Разработки уроков

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Начальные классы

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Русский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Литература

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Английский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Немецкий язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Французский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

История

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Обществознание

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Биология

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

География

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Математика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Автор: Локтева И.М.


1. Пояснительная записка.

Курс «Луч Света в темном царстве» по теме (Световые явления) является одним из предметно-ориентированных курсов, которые могут быть предложены учащимся 8,9 классов с целью их самоопределения относительно дальнейшего способа образования (учреждения образования и профиля).

В повседневной жизни учащиеся встречаются со многими световыми явлениями, но обычно не задумываются над ними – настолько они привычны для них, а вот объяснить их часто затрудняются.

Еще создатель диалектики Гегель писал: «В физике следует освободить отдельные свойства природы… от тех многообразных переплетений, в которых они находятся в конкретной действительности, и представить их в простых, необходимых условиях; …повсюду абстрактное должно составлять начало и ту стихию, в которой и из которой развертываются особенности и богатые образы конкретного» [11, с.270].

Поэтому курс построен на использовании разнообразных методик обучения, направленных на способ восхождения от абстрактного к конкретному. При изучении курса большую роль играют наглядно-деятельностные методы в форме лабораторных работ, демонстраций, моделирования, где создается образ, объект рассмотрения, а затем в ходе исследования появляются его свойства и закономерности.

Использование элементов художественной литературы и искусства в данном курсе позволяет прибегать к образному мышлению там, где сложность рассуждений становится чрезмерно высокой. Наблюдения явлений природы, житейских ситуаций нередко приводили к выводам, запечатленным в афористичных народных изречениях. Многие из них имеют физическое содержание и могут быть использованы в учебном процессе как качественные задачи. При сопоставлении мира науки и искусства учащиеся убеждаются, что в принципе оба этих мира опираются на одни и те же универсальные ценности.

В программу включены вопросы, частично выходящие за рамки общеобразовательного стандарта по физике для 7-9 классов.

Курс рассчитан на 15 часов и может применяться как самостоятельно на занятиях по выбору, который можно ввести в конце учебного года, так и при изучении данной темы непосредственно на уроках.

Цель курса:      

расширить, углубить, систематизировать, обобщить знания, изучить единые методы и приемы решения разнообразных задач;

перевести усвоение физики как науки из цели образования в средство такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.

развивать ценностные представления о человеке, как составной части природы и как объекте физического познания.

Задачи:

инициировать интерес к физике у учащихся через вырабатывание панорамного мышления, развития способности привлекать знания из различных областей (химии, биологии, литературы, искусства, фольклора) для поиска решения, удовлетворяющего нужным критериям;

углубить знания о методах научного познания на основе знакомства с алгоритмами наблюдения, эксперимента, моделирования, теоретического мышления;

развивать представления о физических явлениях, связанных с существованием и функционированием человеческого организма (глаз – живой оптический прибор), о необходимости учета основных параметров жизнедеятельности человека в повседневных условиях.

Ожидаемые результаты:

изучение физических теорий путем наблюдений, экспериментов, моделирования и решения качественных задач приводит к накапливанию опыта эмоционально-оценочной деятельности и вырабатыванию собственных оценочных суждений, стимулирующих учащихся сознательно и ответственно подходить к получению знаний.

Изучая курс, учащиеся могут развить следующие умения и навыки:

- распознавать источники света;

- геометрическим построением объяснять солнечные и лунные затмения;

- изготавливать портреты методом силуэтной живописи;

- развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, объяснять природные явления и явления, связанные с жизнедеятельностью человека (радуга, мираж, иллюзия зрения, близорукость, дальнозоркость и др.);

- моделировать оптические приборы;

- строить изображения в зеркалах, оптических системах;

- использовать алгоритм сравнения;

- получать информацию из различных источников и использовать ее для решения задач;

- применять собственные знания для решения проблем, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни.

Основные формы организации занятий.

Для построения личностно ориентированной технологии обучения по физике необходимо исходить из следующих ключевых позиций:

Для обучения физике необходимо использовать естественные механизмы и стратегии приобретения обыденного опыта, затрагивающие все логические уровни – от окружения до личностного своеобразия и сверхцели.

Вокруг ученика важно «выстраивать окружение» (организовывать его личное пространство) из физических явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в его повседневной жизни (образование тени, получение изображений с помощью зеркал, искажение изображения, наблюдение радуги, отражение и преломление света и т.д.), чтобы знание физики стало постоянным «спутником», частью жизни.

Обучение необходимо строить, используя все три сенсорные системы восприятия одновременно или последовательно. Важно, чтобы учащиеся рисовали схемы и таблицы, представляя образы, проговаривали символы и законы, действовали в лабораторных условиях, конспектировали особенно значимые фрагменты учебного материала, составляли опорные конспекты-схемы, выступали с докладами, участвовали в учебных викторинах, конференциях и т.д.

Следует постоянно создавать смысловые ситуации, в которых специально объединены изученные элементы учебного материала вокруг одной ключевой темы (модели, закона или явления).

Целесообразно обеспечивать динамические переходы от мелких дидактических единиц к крупным, и наоборот, устанавливать аналогии.

Обучение необходимо строить с учетом «переключения» фокусов произвольного и непроизвольного внимания. Для этого можно предусматривать в учебном процессе игровую и сенсорную деятельность.

Для обеспечения позитивного эмоционального фона при освоении физики следует шире задействовать интересующие учащихся темы и объекты, пробуждая и поддерживая личный интерес к предмету на протяжении изучения всего курса.

Полезно как можно чаще использовать позитивные элементы обратной связи между учащимися в группе и между ними и учителем, стараться закреплять только позитивные результаты обучения.

Важно больше внимания уделять качественным задачам (причем таких, которые не предполагают единственного правильного ответа). При этом цели работы лучше всего формулировать в форме общей идеи поиска: «Найдите в приведенной ситуации (описании явления, процесса) отражение того учебного материала, который мы изучали в этой четверти, и прокомментируйте».

Чтобы сделать преподавание эффективным, особенно важно тонко преодолеть «ограничивающие убеждения» учащихся. Для этого можно использовать различные формы рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно ориентированной. Для этого можно разделить лист бумаги на две части, в одной из них ученик запишет все позитивное в физике, а в другой – все негативное. Затем обсудить записи и дать рекомендации, как можно преодолеть негативное (посоветовать упражнения, привести поучительные истории из своей практики, предложить роль лаборанта и т. д.)

Следует постоянно и разнообразно мотивировать ученикам необходимость выполнения каждого нового вида учебной деятельности и стимулировать ее осуществление. Необходимо включать такие виды мотивации, которые связаны с текущими интересами учеников, пояснять, как конкретно в их повседневной жизни пригодятся приобретаемые на занятиях физические знания. Полезно организовывать взаимную обратную связь учащихся, чтобы они поведали друг другу о практических результатах своего изучения физики: их рассказы об успехах ее применения в повседневной жизни значительно повышают мотивацию к ее изучению и побуждают к новым формам ее использования.

Важно создавать индивидуальную перспективу ожиданий различных результатов обучения: скорости получения навыков и их сущности. Представление о целостной картине того, что учащихся ожидает, помогает им понять, где они «находятся» в данный момент и что нужно сделать, чтобы пройти весь «путь». Полезна «карта личных целей», где намечены сроки и практические результаты обучения, выраженные в проверяемых на практике категориях (изучить обозначения величин, научиться грамотно записывать условия задач, освоить перевод единиц в СИ, проверять размерность ре6зультата и т.д.) Для поддержания позитивных ожиданий желательно периодически возвращаться к обсуждению и коррекции целей.

Необходимо предусматривать проведение специальных занятий (викторин, КВН, научных конференций и пр.), посвященных широкой интеграции знаний, на которых ученики могут полностью реализовать свои способности и возможности.

В процессе обучения полезно расширять спектр личностного выбора ученика – индивидуальная или групповая работа на уроке, решение качественной или расчетной задачи, уровня сложности задания, формы домашнего задания.

Обучение физике должно способствовать развитию позитивной «Я-концепции» ученика и вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности. Его «Я» должно пополняться уверенностью, что он становится знающим физику человеком, ориентирующимся в устройстве физических приборов и устройств, возможно, будущим разработчиком высоких технологий и т.д. В процессе обучения физике подобное «Я» должно быть найдено каждым лично.

Таким образом интегративный характер содержания курса предполагает такие формы деятельности, как лекции, семинары, работа в группах, фронтальные опыты и эксперименты, анализ отрывков из художественных произведений, выполнение творческих заданий. Это приводит к раскрепощению детей, возможности высказывать свое суждение, развивает умение слушать и слышать собеседника, уважать его точку зрения (в науке тоже бывают ошибочные теории, гипотезы), радоваться достигнутым результатам.

Данный курс поможет учащимся в дальнейшем сделать более осознанный выбор профиля образования на старшей ступени обучения, оценить уровень своей подготовки.

 

2. Содержание курса.

1. Свет. Источники света. (1ч.)

Свет и зрение. Источники света. Люминесценция. Природа люминесцентного свечения. Примеры люминесцентного свечения в живой и неживой природе. Демонстрационные эксперименты. «Оптическая защита» современных банкнот.

2. Прямолинейное распространение света. (2ч.)

Закон прямолинейного распространения света. Луч. Точечный источник света. Тени и полутени. Почему происходят затмения? Светотень. Практическая работа: Изготовление портрета методом силуэтной живописи. Практическая работа: Моделирование камеры-обскуры.

3. Отражение света. Зеркала. (3ч.)

Зеркальное и рассеянное отражение света. Законы отражения света. Построение изображений в плоском и сферическом зеркале. Фронтальный эксперимент: Свойства изображения предмета в плоском зеркале. Фронтальный эксперимент: Получение многократного изображения в плоском зеркале. «В королевстве кривых зеркал», - исследовательская работа. Смотр знаний.

4. Преломление света. (2ч.)

Явление преломления света. Фронтальная работа: Исследование хода луча в стеклянной пластине с параллельными гранями и треугольной призме. Построение изображения в оптических приборах. Полное отражение. Волоконная оптика. Мираж.

5. Видимое излучение. (3ч.)

Белый свет – сложный свет. Опыты Ньютона. Спектр. Дисперсия света. Радуга. Цвет в природе и живописи. Лабораторная работа: Наблюдение интерференции и дифракции света.

6. Глаз. (2ч.)

Изучение строения глаза на модели. Как мы видим? Зрение двумя глазами. Близорукость и дальнозоркость, способы их исправления. Ночное и дневное зрение. Инерция зрения. Зрительные иллюзии. Гало.

7. Оптика в загадках, пословицах, поговорках. (1ч.)

Творческие работы учащихся.

8.Итоговый контроль. (1ч.)

 

3. Распределение компетенций по темам.

 

Тема

Знать

Уметь

Свет. Источники света.

Понятия: свет, источник света, люминесценция.

Классифицировать источники света, приводить примеры источников света и их практического использования, осуществлять самостоятельный поиск информации о явлении люминесценции в природе; использовать приобретенные знания для отличия банковских купюр от подделок.

Прямолинейное распространение света.

Понятия: луч, световой пучок, точечный источник света; условия образования тени и полутени, правила их построения; закон прямолинейного распространения света.

Объяснять построением образование солнечных и лунных затмений; изготавливать портрет методом силуэтной живописи; моделировать камеру-обскуру.

Отражение света. Зеркала.

Понимать смысл зеркального и рассеянного изображений, мнимого изображения в плоском зеркале; знать законы отражения; правило построения светящейся точки в плоском зеркале; свойства изображения предмета в плоском и сферическом зеркале.

Работать с плоскими и сферическими зеркалами; строить изображение в сферическом зеркале; выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем; получать и объяснять многократное изображение; анализировать художественный текст; использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

Преломление света.

Смысл явления преломления света, понятие оптической плотности среды, полного отражения света, явления миража.

Проводить исследования хода луча в разных оптических системах, выявлять зависимость в направлении между падающим лучом и преломленным; использовать приобретенные знания для объяснения явления миража и применения волоконной оптики.

Видимое излучение

Понятие спектра. Понимать смысл явления дисперсии, интерференции и дифракции света, образования радуги.

Объяснять разнообразие цветов в природе и их использование в живописи; проводить наблюдения явлений интерференции и дифракции света, описывать и объяснять их; находить примеры этих явлений в природе и повседневной жизни.

Глаз

Биологическое строение глаза; свойство собирающей линзы; физическую природу явлений близорукости и дальнозоркости. Понимать смысл явлений инерции, иллюзии зрения, гало, ночного и дневного зрения.

Строить изображения в линзах; осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников; объяснять использование линз при дефектах зрения; применять полученные знания для объяснения наблюдаемых явлений.

Оптика в загадках, пословицах, поговорках.

Основные законы отражения и преломления, оптические явления.

Распознавать и объяснять световые явления в загадках, пословицах и поговорках; проводить анализ и обработку материала, полученного из дополнительных источников.

Итоговый контроль.

Основные законы и явления оптики.

Применять приобретенные знания при объяснении наблюдаемых явлений и решении задач.

 

 

4. Учебно-тематическое планирование курса:

«ЛУЧ СВЕТА в темном царстве». (15ч)

№ п/п

 

Тема. Форма занятия

Вид деятельности учащихся

Кол-во

часов

Свет. Источники света.

1

Введение. Лекция-диалог. Демонстрационный эксперимент. Работа с дополнительными источниками информации.

Находить информацию из дополнительных источников.

 

1

Прямолинейное распространение света

2

Лекция-диалог. Практическая работа: Изготовление портрета методом силуэтной живописи.

Объяснять образование тени, затмений. Изготавливать портрет

 

2

3

Практическая работа: Моделирование камеры-обскуры.

Изготовление камеры-обскуры

Отражение света. Зеркала.

4

Фронтальные опыты по проверке законов отражения света. Урок-исследование.

Постановка опытов. Получать многократные отражения.

 

3

 

5

Исследовательская работа: «В королевстве кривых зеркал». Анализ отрывков из художественных произведений. Использование аналогий при построении изображений в зеркале.

Анализировать отрывки из художественных произведений. Строить изображения в сферических зеркалах.

6

Смотр знаний.

Участвовать в смотре знаний

Преломление света.

7

Фронтальные опыты: Исследование хода луча в призме и пластине.

Провести исследования хода луча в призме и пластине с плоскопараллельными гранями и сделать вывод.

 

 

    2

8

Семинар: Изучение полного отражения света, применение знаний для построения изображений в оптических системах; объяснение явления миража; применение волоконной оптики.

Работать в группах на семинарском занятии, выступать с презентациями. Участвовать в постановке фронтальных опытов.

Видимое излучение.

9

Демонстрационный эксперимент по изучению состава белого света. Дисперсия.

Наблюдать спектр белого света. Использовать межпредметные связи при изучении разнообразия цветов и их оттенков.

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Цвет в природе и живописи. Моделирование цветов.

Составлять рисунки по моделированию цветов, Показ мод.

11

 

Практическая работа: Наблюдение интерференции и дифракции света.

Наблюдать интерференцию и дифракцию света. Делать выводы.

Глаз.

12

Исследовательская работа: Изучение строения глаза как оптического аппарата и как органа зрения. Близорукость и дальнозоркость, способы их

исправления.

исправления.

 

Работать с таблицами, учебником, с анатомической моделью глаза.

 

2

 

 

 

 

13

Семинар. Как мы видим? Зрение двумя глазами. Ночное и дневное зрение. Инерция зрения. Зрительные иллюзии. Гало.

Работать в группах, выступать с презентациями, работать с таблицами.

Оптика в загадках, пословицах, поговорках.

 

14

Защита творческих работ.

Защита презентаций; работа с дополнительными

источниками информации. Объяснять пословицы.

 

 

 

 

 

 

         Иииии информации источниками информации

 

1

 

 

Итоговый контроль.

 

15

Урок-викторина

Индивидуальная работа.

1


5. Информационно-методическое обеспечение.

Литература для учащихся.

1. А. Е. Марон, Е. А. Марон «Физика». 8 класс. Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2004
2. М.А. Ушаков и др. Таблицы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. – М.: Дрофа, 2011

3. П. И. Самойленко, А. В. Сергеев «Физика в кроссвордах». Научно-популярное издание. – М.: Дрофа, 2006

4. А. В. Перышкин. Физика. 8 класс. – М.: Дрофа, 2009

5. М.И. Блудов. Беседы по физике. Кн.2. – М.: Просвещение, 1985

6. М.Г. Кириллова. Книга для чтения по физике. – М.: Просвещение, 1986

7. А.В. Перышкин, В.П. Чемакин. Факультативный курс физики. – М.: Просвещение, 1980

8. Дополнительная информация (Интернет, учебная литература по биологии, химии, литературе).

 

Литература для учителя.

1. Буров В.А., Зворыкин Б.С., Кузьмин А.П. и др.; Под редакцией

Покровского А.А. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч. 2. //Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979.

2. Головнер В.Н. Химия и цвет.//Химия в школе.1999. №1.

3.Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. – М.: Просвещение,1985

4. Ланина И.Я. Не уроком единым.//Развитие интереса к физике. – М.:, Просвещение,1991

5. «Оптическая защита» современных банкнот. Физика в школе. 2005. №1.

6. Перельман Я.И. Занимательная физика. Кн.1,2. – М.: Наука, 1971

7. События и факты из мира науки и техники. Физика в школе. 2002. №1.

8. Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике. 7-11 класс. Физика в художественной литературе. – М.: Просвещение, 1996.

9. Тульчинский М.Е. Сборник качественных задач по физике. – М.: Просвещение,1965

10. Дж. Уокер. Физический фейерверк.// Вопросы и ответы по физике. – М.: Мир, 1979.

11. Андерсен Х.К. Снежная королева.//Сказки и истории. – М.: Правда,1989

12. Гегель Г.В.Ф. Соч. Т.4. Система науки. Ч.1. Феноменология духа. – М.: Л.: АН СССР, 1959.

13. Нерваль Ж. де. Король шутов // Вечная война. – М.: OctoPrint, 1994.

14. Данюшенков В.С., Коршунова О.В. Эмоциональные ситуации как средство реализации индивидуально-ориентированного обучения физике //Физика в школе. 2003. №7.

 

Заключение

Элективный курс в сфере личностно-ориентированного обучения решает следующие задачи:

- удовлетворение познавательных интересов школьников;

- проба специфических видов деятельности, присущих определенному предмету или образовательной области;

- оценка учащимися своих способностей и возможностей.

Поэтому от данного курса, я ожидаю, что ученик, попробовав себя в специфических видах деятельности, присущих физике (планирование, проведение эксперимента и обработка полученных результатов, решение экспериментальных и качественных задач) ответит на вопросы: «Хочу ли я изучать физику как профильный предмет?», «Могу ли я изучать физику на более высоком уровне?», «Каких умений и навыков мне не хватает, для того, чтобы изучать физику на профильном уровне?», «Как я могу улучшить свои показатели?», «Где бы я хотел получать профильное образование по физике?» и т.д.

Я надеюсь, что содержание курса, построенного в рамках личностно-ориентированного обучения, будет развивать положительную учебную мотивацию учеников, способствовать их развитию и самосовершенствованию.

Поиск

Поделиться:

Физика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Химия

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ОГЭ и ЕГЭ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Педагогическая копилка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Школьный психолог

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Переменка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru