Разработки уроков

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Начальные классы

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Русский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Литература

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Английский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Немецкий язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Французский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

История

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Обществознание

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Биология

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

География

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Математика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

 

Сегодня, как никогда за последние годы, актуализируется проблема детской беспризорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной дезадаптации, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, бродяжничества и безнадзорности. Анализ реальных шагов, которые предпринимают власти в отношении защиты прав и интересов подрастающего поколения в целом и его наименее социализированных групп в частности, убеждает в том, что затрачиваемые государством усилия в этом направлении нельзя назвать достаточными в сложившейся ситуации с положением детей, склонных к самовольному уходу из дома и организаций с круглосуточным пребыванием детей.

Глубоким кризисом оказались охвачены все основные социальные институты общества, в том числе и институт семьи и брака, что, в частности, проявилось в резком увеличении числа детей и подростков, убегавших с постоянного места жительства и бродяжничавших в своей местности или других. Печальная статистика констатирует, что с каждым годом в России все больше и больше несовершеннолетних уходят из организаций с круглосуточным пребыванием детей, чаще всего это происходит в возрасте от 9 до 14 лет.

Сложившаяся ситуация (рост числа детей и подростков, совершающих побеги и бродяжничающих, выраженность наблюдающейся у них социальной дезадаптации, взаимосвязь с другими формами девиантного поведения и формирующееся расстройство личности) делает крайне важной задачей оказание разных видов (психологической, педагогической, медицинской, социальной) помощи таким несовершеннолетним.

Профилактика самовольных уходов и правонарушений воспитанников понимается как система социальных, правовых, педагогических и психологических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Основными задачами по предупреждению самовольных уходов и организации розыска несовершеннолетних являются:

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних.

Предупреждение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью несовершеннолетних.

Проведение социально-педагогической реабилитации и оказание медицинской помощи несовершеннолетних, склонных к самовольным уходам.

Предупреждение правонарушений и антиобщественных действий как совершаемых несовершеннолетними, так и в отношении их.

В настоящих Методических рекомендациях применяются следующие понятия:

несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (ст.1 Федерального закона № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»);

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц (ст.1 Федерального закона от № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Совершение несовершеннолетним неоднократных самовольных уходов из семьи, организаций с круглосуточным пребыванием детей, является основанием для установления факта признания несовершеннолетнего безнадзорным.

Под самовольным уходом следует понимать отсутствие несовершеннолетнего без оповещения о своем местонахождении родителей или иных законных представителей, сотрудника организации с круглосуточным пребыванием детей, в которой находится несовершеннолетний, с момента наступления времени, оговоренного для его возвращения, произошедшее в результате осознанного решения несовершеннолетнего. Самовольным уходом также следует считать отсутствие несовершеннолетнего, сообщившего родителю или иному законному представителю, сотруднику организации с круглосуточным пребыванием детей о своем местонахождении и отказывающегося возвращаться в семью, организацию с круглосуточным пребыванием детей.

Под организациями с круглосуточным пребыванием детей следует понимать организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательные организации с круглосуточным пребыванием детей, профессиональные образовательные организации, имеющие общежитие, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, медицинские организации, организации отдыха и оздоровления детей, иные организации с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних, подведомственные органам управления в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта (далее - организации с круглосуточным пребыванием детей).

Нормативно-правовые аспекты деятельности по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из семей и организаций с круглосуточным пребыванием детей:

Международная Конвенция ООН "О правах ребенка" (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.).

Семейный кодекс РФ (в ред. от 30 ноября 2011 г. № 363-ФЗ).

Федеральный Закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Указ Президента РФ от 01 июня 2012 г. № 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

2.2. Формы работы с детьми, склонными к самовольному уходу из семьи, организации с круглосуточным пребыванием


САМОВОЛЬНЫЙ УХОД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИЗ СЕМЬИ, ОРГАНИЗАЦИИ С КРУГЛОСУТОЧНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ КАК ФОРМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

1.1. Психологические особенности несовершеннолетних, склонных к самовольному уходу из семьи, организации с круглосуточным пребыванием детей

Одним из внешних проявлений социального неблагополучия ребёнка или подростка считаются самовольный уход из дома, семьи или организации круглосуточного пребывания детей и последующее бродяжничество (А.У. Нураев, Л.М. Шипицына, Е.С. Иванов, Т.М. Бициев). Бегство и самовольный уход определяется как определённое социально-психологическое явление, ситуационно - функционально зависимое от системы отношений в ближайшем окружении и отсутствия чувства безопасности (А.В .Гоголева). Самовольные уходы являются следствием различной индивидуальной мотивации (А.Н.Елизаров, А.И.Зак, Ю.Саар).

Первый побег (самовольный уход) совершается после определенного проступка, ссоры, психической травмы, жестокого обращения, а затем такая форма реагирования закрепляется, и ребенок на любую фрустрирующую ситуацию отвечает побегом из дома. Естественно, что причину побега не следует искать лишь только во внешней среде. Многие побеги обусловлены возрастными, характерологическими, личностными особенностями, различными нарушениями психического развития. Исследователи отмечают» что среди безнадзорных детей имеются дети, воспитывающиеся во внешне благополучных семьях с материальным достатком. Они расценивают свою новую жизнь как свободную, легкую, веселую. Побег из дома, организации круглосуточного пребывания детей (Л.А. Грищенко, Б.Н.Алмазов), следует рассматривать не просто как удаление из семьи или организации где назрела конфликтная ситуация, а как перемещение ребенка в специфическую среду бродяжничества несовершеннолетних, как приобщение к «уличному племени», где есть свои нравы, обычаи, привычки, нормы и закономерности поведения. С таким перемещением связано усвоение новых норм, ценностей: подросток меняет субъектов идентификации, меняется его нравственное и правовое сознание.

По мере повторения самовольных уходов у подростков отмечается появление асоциальных форм поведения, связанные чаще с необходимостью приобретения продуктов питания, мелкое воровство, попрошайничество. Со временем присоединяются правонарушения, обусловленные влиянием на подростков взрослых с асоциальным поведением. Более или менее длительное проявление самовольных уходов постепенно ведёт к закреплению таких черт, как неискренность, лживость, стремление к прижимным удовольствиям, отрицательное отношение к систематическому труду, оппозиция всякой регламентации; в ряде случаев формируются или заостряются патологические черты характера - эмоционально-волевая неустойчивость, аффективная возбудимость, иногда замкнутость и отгороженность от окружающих.

Подростки «группы риска», воспитывающиеся в семьях, характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством). В отношениях с взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.

По данным социологических и психологических исследований, подростки «группы риска» имеют следующие психологические особенности:

отсутствие ценностей, принятых в обществе; они убеждены в своей ненужности, невозможности добиться в жизни чего-то своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия;

проекция на себя неудачной жизни собственных родителей;

эмоциональное отвержение подростков со стороны родителей и одновременно их психологическая автономия;

среди социально одобряемых ценностей у них на первом месте – счастливая семейная жизнь, на втором – материальное благополучие, на третьем – здоровье; в то же время эти ценности представляются подросткам недоступными; высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт – один из источников стресса;

повышенный уровень тревожности и агрессивности;

стремление к «красивой», легкой жизни, удовольствиям;

искажение направленности интересов – свободное время препровождение в подъезде, на улице – только подальше от дома, ощущение полной независимости (уходы из дома, побеги, ситуации переживания pиска и т.д.).

По данным отечественного психолога А.Л. Лихтарникова, у подростков, лишенных родительского попечения, представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений детей, воспитывающихся в семье. Наиболее распространенными ответами подростков «группы риска», склонных к побегам об основных показателях счастья являются: еда, сладости (много торта), игрушки, подарки, одежда. Такие характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков игрушка является необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, возможно, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей.

Дети старшего школьного возраста, относящиеся к «группе риска», склонных к самовольным уходам, характеризуются особым процессом социализации. Они проживают, как правило, большую часть своей жизни в учреждениях социально-педагогической поддержки (детских домах, школах-интернатах, приютах, под опекой). Для большинства выпускников этих учреждений характерны следующие специфические особенности:

неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов с взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;

нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;

низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;

слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;

потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;

неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;

несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь;

потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);

низкая социальная активность, желание быть незаметным не привлекать к себе внимания;

склонность к саморазрушающему поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости.


1.2. Классификация и причины самовольных уходов несовершеннолетних из семьи, организации с круглосуточным пребыванием детей

 

Выделяют следующие типы побегов подростков из семьи, организации с круглосуточным пребыванием детей (Ю.Л. Строганов, Б.Н. Алмазов):

Эмансипационные побеги наиболее часто (45%) совершаются, что бы избавиться от опеки и контроля со стороны взрослых. Начало таких побегов чаще всего приходится на возраст 12 - 15 лет. Поводом являются ссоры с родителями, жажда освободиться от надзора. Часто совершаются с приятелями. Этому предшествуют прогулы занятий в школе - 85%, в 75% сочетаются с делинквентностью, в 32% случаев - с алкоголизацией во время побега (гипертимный и неустойчивый тип акцентуации характера).

Импульсивные побеги происходят вследствие жестокого обращения с детьми. Совершаются в одиночку. В таких случаях во время побегов достаточно высокая опасность суицида. Повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реакцией, ищут попутчиков, может присоединиться делинквентность. Возраст подростков, совершающих подобные побеги, чаще всего, от 7 до 15 лет, (среди них наиболее часто встречается шизоидный тип акцентуаций характера).

Демонстративные побеги занимают относительно небольшое количество, В данном случае подростки преследуют цель привлечения к себе внимания (12 - 17 лет). Подобный тип побега более всего присущ истероидному типу акцентуации характера подростков.

Дромоманические побеги (от греческих слов "дромос" - дорога, путь и "мания" - одержимость, страстное влечение) происходят внезапно, на базе внезапно изменившегося настроения, от побега к побегу, географический ареал расширяется.

Поведенческая реакция в виде уходов из дома может быть мотивированной, планируемой и немотивированной.

Мотивированная поведенческая реакция обусловлена психологически понятными причинами и вытекает из самой ситуации, в которой оказался несовершеннолетний (к примеру, побег из организации с круглосуточным пребыванием детей, где подростка унижали сверстники или уход из дома после серьезного конфликта с родителями).

Если подросток реагирует именно так, то значит, он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания.

Мотивированные уходы на фоне острой стрессовой ситуации возникают у детей по-разному:

у слабых, эмоционально-ведомых, чувствительных, податливых детей мотивированные уходы проявляются как обдуманные или импульсивные и могут быть проявлением пассивного протеста;

у подвижных, эмоциональных и импульсивных детей мотивированные уходы проявляются как реакция эмансипации;

у эмоционально холодных, сдержанных, замкнутых мотивированные уходы проявляются как реакция избегания общения;

у ярких, артистичных, активных детей мотивированные уходы проявляются как демонстративная реакция.

У подростков, особенно с преобладанием неустойчивых и гипертимных черт характера (приподнятое настроение, энергичность, стремление к лидерству), первые уходы могут быть выражением свойственного данному возрасту стремления освободиться от излишней опеки родителей и воспитателей, выйти из-под их контроля. Иногда первые уходы и побеги у подростков с истероидными чертами личности (эгоцентричность, стремление к похвалам, славе, лидерству) носят характер демонстративного поведения, связанного со стремлением привлечь к себе внимание, вызвать жалость и сочувствие, добиться удовлетворения каких-либо желаний.

Планируемые уходы чаще наблюдаются у детей и подростков с выраженной эмоционально-волевой неустойчивостью и с повышением влечений. Они тесно связаны с особой потребностью в новых, постоянно меняющихся впечатлениях, а также с усиленным стремлением к удовольствиям и развлечениям. Непосредственными ситуационными факторами, приводящими к появлению уходов, в этом случае могут быть:

случайно услышанное сообщение о каком-либо происшествии, случившемся неподалеку (пожар, драка и т.д.);

телевизионная передача или художественный фильм определенного содержания;

предложение товарища пойти куда-либо, заняться чем-то увлекательным и т.п.

К этому типу уходов близко примыкают уходы, связанные с жаждой приключений, свойственные подросткам, особенно с неустойчивыми чертами характера. В этом случае подростки нередко убегают из дома вдвоем или даже небольшой группой, могут уезжать на далекое расстояние с целью побывать в далеком городе, попасть в какую-нибудь экзотическую страну, отыскать спрятанный клад и т.д. Таким побегам обычно предшествует специальная подготовка - приобретение необходимого снаряжения, заготовка продуктов.

На фоне постоянной стрессовой ситуации мотивированные уходы становятся привычными (стереотипными) - т.е. формируется "привычка", когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать. Когда это происходит, то можно говорить о том, что мотивированные уходы начинают превращаться в немотивированные.

Немотивированные уходы встречаются значительно реже. Они возникают без понятных психологических мотивов. В этих случаях возможны разные варианты поведения несовершеннолетних. Более частым из таких «безмотивных» уходов является вариант, обусловленный возникающим время от времени настроением дисфорического характера (негативным эмоциональным состоянием раздражительности или озлобленности) и появлением острого стремления к освобождению от стесняющего режима, к перемене обстановки. Уходы данного типа могут наблюдаться уже в возрасте 7—8 лет.

Другой вариант немотивированных уходов характеризуется импульсивностью. В отличие от предыдущего варианта, стремление к уходу в этом случае непреодолимо и реализуется вне зависимости от ситуации, причем ребенок, всегда уходит один. В основе ухода лежит импульсивное неодолимое влечение. Иногда такие уходы возникают и в дошкольном возрасте.

Дети старшего возраста, нередко осознают болезненный характер стремления к уходам, говорят, что на них «внезапно находит» желание куда-то уйти, стесняются этого. По наблюдениям, импульсивное влечение к уходам и бродяжничеству чаще наблюдается у детей хмурых, недовольных, нередко злобных, склонных к сильному и относительно кратковременному нервно-психическому возбуждению, негативным эмоциональным состояниям.

Особое место среди «безмотивных» уходов занимают случаи, когда уходы возникают без всякого внешнего повода. При этом дети уходят всегда в одиночку, неожиданно для близких, бесцельно блуждают, вступая в случайные, нередко вынужденные контакты, не проявляя отчетливого интереса к ярким зрелищам, не стремясь к новым впечатлениям. Часто они часами катаются в автобусе, электричках, блуждают по лесу, заходят в магазины и другие общественные места, подолгу не испытывая усталости, голода, ночуют в случайных местах - на чердаках, в подвалах, подъездах. Спустя некоторое время они возвращаются самостоятельно, или их приводят взрослые или сотрудники полиции. При этом дети ведут себя так, как будто они никуда не уходили. При подобном варианте уходов очень велика вероятность наличия у несовершеннолетнего психического заболевания и поэтому они нуждаются в помощи психиатра.


К основным причинам самовольного ухода из дома можно отнести:

1. Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше.

Одна из задач развития детского возраста - исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать, То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.

2. Переживание «драйва».

Дети любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить «с кем-то, но не со мной».

Дети весьма отстраненно воспринимают аргументы о том, что «когда-то в будущем» они могут жестоко поплатиться своим здоровьем. К этому можно добавить стремление переживать напряжение определенного страха. Им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему.

3. Скука.

Скука - это тяжелое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно относиться так же серьезно, как, например мы относимся к депрессии. Чаще всего скука это следствие какой-либо, из описанных ниже причин:

Отсутствие смысла жизни.

полученных в детстве психических травм, в том числе от пережитых трагедий, насилия, жесткого обращения;

тяжелых разочарований (например, предательство близких людей);

чрезмерного баловства, когда ребенок просто не успевает чего-то по-настоящему захотеть - у него всегда слишком много;

чрезмерной критичности взрослых.

Хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей: уважения, любви, принятии значимых взрослых.

Жизнь «пока»: все, что должно произойти в жизни важное, значительное, интересное, будет когда-то в будущем, причем сроки не определены и кажутся очень далекими; а пока нужно просто ждать, когда это произойдет, ожидание, всегда томительно и скучно.

Неразвитость творческих способностей - творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и свое свободное время он заполняет с интересом и вдохновением: когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.

4. Принадлежность к социальной группе («Я как мои друзья»).

Ребенок, в силу разных причин, часто не умеет сказать нет. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значимы для него симпатии сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению.

Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.

5. Протест против родителей.

Дети бунтуют против родителей, их правил, установок, но на самом деле их зависимость от семьи еще очень велика.

Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически, подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению.

6. Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви), переживания тяжелой утраты (смерти любимых людей).

Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать, часто ищет способ перестать чувствовать противоречие в душе.

7. Замкнутый круг.

Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит к стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними. Родители, педагоги начинают отвергать новые качества подростка, желают вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т.д. И тогда уход из дома становится для них единственной возможностью выразить свой протест. Но, несправедливое наказание, неадекватное их проступку замыкает круг. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же, то есть, выхода у него нет, и он остается на улице, пока не попадется на преступлении или не станет жертвой преступника.

Обстоятельную классификацию побегов детей и подростков разработал американский психиатр Г. Штутте. Он выделяет следующие типы:

Побеги, как следствие недостаточного надзора, поиск развлечения и удовольствия.

Побеги, как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близких.

Побеги, как реакция тревоги и страха наказания у робких и забитых.

«Специфически-пубертатный побег» вследствие возрастного фантазерства и мечтательности.

Весьма удачной представляется также классификация, в которой типы беглецов представлены в зависимости от уровня конфликта между родителями и детьми.

Согласно данной типологии выделяются основные группы детей-беглецов:

Беглецы-исследователи – это молодые люди, желающие путешествовать, родители которых никогда не давали им и шагу сделать самостоятельно. Беглецы-исследователи ищут приключения, чтобы утвердить свою независимость. Они сообщают родителям в письме, что покидают их. Если их не задерживают, они обычно возвращаются домой по собственной инициативе. У искателей приятного общества обычно возникают конфликты с родителями по главным, с их точки зрения, вопросам: свидание с молодым человеком, требования рано приходить домой или запрет на участие в каком-либо важном для них событии.

Беглецы-шантажисты имеют более серьезные и длительные конфликты с родителями по поводу домашних дел, выбора друзей и т.п. Они уходят, чтобы заставить родителей принять их условия. В семьях беглецов от проблем, как правило, бывают тяжелые конфликты и напряженность, частые скандалы, битье посуды и побои; присутствует угроза разрушения семьи. Прежде чем сбежать из дома, большинство подростков из таких семей сталкиваются с проблемами в школе и находят утешение в наркотиках или употреблении алкоголя.

Беглецы от опасности уходят из дома, чтобы избавиться от постоянного физического и (или) сексуального насилия со стороны родителей или опекунов, нередко совершающих такие действия в пьяном виде. Такие подростки часто еще более осложняют себе жизнь употреблением наркотиков и алкоголя. Нередко к уходу из дома их подталкивают избиения или угрозы. Молодые люди, подвергшиеся физическому и (или) сексуальному насилию, заметно отличаются от других беглецов во многих аспектах. Им приходится проходить через тяжелые испытания; большинство из них сталкивается с самыми различными проблемами.


СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, СКЛОННЫМИ К САМОВОЛЬНОМУ УХОДУ ИЗ СЕМЬИ, ОРГАНИЗАЦИИ С КРУГЛОСУТОЧНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ

 

2.1. Направления социально-педагогической работы с детьми, склонными к самовольному уходу из семьи, организации с круглосуточным пребыванием

 

Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются:

1) Формирование банка данных детей и подростков, склонных к самовольным уходам и побегам.

Данная функция выделяется в деятельности специалиста образовательной организации как ключевая, так как позволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних.

Формируя банк данных, специалист соблюдает принципы конфиденциальности и тайны ребенка, информацией пользуется только для служебных целей. Осуществляя сбор данных, специалист дифференцирует проблематику детей и молодежи, ситуаций, в которых они оказались.


Критерии и основания для отнесения несовершеннолетних к «группе риска»

Критерии

Основания

1

Однократное асоциальное поведение детей и подростков:

совершение преступления;

совершение общественно опасного деяния (ООД);

совершение правонарушения (административ-ное)

Информация органов управ-ления образования, ПДН, протоколы об администра-тивном правонарушении

2

Однократное употребление ПАВ детьми/ подростками

Докладная классного руко-водителя, сообщение роди-телей (законных представи-телей), соседей и др.

3

Дисциплинарные нарушения у детей (система-тическое нарушение дисциплины; сквернословие; драки; издевательство над другими детьми)

Ряд докладных от нес-кольких педагогов.

Докладная записка на имя руководителя учреждения от инспектора милиции, закреплённого за организа-цией

4

Пропуски занятий без уважительной причины (от 20 % учебного времени)

Учёт посещаемости

5

Прошедшие курс реабилитационных мероприятий (снятие статуса «СОП»)

Постановление КДНиЗП о снятии с учета СОП

6

Нарушения в психическом, эмоционально-личностном развитии ребенка

Заключение ПМПК учреж-дения, педагога - психолога, областной (районной) ПМПК

7

Применение неконструктивных методов воспитания (вербальная агрессия, физическая агрессия)

Сообщение ребёнка, других детей, докладная классного руководителя, воспитателя, родственников, соседей

8

Употребление одним из родителей ПАВ, наличие в семье скандалов, конфликтов

Сообщение ребёнка, других детей, докладная классного руководителя, родственников, соседей

9

Отсутствие работы у обоих родителей (законных представителей)

Анкетирование родителей (законных представителей)

 

2) Диагностика проблем личностного и социального развития несовершеннолетних.

Данная функция необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных. Для этого проводится работа с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями, лицами, их замещающими с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок.

Специалист изучает индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка; использует в работе апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики.

Рекомендуемый примерный перечень диагностических методик, используемых для диагностики детей, склонных к самовольному уходу из семьи, организации с круглосуточным пребыванием:

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (Орел А.Н.);

Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков (К.Роджерс, Р.Даймонд);

Матрица определения социально благополучия ребенка (С.А.Беличева, И.Ф.Дементьева);

Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин);

Методика "Изучение межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений" (Р.Жиль);

Кинетический рисунок семьи;

Опросник «Подростки о родителях» (Л.И.Вассерман, И.А.Горьковая, Е.Е. Ромицына).

 

3) Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними "группы риска".

По результатам диагностики специалист учреждения определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.

Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении.

Групповые программы разрабатываются для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.

Индивидуальные и групповые программы разрабатываются с привлечением представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов.

 

4) Консультирование.

Данная функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей, склонных к самовольным уходам и побегам. С этой целью специалисты проводят консультации для несовершеннолетних, родителей и лиц, их замещающих, педагогов и других специалистов. Консультирование выступает в качестве: инструмента организации контактов с потенциальным клиентом; способа оказания помощи и социально-психологической поддержки ребенку, переживающему определенные жизненные проблемы, всем несовершеннолетним с девиантным поведением (склонностью к самовольным уходам, побегам).

Рекомендуемый примерный перечень консультаций для родителей несовершеннолетних "группы риска":

Азы семейной педагогики.

Проблемы подросткового возраста.

Как помочь ребенку избежать депрессий.

Родительские проблемы воспитания детей.

Что значит быть хорошими родителями?

О стиле семейного воспитания. Что такое родительский авторитет?

Что нужно и чего нельзя делать в процессе воспитания человека.

Семь путей к катастрофе (причины взаимного непонимания родителей и подростков).

Объединение усилий семьи и образовательной организации в деле воспитания успешной личности.

Как сделать ребенка счастливым?

Рекомендуемый примерный перечень консультаций для несовершеннолетних "группы риска":

Кто мы? Какие мы?

Две стороны медали: внешность и характер.

Уверенное и неуверенное поведение.

Своё мнение: всегда ли нужно говорить «ДА»?

О друзьях и попутчиках.

Что такое ответственность?

О пользе критики.

Наши эмоции: контролируем себя.

Профилактика зависимостей у подростков.

 

5) Межведомственные связи.

В статье 4 Федерального Закона от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определен перечень органов и учреждений, входящих в систему профилактики:

КДН и ЗП.

Органы управления социальной защиты населения.

Органы управления образованием.

Органы опеки и попечительства.

Органы по делам молодежи.

Органы управления здравоохранением.

Органы службы занятости.

Органы внутренних дел.

Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике правонарушений несовершеннолетних представляет собой координацию профессиональных усилий специалистов для обеспечения эффективности работы в данном направлении.

 

 

1. Организация социальной среды. В её основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды, на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к девиантному поведению.

2. Информирование. Это наиболее обычное направление профилактической работы в форме лекций, распространении специальной литературы, бесед или видео-телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.

3. Активное обучение социально-важным навыкам. Реализуется в форме групповых тренингов. Распространены следующие типы тренингов:

тренинг резистентности - устойчивости к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников;

тренинг ассертивности (уверенности) или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты. Также это способность принимать на себя ответственность, отстаивать свою позицию, интересы. Важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

4. Организация деятельности альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлением о заместительном эффекте девиантного поведения, она реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения.

В рамках реализуемого в образовании системно-деятельностного подхода эффективными формами работы с несовершеннолетними являются социальная проба и социальная практика.

Социальная проба - такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.

Социальная практика - это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

5. Игровая деятельность. Травмирующие переживания не только доставляют ребенку страдание и боль, но и делают его озлобленным на обидчика. Снять напряжение, которое возникло у ребенка от пережитых им травмирующих ситуаций, позволяет игротерапия.

Существует пять признаков, по которым игру относят к терапевтическому средству.

Игра – это естественная обстановка для самовыражения ребенка.

То, что ребенок делает во время игры, символизирует его эмоции и страхи.

Бессознательно ребенок выражает эмоциями в игре то, что потом может осознать, он лучше понимает свои эмоции и справляется с ними.

Игра помогает строить хорошие отношения между ребенком и родителем, педагогом.

Игра позволяет родителям, педагогу больше узнать о жизни ребенка.

6. Арттерапия. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. В подростковом возрасте потребность в самовыражении и утверждении своей идентичности приобретает особую значимость. Методами арттерапии являются: рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела. Применение арттерапии как механизма психологического коррекционного воздействия может выражаться в прикладных видах искусства, музыкотерапии, библиотерапии, позволяющих детям снять нервное напряжение, способное стать причиной ухода из семьи или организации с круглосуточным пребыванием.

7. Организация здорового образа жизни. Данная форма исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонии с окружающим миром и своим организмом. К сожалению, психология человека такова, что пока он молод и здоров, проблема здоровья его мало интересует. До тех пор, пока «вдруг» не появляются конкретные признаки ухудшения самочувствия. Понимание этого факта заставляет людей полностью менять образ жизни. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным.

8. Активизация личностных ресурсов. Активное занятие подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

9. Минимализация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.

 

 

ДЕЙСТВИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И РОДИТЕЛЕЙ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ФАКТА САМОВОЛЬНОГО УХОДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ИЗ СЕМЬИ, ОРГАНИЗАЦИИ С КРУГЛОСУТОЧНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ

 

3.1. Действия руководителя организации с круглосуточным пребыванием детей

Ответственное лицо (руководитель) организации с момента установления факта самовольного ухода несовершеннолетнего:

2.1.1. Незамедлительно информирует по телефону:

- родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;

- территориальный орган МВД России на районном уровне;

- областной (муниципальный) орган управления образованием.

2.1.2. До прибытия сотрудников полиции самостоятельно проводит мероприятия по установлению местонахождения несовершеннолетнего.

2.1.3. Сообщает прибывшим сотрудникам полиции имеющиеся сведения о несовершеннолетнем: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место проживания несовершеннолетнего, описание примет внешности несовершеннолетнего: рост, телосложение, наличие особых примет (шрамы, родимые пятна, родинки и др.); описание одежды, в которой ушел несовершеннолетний, предметов, которые имел при себе; информация о взаимоотношениях несовершеннолетнего с другими детьми, конфликтных ситуациях в детском коллективе; сведения о том, где ранее проживал несовершеннолетний, полные данные родителей, родственников, друзей, знакомых, у которых может находиться несовершеннолетний; состояние физического и психического здоровья; дата и время, когда несовершеннолетнего видели последний раз; сведения о самостоятельных мерах, принятых по установлению местонахождения несовершеннолетнего, иные сведения, способствующие оперативному розыску несовершеннолетнего. При наличии предоставляется фотография несовершеннолетнего, соответствующая возрасту, данные паспорта или свидетельства о рождении. После регистрации в ОВД заявления о розыске несовершеннолетнего необходимо получить от дежурного, принявшего заявление, талон-уведомление с указанием даты принятия заявления и номера его регистрации в книге учета сообщений о происшествиях.

2.1.4. Принимает совместно с сотрудниками полиции участие в проведении первичных мероприятий по установлению местонахождения несовершеннолетнего, обеспечивает доступ во все помещения организации для их осмотра, незамедлительно сообщает в территориальный орган МВД России на районном уровне о вновь открывшихся обстоятельствах, имеющих значение для розыска несовершеннолетнего.

2.1.5. В течение суток направляет информацию о выявленном факте самовольного ухода несовершеннолетнего в территориальную комиссию по месту нахождения организации.

2.1.6. В случае возвращения несовершеннолетнего в организацию незамедлительно обращается в территориальный орган МВД России на районном уровне с заявлением о прекращении его розыска, информирует о возвращении несовершеннолетнего его родителей или иных законных представителей.

2.1.7. После возвращения несовершеннолетнего в организацию с ним проводится индивидуально-профилактическая работа, которая включает: осмотр ребенка (в случае необходимости оказание ему первой медицинской помощи); проведение психодиагностического анализа эмоционального состояния несовершеннолетнего; организацию постоянного психолого-педагогического сопровождения.

 

3.2. Действия родителей

3.2.1. Не поддавайтесь панике.

3.2.2. Если ваш ребёнок самовольно ушёл из дома и его местонахождение неизвестно, прежде всего, вспомните о последних увлечениях (компьютерные игры, наиболее посещаемые сайты в сети Интернет, музыка, отношение к молодёжным субкультурам, увлечения, друзей ребенка и настроение его в последнее время). Обзвоните друзей вашего ребёнка, причём разговаривайте не только с детьми, одноклассниками, но и их родителями, прося их об адекватных действиях, в случае, если ваш сын или дочь появится в поле их зрения.

3.2.3. Позвоните и опросите родственников и знакомых, классного руководителя, поинтересуйтесь информацией о вашем ребёнке. Может быть они помогут вам сориентироваться в его возможном месте нахождения.

3.3.4. Проверьте, какие вещи пропали из дома. Может быть, одежда или деньги. Тогда можно определить, ушёл ли ваш ребёнок намеренно или пропал.

3.3.5. Если все эти действия не принесли результата, срочно обратитесь для организации поиска в отдел полиции, взяв с собой документы на ребёнка и его фотографии. В отделе полиции напишите заявление о розыске. Предоставьте как можно больше информации о ребенке. В поисках все имеет значение: привычки, предпочтения, информация о состоянии здоровья, круг общения и др. Чем раньше вы обратитесь в полицию, тем быстрее начнутся поиски.

3.3.6. Далее действуйте согласно полученным указаниям от сотрудников полиции.

 

3.3. Действия территориальных органов МВД России на районном уровне

3.3.1. При поступлении сообщения о самовольном уходе несовершеннолетнего из семьи, организации с круглосуточным пребыванием детей в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России осуществляют мероприятия по розыску несовершеннолетнего.

3.3.2. Информируют родителей или иных законных представителей о возможности обращения в общественные организации, уполномоченные оказывать содействие в розыске несовершеннолетних.

3.3.3. При выявлении несовершеннолетнего незамедлительно информируют родителей или иных законных представителей, администрацию организации с круглосуточным пребыванием детей, в которой находился несовершеннолетний.

3.3.4. Направляют информацию в орган опеки и попечительства, территориальную комиссию об отказе родителей или иных законных представителей в приеме ребенка в семью, организацию с круглосуточным пребыванием детей. Принимают меры административного воздействия к родителю или иному законному представителю, в случае отказа принять ребенка в семью, организацию с круглосуточным пребыванием детей.

3.3.5. В случае, если местонахождение родителей или иных законных представителей разысканного несовершеннолетнего не установлено, либо они по объективным причинам не имеют возможности в установленный срок прибыть в территориальный орган МВД России на районном уровне (в связи с болезнью, удаленностью места жительства и т.п.), либо при отказе родителей или иных законных представителей забрать ребенка, направляют несовершеннолетнего, в зависимости от возраста и состояния здоровья, в соответствии с требованиями законодательства, в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации или в медицинскую организацию.

 

Поиск

Поделиться:

Информатика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Физика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Химия

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ОГЭ и ЕГЭ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Педагогическая копилка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Переменка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru