпы продажных и бес­принципных журналистов. У нас таких и на порог не пускают, несмотря на то что мы живем чуть ли не при керосиновых лам­пах, а зачастую и совсем без огня.

Сила железобетона, громада зданий стеснили мозг амери­канца и сузили его зрение. Нравы американцев напоминают не­забвенной гоголевской памяти нравы Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича». Эти строки взяты нами из очерка С.Есенина «Железный Миргород», в названии которого уже содержится красноречивая оценка автором Нью-Йорка. <...>

Все эти впечатления от поездки по Европе и Америке явля­ются свидетельством не только большой наблюдательности, но и большой зрелости поэта в оценке чуждого ему образа жизни. Восторженно отзываясь о способности человека подчинить себе мощь электричества, железа и бетона, поэт замечает: «Когда все это видишь или слышишь, то невольно поражаешься возможно­стям человека, и стыдно делается, что у нас в России верят до сих пор в деда с бородой и уповают на его милость». Эти выска­зывания поэта уже очень далеки от строя чувств, так определен­но и резко выраженных в «Сорокоусте» и «Волчьей гибели». Воочию увидев за рубежом «реальный быт индустрии», он при­ходит к осознанию неизбежности и разумности переделки пат­риархального быта русской деревни, мирясь даже с тем, что в ходе этих культурных преобразований придется решительно по­теснить «мир таинственный и древний».

Пересматривая и переосмысливая собственные позиции от­носительно преобразования России, поэт все яснее видит <...> ложность своих патриархальных устремлений. В очерке «Желез­ный Миргород» он с достаточной четкостью формулирует мыс­ли, овладевшие им за границей. «Мне страшно показался смеш­ным и нелепым тот мир, в котором я жил раньше. Вспомнил про «дым отечества», про нашу деревню, где чуть ли не у каждо­го мужика в избе спит телок на соломе или свинья с поросята­ми, вспомнил после германских и бельгийских шоссе наши не­пролазные дороги и стал ругать всех цепляющихся за «Русь», как за грязь и вшивость. С этого момента я разлюбил нищую Россию». Искренность этих утверждений поэта найдет впослед­ствии подтверждение в его творчестве 1924-1925 годов. Пока же он с сожалением замечает, что ему не пришлось пережить «ре­альный быт индустрии, чтобы стать ее поэтом».

«Железный Миргород», опубликованный Есениным вскоре после возвращения из-за границы, явился свидетельством пси­хологического выздоровления поэта, начавшегося в условиях за­рубежной поездки. В этом, пожалуй, и заключается наибольшее значение очерка.

Стихотворения «Волчья гибель» и «Не ругайтесь. Такое дело!...», созданные до поездки за границу, письма и очерк «Же­лезный Миргород», выражавшие настроение поэта в бытность его за границей, — вот те полюса противоречий, без учета кото­рых нельзя, на наш взгляд, рассматривать его творчество 1922- 1924 годов.

На одном из этих полюсов безысходность, глубокий трагизм, потерянность, ставшие результатом болезненного восприятия неизбежной ломки патриархального быта русской деревни. На другом — отказ от этого быта, который представляется теперь поэту нищим и жалким.

С одной стороны, близкое, понятное, сложившееся веками и полюбившееся поэту, с другой — осознание неизбежности и целесообразности коренной его ломки. В борении этих проти­воположных сил, однако, все заметнее и яснее ощущается ох­лаждение патриархальных чувств поэта. <...>

Поиск

Поделиться:

Информатика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Физика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Химия

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ОГЭ и ЕГЭ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Педагогическая копилка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Переменка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru