Разработки уроков

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Начальные классы

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Русский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Литература

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Английский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Немецкий язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Французский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

История

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Обществознание

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Биология

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

География

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Математика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

 

9 класс

Задание 1. Перед Вами отрывок из одного известного произведения:

«Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным, снег засыпал меня и Савельича, лошади шли шагом и скоро стали. «Что же ты не едешь?»- спросил я ямщика с нетерпением. «А что ехать? - отвечал он, слезая с облучка, - невесть и так куда заехали: дороги нет и мгла кругом». Я стал было его бранить, Савельич за него заступился: «И охота было не слушаться, - говорил он сердито, - воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б утихла, отправились бы далее. И куда спешим? Добро бы на свадьбу!». Савельич был прав. Делать было нечего. Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая. Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь. Савельич молчал. Я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признаки жила или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели... Вдруг увидел я что-то черное. «Эй, ямщик, - закричал я, - смори: что там такое чернеется?» Ямщик стал всматриваться. «А Бог знает, барин, - сказал он, садясь на свое место, - воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что-то шевелится. Должно быть, волк или человек».

Какое это произведение? Как в этом отрывке создан образ метели? Какую роль играет символический образ метели в этом произведении в целом? Что такое образ-символ? В каких еще произведениях русской (а может, и мировой) литературы есть символический образ метели (вьюги, бури)?


Требования к ответу:

Прежде всего, необходимо было определить, что это «Капитанская дочка» А.. Пушкина. Образ метели создается в этом отрывке не только на лексическом уровне, за счет описания, но и на ритмическом - ритм, несмотря на то, что это проза, приближается по своим функциям к ритму в стихотворении и создает ощущение кружения метели, которое при этом заставляет остановиться и определяет физическую невозможность двинуться дальше тем, кто в кибитке. Метель у Пушкина - символический образ, который «работает» не только на развитие сюжета (происходит встреча с Пугачевым», но и на осмысление жизни как судьбы, подвластной стихиям. Это характерно и для других произведений Пушкина («Метель», «Зимний вечер» и пр.)


Задание 2. Может ли живопись влиять на литературу? Аргументируйте свой ответ конкретными примерами. Вспомните, есть ли описания картин в литературных произведениях - как писателям удается передать впечатления от живописного произведения?


Требования к ответу:

Многие участники написали о том, что в литературном произведении может быть изображена картина, играющая большую роль в жизни героя, характеризующая его вкусы. Однако нужно было показать, КАК она изображена - картина редко бывает описана подробно, чаще всего передается впечатление, которое она произвела на героя. Влияние живописи на литературу проявляется не только в описании сюжетов картин - но в «живописности» портретов, пейзажей, интерьеров, во внимании писателей к цвету, свету, форме описываемого.


Задание 3. В поэзии большую роль играет звукопись. Повтор согласных звуков называется аллитерацией, повтор гласных - ассонансом. Как Вы думаете, почему поэты используют звукопись? Знакомы ли Вам случаи использования звукоподражания в поэзии?


Требования к ответу:

Определения аллитерации, ассонанса и звукоподражания дали многие участники олимпиады. Выше были оценены ответы, в которых было указано, что звукопись помогает поэту создать эмоциональную атмосферу стихотворения. И почти никто из участников не привел конкретные стихотворные строчки, наглядно иллюстрирующие этот процесс (например, пушкинское: «В глуши, во мраке заточенья / Тянулись мрачно дни мои...» с обилием шипящих, «темных» и мрачных звуков).

 

Задание 4. Как связаны в литературе внешность героя и его характер? Проанализируй­те с точки зрения того, какую психологическую функцию в произведении выполняет порт­рет героя, фрагмент романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Приведите подоб­ные примеры из других произведений.

«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побеж­денное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое бе­лье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нароч­но сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера. Впрочем, это мои соб­ственные замечания, основанные на моих же наблюдениях, и я вовсе не хочу вас заставить веро­вать в них слепо. Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах по­сле утомительного бала. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела ка­кую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовы­вали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было за­метить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явствен­нее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные - признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепи­тельной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.

Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! - Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полу­опущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен. Все эти замечания пришли мне на ум, может быть, только потому, что я знал некоторые подробности его жизни, и, может быть, на другого вид его произвел бы совершенно различное впечатление; но так как вы о нем не услышите ни от кого, кроме меня, то поневоле должны довольствоваться этим изображением. Скажу в заключение, что он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским».


Требования к ответу.

Прежде всего, участник олимпиады должен знать, что портрет - это описание наружности: телесных, природных и возрастных свойств (черты лица и фигуры, цвет волос), а также того в облике человека, что сформировано социальной средой, культурной тради­цией, индивидуальной инициативой (одежда и украшения, прическа и косметика), может фикси­ровать характерные телодвижения и позы, жест и мимику, выражение лица и глаз. Портрет созда­ет устойчивый, стабильный комплекс черт «внешнего человека».С него обычно начинается зна­комство с персонажем. Всякий портрет характерологичен - по внешним чертам мы можем хотя бы бегло судить о характере человека. Он м. б. снабжен авторским комментарием, раскрывающим связи портрета и характера. Соответствие черт характера чертам лица - вещь условная, зависящая от принятых в культуре взглядов, от характера худ. условности. На ранних стадиях развития куль­туры предполагалось, что внешнему облику соответствует и душевная красота, в дальнейшем эти связи усложняются.

Портрет Печорина - один из первых примеров в русской литературе портрета, в котором повест­вователь показывает связь между внешними чертами и чертами характера - противоречивость ге­роя, его замкнутость, душевная усталость, ум, чувство одиночества и пр.


Задание 5. Назовите героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», о прошлом которых мы узнаем из текста пьесы. Что именно мы узнаем и как это дополняет представление о героях?


Требования к ответу.

Действие пьесы занимает одни сутки, поэтому детали, восстанавли­вающие прошлое героев, очень важны для понимания того, как формировались характеры персо­нажей, того, каковы мотивы их поступков. Так, можно восстановить биографию Чацкого, понять его место в доме Фамусова, его отношения с опекуном, его жизнь за прошедшие три года - жизнь одного из молодых людей, связанных с ранним декабризмом. Очень важно прошлое Софии - то, какие книги она читала, почему полюбила Молчалина и пр., именно это объясняет ее нынешнюю неприязнь к Чацкому. Прошлое Молчалина объясняет нам его угодливость, желание попасть в круг высших чиновников. Читатель узнает о прошлом многих героев пьесы - Репетилова, скало­зуба и пр., и все это расширяет социальный контекст пьесы, позволяет увидеть каждого персонажа как воплощение конкретных сторон жизни общества.


Задание 6. Жизнь и творчество каких русских писателей связана с Казанью? В каких произведениях отразились их казанские впечатления?

 

Требования к ответу.

Культурный центр огромного края на востоке России, Казань в ХУШ - ХХ веках своими учебными заведениями манила молодежь. В биографии Л.Н.Толстого, а также биографиях С.Т.Аксакова, П.И.Мельникова-Печерского, П.Д.Боборыкина, Е.Н.Чирикова и др. принято выделять так называемый «казанский период». В годы творческой зрелости в Казани не работал ни один из выдающихся русских писателей 19 века, но эпизодически многие из них посе­щали этот крупнейший на востоке страны культурный и административный центр: это А. Пушкин, И.А.Гончаров, А.Н.Островский, В.Г.Короленко, Н.Г.Гарин-Михайловский, А. Радищев, В. Мая­ковский, Д. Бурлюк, А.Н. Толстой и пр. Их впечатления отразились в произведениях «После ба­ла», «Гадюка», «Капитанская дочка», в многочисленных стихотворениях.

 

Задание 7. Перед Вами отрывок из одного известного произведения. Какое это произведение? Как в этом отрывке создан образ метели? Какую роль играет символический образ метели в этом произве­дении в целом? Что такое образ-символ? Какие еще символические образы в творчестве автора этого отрывка Вы можете назвать (приведите примеры)?

 

«Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным, снег засыпал меня и Савельича, лошади шли шагом и скоро стали. «Что же ты не едешь?»- спросил я ямщика с нетерпением. «А что ехать? - отвечал он, слезая с облучка, - невесть и так куда заехали: дороги нет и мгла кругом». Я стал было его бранить, Савельич за него заступился: «И охота было не слушаться, - говорил он сердито, - воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б утихла, отправились бы далее. И куда спешим? Добро бы на свадьбу!». Савельич был прав. Делать было нечего. Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая. Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь. Савельич молчал. Я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признаки жила или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели... Вдруг увидел я что-то черное. «Эй, ямщик, - закричал я, - смори: что там такое чернеет­ся?» Ямщик стал всматриваться. «А Бог знает, барин, - сказал он, садясь на свое место, - воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что-то шевелится. Должно быть, волк или человек».


Что должно было быть в ответе:

Образ-символ - это образ, за которым стоит обобщенное, философское содержание. Метель в этом отрывке - символ исторических потрясений, в которые оказывается вовлечен центральный герой, а также символ того, что жизнь человека зависит от случая - Гринев случайно встретился с Пугачевым, который потом спас ему жизнь. В творчестве Пушкина часто встречается образ бури («Зимний вечер»), метели, вьюги («Бесы») с тем же символическим значением, но человек должен противостоять природным и историческим катаклизмам, противопоставляя им нравственные ценности, честь, долг, верность.


Задание 8. Напишите биографию Чацкого, исходя из тех сведений о нем, которые даются в репликах пер­сонажей пьесы «Горе от ума».


Что должно было быть в ответе:

Несмотря на то, что действие пьесы развертывается на протяжении 24 часов в соответствии с правилом единства времени, принятым в классицизме, драматург делает многочисленные отсылки в прошлое, словно «раздвигая» художественное время произведения. Поэтому мы знаем многое о биографии Софии, Молчали- на, Фамусова и пр., что помогает понять мотивы их поступков и то, как складывался их характер. Мы знаем, например, что Чацкий воспитывался в доме Фамусовых, потом уехал, пытался в Петербурге влиять на министров, какое-то время жил в уединении в имении, много читал, еще год назад вместе с Горичем был в армии и пр., теперь не служит. Все это - типичный путь многих будущих декабристов.


Задание 9. Сопоставьте два отрывка из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - фрагменты из сна Та­тьяны и из описания ее именин. Чем объясняется перекличка этих отрывков? Какова роль сна Татья­ны в произведении?

... Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ!

В гостиной встреча новых лиц,

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога.


Что должно было быть в ответе:

Сон Татьяны предвещает трагические события - дуэль и смерть Ленского, чем и объясняется переклич­ка этих отрывков. Строя повествование на сходных синтаксических конструкциях, Пушкин актуализирует ряд смыслов: он подчеркивает, что суетливая толпа гостей на именинах напоминает собрание животных
(в этом проявляется авторская ирония); четкий ритм, «мелькание» передают быстрое и неумолимое дви­жение времени и т.п.


10 класс


Задание 1. Что такое сюжет? Чем он отличается от фабулы? Выберите любое произведение русской литературы и покажите, что в нем относится к фабуле, что к сюжету.


Требования к ответу:

Необходимо было показать, что фабула - это реконструируемая читателем хронологическая последовательность событий произведения, рассматриваемых как будто реально произошедших, а сюжет - это то, как рассказал об этих событиях писатель, кроме того, сюжет включает характеристики, пейзажи, лирические размышления и пр. Наиболее «удобный» для иллюстрации различия текст - «Герой нашего времени».


Задание 2. Как музыка как вид искусства влияет на литературу?

Перед Вами два стихотворения, посвященные одной теме - теме ночи. Определите их авторов и докажите свое мнение. В каком из стихотворений преобладает изобразительное начало, а в каком музыкальное? Как это связано с эстетическими и мировоззренческими установками их авторов?

На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил, святой и дружный,

Кругом, раскинувшись, дрожал.

Земля, как смутный сон немая,

Безвестно уносилась прочь,

И я, как первый житель рая,

Один в лицо увидел ночь.

Я ль несся к бездне полуночной,

Иль сонмы звезд ко мне неслись,

Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем

Я взором мерил глубину,

В которой с каждым я мгновеньем

Все невозвратнее тону.

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь - и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

То глас ее: он нудит нас и просит...

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растет и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины, -

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.


Требования к ответу:

Первое стихотворение написано А. Фетом, второе Ф. Тютчевым. Несмотря на то, что музыкальность присуща каждому из этих двух поэтов, в этих конкретных стихотворениях изобразительное начало сильнее у А. Фета, музыкальное - у Ф. Тютчева. Это связано с их концепцией ночи. Для А. Фета ночь - воплощение красоты, гармонии, для Ф. Тютчева - это хаос, когда музыка дневной жизни природы превращается в «шум», «гул», завывание ветра, пугающие человека, его «ночной пейзаж» - лишен вообще каких бы то ни было признаков конкретности и становится чисто символическим, абстрактным.


Задание 3. Назовите произведения русской литературы, действие которых происходит в провинциальном городе. Какую роль играет образ провинциального города в этих произведениях? Всегда ли возникает один и тот же образ, или писатели и драматурги по-разному трактуют образ провинциального города? Какую роль в литературе играет противопоставление провинциального города столичному?


Требования к ответу:

Провинциальный город - частое место действия в произведениях русской литературы. Он показан противоречиво: в ряде произведений это хранитель духовности, вечных ценностей, чаще же - воплощение косности по сравнению со столичным городами (Петербург и «вторая столица», Москва) и пошлости по сравнению с дворянской усадьбой или деревней, где человек имеет возможность жить в гармонии с природой.

 

Задание 4. Сравните и проанализируйте два фрагмента. Один из них взят из «Мертвых душ» Н. Гоголя. Чем они отличаются, что именно утрачено в другом тексте? Как называется в литературоведении то, что мы убрали из текста во втором эпизоде?

1. «Когда половой всё еще разбирал по складам записку, сам Павел Иванович Чичиков отправился посмотреть город, которым был, как казалось удовлетворен, ибо нашел, что город никак не усту­пал другим губернским городам: сильно била в глаза желтая краска на каменных домах и скромно темнела серая на деревянных. Домы были в один, два и полтора этажа, с вечным мезонином, очень красивым, по мнению губернских архитекторов. Местами эти дома казались затерянными среди широкой, как поле, улицы и нескончаемых деревянных заборов; местами сбивались в кучу, и здесь было заметно более движения народа и живописи. Попадались почти смытые дождем вывески с кренделями и сапогами, кое-где с нарисованными синими брюками и подписью какого-то Аршавского портного; где магазин с картузами, фуражками и надписью: "Иностранец Василий Федо­ров"; где нарисован был билиярт с двумя игроками во фраках, в какие одеваются у нас на театрах гости, входящие в последнем акте на сцену. Игроки были изображены с прицелившимися киями, несколько вывороченными назад руками и косыми ногами, только что сделавшими на воздухе ан­траша. Под всем этим было написано: "И вот заведение". Кое-где просто на улице стояли столы с орехами, мылом и пряниками, похожими на мыло; где харчевня с нарисованною толстою рыбою и воткнутою внес вилкою. Чаще же всего заметно было потемневших двуглавых государственных орлов, которые теперь уже заменены лаконическою надписью: "Питейный дом". Мостовая везде была плоховата. Он заглянул и в городской сад, который состоял из тоненьких дерев, дурно при­нявшихся, с подпорками внизу в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою мас­ляною краскою. Впрочем, хотя эти деревца были не выше тростника, о них было сказано в газетах при описании иллюминации, что город наш украсился, благодаря попечению гражданского прави­теля, садом, состоящим из тенистых, широковетвистых дерев, дающих прохладу в знойный день, и что при этом было очень умилительно глядеть, как сердца граждан трепетали в избытке благодар­ности и струили потоки слез в знак признательности к господину градоначальнику. Расспросивши подробно будочника, куда можно пройти ближе, если понадобится к собору, к присутственным местам, к губернатору, он отправился взглянуть на реку, протекавшую посредине города, дорогою оторвал прибитую к столбу афишу с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько, по­смотрел пристально на проходившую по деревянному тротуару даму недурной наружности, за ко­торой следовал мальчик в военной ливрее, с узелком в руке, и, еще раз окинувши всё глазами, как бы с тем, чтобы хорошо припомнить положение места, отправился домой прямо в свой нумер, поддерживаемый слегка на лестнице трактирным слугою».

2. «Когда половой всё еще разбирал по складам записку, сам Павел Иванович Чичиков отправился посмотреть город, которым был, как казалось удовлетворен, ибо нашел, что город никак не усту­пал другим губернским городам. Домы были в один, два и полтора этажа. Местами эти дома каза­лись затерянными среди широкой улицы и заборов; местами сбивались в кучу. Попадались почти смытые дождем вывески. Кое-где просто на улице стояли столы. Чаще же всего заметно было дву­главых государственных орлов. Мостовая везде была плоховата. Он заглянул и в городской сад, который состоял из тоненьких дерев. Расспросивши подробно будочника, куда можно пройти ближе, если понадобится к собору, к присутственным местам, к губернатору, он отправился взгля­нуть на реку, протекавшую посредине города, дорогою оторвал прибитую к столбу афишу с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько, посмотрел пристально на проходившую по тротуару даму недурной наружности, и, еще раз окинувши всё глазами, как бы с тем, чтобы хоро­шо припомнить положение места, отправился домой прямо в свой нумер».


Требования к ответу.

Прежде всего, нужно отметить, что такое делать - это мельчайшая изобразительная или выразительная худ. подробность, элемент пейзажа, портрета, отдельная вещь, поступок, психологическое движение, особенность речи и т.п., связанная с целым. Потому деталь, будучи элементом художественного целого, является микрообразом. Особую роль деталь и мир вещей в целом играет у писателей с ярко выраженным изобразительным, живописным на­чалом таланта. У Гоголя мир вещей стал самостоятельным объектом изображения. Вещи пере­растают рамки привычных функций и не полностью подчинены задаче более ярко и убедительно создать характер героя или соц. среду, они интересны Гоголю сами по себе, в какой-то мере неза­висимо от их связи с конкр. человеком, характеризуют уклад жизни в целом. Современная жизнь, с т.з. Гоголя, перестала быть цельной, гармоничной, распалась на частности, проявляет себя в ме­лочах - в вещах. Отсюда избыточность гоголевской детализации, любое его описание максималь­но подробно, он не торопится перейти к действию, любовно останавливаясь, например, на описа­нии накрытого стола, на котором стояли «грибки, пирожки, скородумки, шанижки, пряглы, бли­ны, лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припеком со снеточками». Или: «Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хо­тел, чтобы его комнату украшали люди тоже здоровые и крепкие», но неожиданным диссонансом среди вещей Собакевича, «между крепкими греками, неизвестно каким образом и для чего, по­местился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках». «Все это для меня имеет неизъяснимую прелесть», мир вещей становится у Го­голя не вспомогательным средством для хар-ки мира людей, а особой ипостасью мира. Его про­должатель - Гончаров. Деталь передает авторское отношение к миру, персонажу. В данном случае важно было отметить иронию автора, выраженную через детали: образ города, возникающий в этом отрывке, пронизан авторской иронией, поскольку это воплощение бездуховности, уродливо­сти, алогичности жизни. У Гоголя и в «послегоголевской» литературе быт с его вещным антура­жем часто подается как унылый, однообразный, тяготящий человека, отталкивающий, оскорб­ляющий эст. чувство. Эти мотивы, часто сопряженные с мыслью об ответственности человека за его ближайшее окружение, в том числе предметное, отражены в «Мертвых душах» Гоголя (обра­зы Манилова и, в особенности, Плюшкина), и у Чехова.


Задание 5. Что общего в портретной характеристике героинь романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» - Фенечки, Одинцовой и княгини Р.? Как в этом раскрывается представление Тур­генева об идеале женственности?


Требования к ответу.

В портретах всех трех героинь романа есть общее, что подчеркнуто са­мим автором (Павел Петрович влюбился в Фенечку, потому что она напоминает ему княгиню Р.). Женское начало обладает стихийной природной силой, полностью подчиняет себе героев. Поэто­му во внешности героинь подчеркнуты тайна, загадка, красота, отражение в чертах их лица и в движениях гармонии, высшего спокойствия (не равнодушия), подчиняющей себе властности.


Задание 6. Что такое классика и что такое массовая литература? Как Вы думаете, за­чем нужна массовая литература? В романе Ф.Достоевского «Преступление и наказание» есть черты такого жанра, как детектив. Докажите, что, несмотря на эти черты, роман не яв­ляется произведением массовой литературы и является классикой.


Требования к ответу.

Ответ выявлял не столько знания, сколько умение размышлять о лите­ратурных проблемах. Если классика - это то, что отобрано временем и оказывается важным для людей разных поколений, то массовая литература выполняет более узкие функции - она отражает коллективные фантазии людей определенного времени, строится по определенным сюжетным формулам, а потому она стандартизирована и однообразна. Использование черт массовой литера­туры в классической литературе всех предполагает нарушение читательских ожиданий. Так, эле­менты детектива в романе Достоевского подчинены совершенно иным задачам - иным, чем в де­тективе как жанре массовой литературы: поиск преступника и разгадка тайны не являются целью Достоевского, его интересует психология Раскольникова, раскрывающаяся в моменты предельно­го психологического напряжения, в ситуации «на грани», порожденной преступлением.


 

11 класс


Задание 1. Чем отличается образ города в произведениях символистов, акмеистов и футуристов? Как это связано с философскими представлениями авторов этих направлений? Какие художественные приемы использовали поэты для создания образа города? Приведите, отвечая на вопросы, конкретные примеры.


Требования к ответу:

В произведениях символистов город при всей его красоте и достижениях цивилизации (огни реклам, автомобили, небоскребы) - воплощение дьявольского начала, в нем есть то, что предвосхищает наступающий Апокалипсис. Футуристы также рассматривают современный город как воплощение пошлости, мещанства - всему этому они бросают вызов, лирический герой одинок в этом мире. Акмеисты, напротив, ценят культуру, память и прапамять, носителем которых является город.


Задание 2. Что такое метафора? Какую роль метафорические образы играют в литературе? Вспомните поэта или писателя, в творчестве которого метафоры играют большую роль. Почему? Найдите метафоры в приведенных ниже фрагментах.

И думал он:

Отсель грозить мы будет шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе. (А.Пушкин)


Клянусь я первым днем творенья

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством. (М. Лермонтов)


Четыре долгих года набирая сумасшедшую скорость, поезд войны ворвался в Германию, как бы вонзаясь раскаленными колесами в тупик поверженного Берлина. (Ю. Бондарев).


О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины (С. Есенин)


Что я сделаю для людей?! - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце... Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, и тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота (М. Горький)


Герои наши видели много бумаги, и черновой и белой, наклонившиеся головы, широкие затылки, фраки, сюртуки губернского покроя, и даже просто какую-то светло-серую куртку, отделившуюся весьма резко, которая, своротив голову набок и положив ее почти на самую бумагу, выписывала бойко и размашисто какой-нибудь протокол об оттяганье земли или описке имения, захваченной каким-нибудь мирным помещиком, покойно доживающим век свой под судом... (Н. Гоголь)

 

Требования к ответу:

Не в каждом из представленных отрывком есть метафоры - для сопоставления были представлены отрывки, в которых есть только метонимия (№ 6) или наряду с отдельными метафорами - олицетворения (№ 4 и 5) или анафора и антитеза (№ 2). Многие участники стремились все замеченные ими тропы «записать» в метафоры. На вопрос о том, какую роль играет метафора в литературе (это скрытое сравнение, которое включает ассоциативное мышление читателя) многие ответили правильно, хотя и затруднились назвать писателя или поэта, в творчестве которого метафоры играют важную роль (например, это Б. Пастернак, для которого метафора как троп способ показать связь всего в мире, единство и сопряжение всех его элементов).


Задание 3. Какую роль в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» играют музыка и звуки? Если бы вы были режиссером-постановщиком этой пьесы, как бы Вы выстроили звуковое сопровождение спектакля?


Требования к ответу:

Мало кто из участников олимпиады вспомнил, что во втором действии Епиходов играет на гитаре и поет романсы, а Шалота говорит по этому поводу: «Как ужасно поют эти люди...». В третьем действии на «бале» звучит музыка в исполнении провинциального оркестрика, а звук лопнувшей струны раздается два раза - во втором и четвертом действиях (последний раз вместе со стуком топора). Кроме того, постоянно раздаются бытовые звуки (падают ключи, хлопает дверь и пр.) Музыка и звуки создают эмоциональную атмосферу напряженности, дисгармонии. Поэтому использование музыки Баха или Вивальди, почему-то предложенных рядом участников, вряд ли возможно: даже при внутреннем драматизме в них есть гармония, её нет в атмосфере, в которой живут герои.


Задание 4. В стихотворном тексте большую роль играет ритм. Какие особенности ритма Вы видите в приведенных ниже примерах?

Человечество непотопляемое судно три миллиарда отсеков надежды. (В. Бурич).


Вхожу я в темные храмы

Совершаю бедный обряд

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад. (А. Блок)

 

Требования к ответу:

Оба отрывка созданы вне силлабо-тонической системы, т.е. равномерного чередования ударных и безударных слогов. Четкость силлабо-тоники оказалась не ко двору в ХХ веке. Первое стихотворение - это свободных стих, ритм в котором создается только за счет междустрочных пауз. Второе написано в тонической системе (три ударения в каждой строке, которые то сближаются, то расходятся, создавая нервный и прерывистый ритм).

 

Задание 5. Прочитайте фрагмент рассказа А.П.Чехова «Дама с собачкой». Как Вы понимаете эти размышления героя рассказа? Как связаны эти размышления и тема любви в рассказе «Дама с собачкой»? Какую роль в рассказах Чехова играют эпизоды, в которых герой, чаще ночью, «встречается» с природой?

«В Ореанде сидели на скамье, недалеко от церкви, смотрели вниз на море и молчали. Ялта была едва видна сквозь утренний туман, на вершинах гор неподвижно стояли белые облака. Листва не шевелилась на деревьях, кричали цикады и однообразный, глухой шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое, о вечном сне, какой ожидает нас. Так шумело внизу, когда еще тут не бы­ло ни Ялты, ни Ореанды, теперь шумит и будет шуметь так же равнодушно и глухо, когда нас не будет. И в этом постоянстве, в полном равнодушии к жизни и смерти каждого из нас кроет­ся, быть может, залог нашего вечного спасения, непрерывного движения жизни на земле, непре­рывного совершенства.

Сидя рядом с молодой женщиной, которая на рассвете казалась такой красивой, успокоен­ный и очарованный в виду этой сказочной обстановки - моря, гор, облаков, широкого неба, Гуров думал о том, как, в сущности, если вдуматься, все прекрасно на этом свете, все, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве.

Подошел какой-то человек - должно быть, сторож, - посмотрел на них и ушел. И эта подроб­ность показалась такой таинственной и тоже красивой. Видно было, как пришел пароход из Фео­досии, освещенный утренней зарей, уже без огней.

- Роса на траве, - сказала Анна Сергеевна после молчания.

- Да. Пора домой.

Они вернулись в город».


Требования к ответу.

Этот рассказ относится к числу «рассказов-открытий» у Чехова. И Анна Сергеевна, и - особенно - Гуров живут в рамках сложившихся стереотипов, повседневной суеты. И вот когда «казалось» (это слово опять неоднократно возникает в рассказе), что ничего нового и настоящего в жизни героев уже не может быть, произошла встреча, которая опять же сначала «ка­залась» обычным курортным романом. Однако ночью в Ореанде Гуров задумался (чего давно с ним не было) о вечных вопросах, о течении времени, о том, как каждый человек, и он в том числе, вписан в это вечное движение, о том, что мы все часть большого мира. Благодаря этому его жизнь, которая была заключена в рамки быта, обрела смысл. Именно благодаря этому он сумел полюбить Анну Сергеевну. Старцев тоже ночью на кладбище любовался мягким лунным светом, размышлял о вечных вопросах. Это глупое ожидание на кладбище - лучшие минуты его жизни. Величие ночи с ее высоким небом, таинственным лунным светом - все это заставило Старцева вспомнить о веч­ном, высоком. Он мог бы сохранить в себе этот прекрасный порыв, но не захотел. «Точно опус­тился занавес», - пишет Чехов. Старцев стал неумолимо превращаться в Ионыча.


Задание 6. Вспомните произведения русской литературы 19-20 вв., в которых раскрывается тема первой любви. Менялась ли со временем трактовка этой темы? Что, на ваш взгляд, мо­тивировало эти изменения: вне- или внутрилитературные факторы? Обоснуйте свой ответ.


Требования к ответу.

Тема первой любви - одна из традиционных в русской литературе, она воз­никает в произведениях А. Пушкина, И. Тургенева, И. Гончарова, И. Бунина и пр. Первая любовь обычно сочетает в себе и счастье, открытие героем мира чувств, красоты природы, и в то же вре­мя трагическое начало, она часто является страданием: любовь может быть безответной, она быть направлена, как оказывается, на недостойного человека, героев разлучают обстоятельства («Ми­тина любовь», «Ася», «Обломов» и пр.). в периоды исторических изменений и потрясений траги­ческие стороны первой любви (например, в военной прозе ХХ в.) становятся сильнее.


Задание 7. Какую роль в произведениях поэтов серебряного века играет цвет? Какие симво­лические смыслы связаны с разными цветами? Подтвердите свой ответ примерами.


Требования к ответу.

Цвет в поэзии выполняет несколько функций: он имеет «эмоциональный» и символический смысл. Рассмотреть эту проблему можно было на примере творчества А. Блока, С. Есенина, К. Бальмонта, А. Цветаевой. Если в творчестве старших символистов, например, К. Бальмонта и В. Брюсова, цвет использовался в его первой функции (создание эмоционально на­сыщенной импрессионистической картины мира), то у младших символистов и далее под влияни­ем разных философских концепций, под влиянием древнерусской литературы и иконописи важ­ную роль играло символическое значение цвета: белый - это цвет чистоты, золотой - цвет небес­ного света, божества и пр. Красный у А. Блока становится символом угрожающего, страшного и вместе с тем волнующего, синий и его оттенки - символом гармонии и покоя, белый - символом непорочности и первозданности. У Есенина синий и голубой цвета выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое: «В прозрачном холоде заголубели долы», «Несказанное, синее, нежное...», даже в слове Россия для него есть «синее что-то». Для иллюстрации этой мысли мож­но было обратиться и к другим примерам.

 

 

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Химия

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ОГЭ и ЕГЭ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Педагогическая копилка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Школьный психолог

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Переменка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru