Разработки уроков

Начальные классы

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Русский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Литература

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Английский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

История

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Обществознание

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Биология

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

География

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Математика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

 

Маяковский вошел в сознание миллионов читателей как пе­вец социалистической революции. Он приобрел широкую изве­стность как автор замечательных стихов и поэм, сатирических фельетонов и пьес. Поэзия его полна самых разнообразных на­строений, красок и оттенков. В ней есть и публицистическая страстность, и вдохновенная патетика, и язвительная ирония, и нежнейшие любовные признания. Заполняющий ее пафос ра­достного принятия советской действительности не заслоняет чувств грусти и печали, иногда охватывающих поэта.



Но какую бы форму ни принимала поэтическая мысль Мая­ковского, главным и определяющим началом в его творчестве является лирическая стихия. По самой сути своего художествен­ного дарования он — лирик. <...>

Лирику, как известно, обычно рассматривают как художест­венное отражение внутренней жизни поэта, его душевного со­стояния в тот или иной момент. Объективный мир, реальная действительность раскрываются в лирической поэзии через пе­реживания автора. Жизненные явления, события не получают в лирике прямого и непосредственного изображения. Они оказы­ваются запечатленными в том чувстве, в той душевной реакции, которую они вызывают у писателя. На это в свое время указывал еще В.Г.Белинский, подчеркнувший, что в лирическом об­разе «личность поэта является на первом плане, и мы не иначе, как через нее, все воспринимаем и понимаем».

В полной мере это относится и к большинству произведе­ний Маяковского. Чему бы они ни были посвящены — классо­вым битвам или любви, поездкам в зарубежные страны или спо­рам о задачах искусства, — отношение поэта к самим реальным событиям, фактам, побудившим его взяться за перо, выражено с такой эмоциональной страстностью, столь полно и всесторон­не, что поэтический строй произведения приобретает особый ха­рактер. Рассказ о тех или иных жизненных явлениях неразрывно связан в них с выражением мыслей и чувств поэта, с раскрытием его внутреннего мира, авторского «я». «О времени и о себе» — так определил Маяковский тему поэмы «Во весь голос», где он подводит итоги своей жизни, своей творческой деятельности, от­данной революции. Эти слова, которые можно поставить эпигра­фом ко всему творчеству Маяковского, удивительно точно пере­дают своеобразие его поэзии, соединяющей эпическую широту с лирической проникновенностью. <...>

Критическое отношение Маяковского к ряду форм лириче­ской поэзии вызвано разными причинами. И прежде всего — ощущением того, что рамки «старой» лирики с ее традиционны­ми темами любви, природы, философских раздумий о жизни стали слишком узкими. В них не вмещается огромный и слож­ный мир чувствований человека новой эпохи, частная жизнь которого оказалась связанной многими нитями с большими ис­торическими событиями и процессами XX века. В нападках Маяковского на лирику выражается, кроме того, протест против субъективизма и бездуховности в поэзии, против апологии упад­нических настроений, против всякого рода, как он называл, «мелехлюндий» — салонной изысканности чувствований, мещан­ской красивости, эстетического самолюбия и прочих мелодра­матических «изысков», существование которых оправдывалось их апологетами правом поэтов на самовыражение.

Не удовлетворенный традиционными возможностями «са­мораскрытия» поэта в лирике, Маяковский ощущает необходи­мость расширения границ лирической поэзии. Это соответство­вало и объективным потребностям времени, и его душевному складу. Ведь поэзия как «чувствилище эпохи» не могла не улав­ливать новых веяний, не учитывать того, что в XX веке воздей­ствие большой человеческой истории, важнейших социальных процессов на судьбу отдельной личности, на так называемую частную жизнь людей необычайно усилилось.

Что же касается особенностей поэтического восприятия Ма­яковского, то у него все совершающееся в мире вызывало стра­стную заинтересованность. Он обладал редкой способностью вос­принимать все происходящее в жизни — и даже удаленное от него временем и расстоянием (например, события других исто­рических эпох и пр.) — как свое, глубоко личное, кровное дело. <...>

Широта восприятия жизни, исключительная эмоциональная сила чувствований поэта, естественно, не могли вместиться в тра­диционные формы лирики и требовали простора для своего выра­жения. Вот почему-поэзия Маяковского не укладывается в рамг ки предшествующей ему художественной традиции. Он становится создателем лирики нового типа, которая широко, как ни­когда прежде не делалось в поэзии, охватывает политическую и социальную действительность. Лирика Маяковского вмещает в себя многое — и историю, и политику, и любовь, и быт; и все это входит в его поэзию не как отдельный фон, а является основным объектом художественного изображения, главной темой его по­этических раздумий.

Таким образом, одна из важнейших черт лирики Маяковского заключается в том, что явления большого общественного масштаба воспринимаются им так, будто они касаются лично его, писателя Маяковского, жизни. <...>

С другой стороны, о переживаниях, вызванных глубоко личными обстоятельствами, о фактах, так сказать, чисто биографического порядка ему удалось рассказать так, что они сделались интересными длят итогах. В них поэт сумел обнаружить обще­человеческое содержание. Он смог показать их как частичку боль­шой человеческой истории, полной драматических конфликтов, противоречий и классовых бурь. <...>

Как известно, творческий дебют Маяковского состоялся в 1912 году, когда было напечатано стихотворение «Ночь». Его ранние стихи полны трагических переживаний.

Я одинок, как последний глаз, у идущего к слепым человека! —

этим горестным признанием завершает он стихотворение 1913 года «Я». Мотив одиночества с той или иной силой звучит и в других его произведениях, написанных позднее, — в «Послу­шайте!», «Надоело», «Скрипка и немножко нервно», «Дешевая распродажа» и др.

А такому, как я,

ткнуться куда?

Где для меня уготовано логово? —

этот обращенный ко всему миру вопрос (из стихотворения 1916 года «Себе, любимому, посвящает эти строки автор»), полный боли и неприкаянности, так и остается без ответа.

Даже в любви лирический герой Маяковского не может найти спасения. Он жаждет огромной всеобъемлющей любви — на мень­шее он не согласен. Но и обретя любовь, лирический герой не перестает быть одиноким и несчастным. Его чувство оказывается приниженным и оскверненным воздействием собственнических от­ношений. В поэме «Облако в штанах» любимая отвергает героя ради мещанского благополучия. Сходный мотив и в поэме «Чело­век», венчающей дореволюционное творчество Маяковского: лю­бимая «в святошестве изолгалась», продалась Повелителю Всего. Поэту ничего не остается, кроме стоического вечного страдания:

Погибнет все

Сойдет на нет. И тот,

кто жизнью движет,

последний луч

над тьмой планет

из солнц последних выжжет.

И только

боль моя

острей —

стою

огнем обвит,

на несгорающем костре

немыслимой любви.

Для истинной любви нет места в этом уродливом мире — вот вывод, к которому приходит Маяковский.

Лирический герой поэта стремится преодолеть свое одиноче­ство. Он тянется к людям, надеется найти в них сочувствие и под­держку. «За одно только слово ласковое, человечье» он готов отдать все богатства своей души. Но его ждет разочарование: он никому не нужен, его никто не понимает. Вокруг него — безликая толпа, «быкомордная» масса. В стихотворении «Вот так я сделался соба­кой» Маяковский в гротескно-заостренной форме выражает мысль о полной враждебности окружающих лирическому герою: затрав­ленный озверевшей толпой, он превращается в собаку.

У лирического героя раннего Маяковского нетрудно обна­ружить черты грубости, даже цинизма. Например, в стихотворе­нии «Теплое слово кое-каким пророкам» поэт прославляет власть «рубля», издевается над теми, кто трудится, приветствует вымо­гателей и шулеров. Но все это — показной цинизм, ибо стихо­творение полно скрытой боли, трагической иронии. Маяков­ский надевает маску циника и пошляка от великого отчаяния, устав от вечной неприкаянности, от единоборства с «громади­ной» зла, с миром обывательщины. <...> И характерно, что, став в позу циника, поэт сразу же от нее отказывается. Он отбрасы­вает все <...> несвойственное и чуждое его отношению к миру, раскрывая душу, полную сострадания и любви к людям. Имен­но этим глубоко гуманистическим содержанием своей лирики и отличается Маяковский от собратьев по футуристическим изда­ниям, в поэтической деятельности которых (во всяком случае — многих из них) главное и основное определялось одним лишь желанием сказать нечто, идущее вразрез с общепринятым.

Конфликт поэта и окружения, существующий вначале как разъединенность лирического героя и враждебной ему толпы, с годами приобретает все большую и большую социальную опре­деленность. В этом отношении показательны различия между стихотворением «Нате!» и памфлетом «Вам!», написанным пол­тора года спустя. В первом обыватели, над которыми издевается поэт, характеризуются чисто внешними приемами: толпа — «сто­главая вошь», «вы, мужчина, у вас в усах капуста», «вы, женщи­на... смотрите устрицей из раковин вещей» и т.д. Памфлет «Вам!» имеет ярко выраженную политическую окраску. Маяковский обличает не обывателей вообще, а тех, кто наживается на войне.

В ранних произведениях Маяковского толпа полностью враж­дебна лирическому герою. Не находя в настоящем опоры и по­мощи, он вынужден искать поддержки только в будущем. Отсю­да и его частые обращения к «грядущим людям», как, например, в стихотворении «Ко всему». <...>

Собственно говоря, почти все дореволюционные стихи Ма­яковского полны сочувствия и страстной, порой даже мучитель­ной любви к человеку, искалеченному жестокостью капиталис­тического строя. С годами в них появляется и нарастает уверен­ность в том, что жизнь все-таки изменится к лучшему, что в мире когда-нибудь восторжествует справедливость, что придет время и канут в Лету такие извечные спутники человеческого существования, как корысть, жестокость, насилие.

И он,

свободный,

ору о ком я,

человек —

придет он,

верьте мне, верьте!

Этим вдохновенным гимном во славу будущего человека за­канчивается поэма «Война и мир», где после потрясающих по своей разоблачительной силе первых четырех глав, показываю­щих ужасы войны, возникает фантастическая картина всеобще­го братства, единения и счастья людей.

Первая мировая война на многое открыла Маяковскому глаза. Он с особой остротой осознал тот факт, что буржуазный строй изжил себя.

В его творчестве усиливается критический пафос. Это за­метно в таких стихотворениях, как «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон», «Война объявлена», «Мысли в призыв», в сатирических гимнах, в памфлете «Вам!» и особенно — в по­эме «Облако в штанах», которая является важным этапом в раз­витии идейного самосознания поэта.

«Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!» — так определил Маяковский идейный смысл поэмы. И действительно, хотя в ней и сохраня­ются мотивы одиночества, жертвенности, трагичности, поэти­ческая мысль Маяковского направлена на разоблачение главно­го, существенного зла.

Таким образом, мы видим, что под воздействием общей атмо­сферы жизни в поэзии Маяковского происходят серьезнейшие из­менения. От ощущения неприкаянности — к преодолению одино­чества, от обличения обывательщины — к призыву, обращенному к «потненьким и голодненьким» взять в руки «миров приводные ремни», от эпатирования буржуазной публики и бунтарского про­теста — к идее необходимости революционного действия — вот в чем состоит смысл идейной эволюции Маяковского в предоктябрь­ские годы. В целом его дореволюционное творчество воспринима­ется не только как гневное осуждение мещански-буржуазных нра­вов, но и как решительное отрицание общественного строя, осно­ванного на насилии и эксплуатации. <...>

<...> Постепенно из стихов Маяковского уходит чувство го­речи, исчезают надрывные ноты, хотя преодолеть до конца тра­гическое восприятие действительности, как об этом свидетель­ствует поэма «Человек», ему не удается. Но радостное ожидание небывалых перемен захватывает поэта все больше и больше.

Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде».

Сегодня пересматривается миров основа. Сегодня

до последней пуговицы в одежде жизнь переделаем снова, —

восклицает он в стихотворении «Революция», написанном в нача­ле 1917 года. Так тема революции, как бы пунктиром намечен­ная в его дооктябрьских стихах, становится центральной в его творчестве. <...>

С революции и начинается, по существу, второе рождение по­эта. Отныне революция — главный герой произведений Маяков­ского. В ней он видит начало всех начал, она для него — символ свободы и справедливости, источник радости и вдохновения.

Октябрь открывает новую страницу в творчестве Маяков­ского. Начинается самый плодотворный и значительный период в его деятельности. Но следует знать, что путь Маяковского к высотам социалистического искусства был далеко не простым и гладким. Ему не раз приходилось под воздействием жизни пере­сматривать свой творческий опыт, свои взгляды. Он находил в себе силы отказываться от многого, что раньше своей кажущей­ся революционностью и новизной манило его к себе. Маяков­ский напряженно искал, иногда впадая в крайности, новые фор­мы искусства, соответствующие требованиям и духу революци­онной эпохи. И на этом пути, несмотря на отдельные заблужде­ния и неудачи, он сумел одержать ряд впечатляющих побед.

Революция дала простор лирическому чувству Маяковского. Трудно назвать сколько-нибудь значительное или знаменатель­ное событие тех лет, которое бы прошло мимо внимания поэта, не вызвало его страстного поэтического отклика. Не будет пре­увеличением сказать, что лирика поэта вобрала в себя важней­шее из того, чем бурлила жизнь 20-х годов. Гражданская война с ее победами и лишениями, голод в Поволжье, борьба с разру­хой, попытки капиталистических стран задушить молодое Со­ветское государство, ноты Керзона, Генуэзская конференция, жизнь и деятельность В.И.Ленина, борьба с религией, хулиган­ством, пьянством, мещанством, трудовой подвиг людей, строя­щих социализм, споры о состоянии и задачах советского искус­ства — все это и многое-многое другое нашло отражение в по­эзии Маяковского. Его лирика представляет собой своеобраз­ную художественную летопись тринадцати героических лет жизни страны. Она запечатлела не только главнейшие события, но и духовную атмосферу этого великого и неповторимого времени.

Нужно сказать, что и в эти годы лирика Маяковского не была неизменной. Как одна из форм подлинно революционной, социалистической поэзии, она прошла период своего становле­ния, возмужания и расцвета. Лирические произведения Мая­ковского первых лет революции были далеки от конкретно-реа­листического отражения новой действительности. Космически-масштабные образы его стихов, таких, например, как «Потряса­ющие факты», «Мы идем», «III Интернационал» и др., не пере­давая черт жизненной реальности того периода в полноте и не­повторимости ее конкретных проявлений, выражали собой дух времени, его приподнято-героическую атмосферу, готовность трудящихся масс к небывалым подвигам, убежденность в том, что дело революции скоро восторжествует во всем мире и сразу же наступит новая, фантастически прекрасная жизнь.

Наряду с этим лирике Маяковского тех лет были присущи иллюзии, рожденные своеобразием времени. Ему казалось, что революция, меняя социальные устои жизни, производя пере­оценку многих исторических и духовных ценностей, отбрасыва­ет как ненужное или менее важное, чем революционное дейст­вие, то, с чем обычно связан человек в процессе своего сущест­вования, — природу, многолетнюю историю человечества, пред­шествующий художественный опыт. <...>

Поэт был склонен понимать действительность искусства только в утилитарно-конкретном смысле. Маяковский полагал также, что на фоне грандиозного размаха и мощи революцион­ных преобразований, определяемых деятельностью миллионов, усилия отдельной человеческой личности растворяются в дейст­вии масс, индивидуальное полностью поглощается коллектив­ным. С этим связано и стремление поэта несколько приглушить свое лирическое чувство, что проявилось, например, в поэме «150000000» и некоторых других произведениях.

Конечно, многие из этих поэтических убеждений, на которых сказывались отчасти футуристические теории, получившие в те годы довольно широкое распространение, нельзя понимать буквально. В них, несомненно, есть момент художественного преувеличения, вызванного желанием автора как можно отчетливее выразить свою мысль. Но тем не менее бесспорно, что во взглядах Маяковского на революционный процесс была известная односторонность, обус­ловленная в значительной лире своеобразием самой эпохи. Были у него и некоторые заблуждения и иллюзии, от которых он довольно быстро, в результате укрепления и углубления его связей с жиз­нью, смог освободиться. Частично, однако, они давали о себе знать и в последующие годы. <...>

Поворотным моментом в идейно-художественном развитии по­эта явилась работа над поэмой «Владимир Ильич Ленин», в которой исторический процесс воссоздан в своих главнейших тенденциях и конфликтах, где настоящее, прошлое и будущее оказываются связан­ными между собой чертами исторической преемственности.

Хотя поэма в основе своей — эпическое произведение, ее про­низывает лирическая стихия. Окрашивая все повествование, лири­ческая энергия порой как бы концентрируется, находя выражение в форме своеобразных раздумий. В этих лирических размышлени­ях — самые глубокие, волнующие мысли и чувства поэта.

Как известно, Маяковскому постоянно приходилось выслу­шивать упреки со стороны эстетствующей критики. Упорно не замечая художественной силы его стихов, она видела в них лишь голую публицистику. Отвечая в поэме о Ленине на эти нападки, Маяковский со страстью защищает право поэта на создание бо­евого политического искусства:

Капитализм —

неизящное слово,

куда изящней звучит — «соловей»,

но я

возвращусь к нему

снова и снова.

Строку

агитаторским лозунгом взвей.

Я буду писать

и про то

и про это,

но нынче не время

любовных ляс.

Я

всю свою

звонкую силу поэта

тебе отдаю,

атакующий класс.

Все лирические монологи связаны между собой; у них один источник — лирический герой поэмы. Это не просто бунтарь из ранних произведений, одиночка, бросающий вызов миру. У ли­рического героя поэмы есть важная особенность — его устами Маяковский говорит и от своего имени, и от имени миллионов. Внутренний мир лирического героя раскрывается в пережива­ниях, которые совпадают с мыслями и чувствами масс. <...>

1924-1930 годы — пора, когда в полную силу развернулось лирическое дарование поэта. Им написаны сотни произведений, многие из которых получили всенародную известность: «Юби­лейное», «Сергею Есенину», «Послание пролетарским поэтам», «Товарищу Нетте — пароходу и человеку», «Верлен и Сезан», «Блек энд уайт», «Бруклинский мост», «Домой», «Нашему юно­шеству», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Стихи о со­ветском паспорте», «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка», «Разговор с товарищем Лениным», поэмы «Хорошо!» и «Во весь голос».

Поэт не делил тем на большие и малые, он писал о героизме рабочих Курска, добывших первую руду, и о новой квартире литейщика Ивана Козырева, о подвиге дипломатического курь­ера Теодора Нетте и о покупке рабочим Павлом Катушкиным радиоприемника, о строительстве Кузнецкого металлургическо­го гиганта и о стихах поэта Ивана Молчанова. Но от этого его лирика не утратила своей одухотворенности, не сделалась мел­кой, приземленной, ибо во всех этих явлениях и фактах поэт смог увидеть и открыть смысл, интересный многим, и тем са­мым сделать их общезначимыми. <...>

Лирика Маяковского начисто лишена пассивной созерца­тельности. Поэт в своих произведениях всегда ищет собеседни­ка, стремится воздействовать на него. Она действенна, ибо мо­билизует человеческую волю, полна жизнеутверждающего па­фоса. Хотя в глубине некоторых его стихов можно найти нотки горечи и грусти, связанные с теми или иными личными пере­живаниями или трудностями борьбы за новую жизнь, поэт ак­тивностью своей воли стремится преодолеть такие настроения. Лирический герой Маяковского второй половины 20-х годов стал еще более сложным, более драматичным, чем он был раньше. Он наиболее полно выражает мироощущение поэта, восприни­мающего мир во всей его красоте и сложности. <...>

Поиск

Поделиться:

Информатика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Физика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Химия

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ОГЭ и ЕГЭ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Педагогическая копилка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Переменка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru