К современному образованию предъявляются новые требования, вместе с тем появились новые возможности и новая ответственность. Теперь одним из основных требований к усвоению знаний учащимися является умение применять полученные знания в жизни. Выполнить данное требование помогут специальным образом подобранные практико-ориентированные задачи. В школьных учебниках таких заданий разработано не достаточно, в пособиях они встречаются редко. Возникает необходимость составления подобных задач и определения их места на уроках и внеклассных мероприятиях.
Для составления практико-ориентированных задач необходимо:
Определить цель задачи, её место на уроке, в теме, в курсе.
Определить направленность задачи (предметная, надпредметная, межпредметная или профессиональная).
Выбрать форму предоставления информации (текстовая, презентация, график, диаграмма, таблица и т.д.).
Определить степень самостоятельности учащихся в получении и обработке информации.
Разработать структуру задания.
Определить форму ответа на вопрос задачи (однозначный, многовариантный, нестандартный, отсутствие ответа, ответ в виде чертежа, графика, схемы).
При изучении новой темы учителю необходимо показать ученикам, где используется новый материал, для чего он нужен. Это поможет повысить мотивацию к учению и приблизить полученные знания к жизненным ситуациям.
Практико-ориентированные задания способствуют:
- повышению качества подготовки учащихся;
- пониманию использования предмета во всех видах деятельности человека;
- созданию предпосылок для творческой деятельности учащихся;
- повышению мотивации к учению.
Приведу пример практико-ориентированных заданий.
На уроке в 10 классе при изучении темы «Растениеводство мира» предлагаю два задания для работы в группах.
Задание № 1.
Компетентность разрешения проблем
Планирование ресурсов - планирует ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи
Оценка результата продукта деятельности - оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям заданным способом
Информационная компетентность
Извлечение первичной информации - извлекают информацию по заданному вопросу из статистического источника, карт, учебной литературы.
Обработка информации - излагают полученную информацию в контексте решаемой задачи.
Коммуникативная компетенции в аспекте продуктивной групповой коммуникации с оформлением конечного результата в таблице
Коммуникативная компетентность
Публичное выступление - готовит план выступления, на основе заданных цели, целевой аудитории и жанра выступления, использует вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления, наглядные средства.
В группу дается несколько продуктов, которые относятся к какой-либо отрасли растениеводства (зерновые, крахмалосодержащие, сахароносные и т.д.). в некоторые группы включаются лишние продукты.
1 группа – Зерновые культуры
Образцы зерен -пшеница, ячмень, просо, овес, кукуруза
Лишняя – подсолнечник
Недостающая - рис
2 группа – масличные
Образцы продуктов- соя, арахис, оливы
Лишняя- рис
Недостающих - нет
3 группа – сахаросодержащие
Образцы- тростниковый сахар, свекольный сахар
Лишняя – кунжут
Недостающих – нет
4 группа – крахмалосодержащие
Образцы- кукуруза, картофель
Лишняя – имбирь
Недостающие –нет
5 группа –волокнистые
Образцы- лен, хлопчатник, каучук
Лишних-нет
Недостающих- нет
6 группа –пряности
Образцы- лавр, перец, горчица. Кориандр
Недостающие- кунжут, имбирь
Задание |
Максимальная оценка |
Ваша оценка |
1. Рассмотрите стоящие перед вами продукты растениеводства. Подпишите их названия. |
5 баллов |
|
2. Определите группу культур, пользуясь текстом учебника. Найдите на информационном столе этикетку с названием, прикрепите к своей стойке. |
2 балла |
|
3. Среди культур возможен «чужой»! Если есть лишний продукт - отправьте его по назначению в нужную группу. Если вам предложат какую-либо продукцию- проанализируйте, ваш ли это продукт. Если да - примите. |
4 балла |
|
4. Определите необходимые данные и заполните таблицу, предложенную учителем, для 2-3 видов растений. Вы можете использовать дополнительную информацию о своих культурах, если есть необходимость. |
8 баллов |
|
5. Определите выступающего от группы. Возможен коллективный отчет. |
2 балла за ораторское искусство. 1 балл за работу по карте |
|
Итого: |
22 балла |
|
Полученные данные ученики заносят в таблицу:
Культура |
Родина растения |
Страны-производители |
Страны- экспортеры |
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание № 2
Коммуникативная компетентность
Продуктивная групповая коммуникация - ученики выполняют действие в соответствии с заданием для групповой работы;
- уточнение и понимание идей друг друга, сопоставляют свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга.
Публичное выступление
-соблюдают нормы публичной речи и регламент
- применяет в своей речи логические или риторические приемы, приемы обратной связи с аудиторией;
- работают с вопросами на дискредитацию позиции.
Вам необходимо организовать фирму, которая будет оказывать посреднические услуги в покупке или продаже продовольственных культур в нашей стране. Возможно создание фирмы по выращиванию какой-либо культуры в нашей стране и ее продаже на внутреннем рынке. Выберите одну из изученных вами культур для создания фирмы, название, вид деятельности, определите страны- партнеры, транспортные пути для перемещения грузов.
Название фирмы:________________________________________________
Продовольственная культура:_____________________________________
Вид деятельности (экспорт, импорт, производство для внутреннего потребления):
_______________________________________________________
Обоснование:_________________________________________________
Страны-партнеры:_____________________________________________
Транспортировка:_____________________________________________
Максимальная оценка - 10 баллов
2)Заслушивание отчета «фирм». Организация дискуссии. Оценивание.
При выполнении второго задания ученики должны вычленить продукцию растениеводства для импорта или экспорта, соотнеся со специализацией растениеводства в Казахстане. Возможно, выделить те культуры, которые могут выращиваться в стране (например, батат), чтобы уменьшить экспорт данной продукции. Для некоторых учеников такое задание- первый опыт построения подобия бизнес-плана для будущей коммерческой деятельности.
Ученики должны уметь применять свои знания и самостоятельно набираться умений и навыков. В настоящее время для человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщённые знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной действительности.