Инструкция по запоминанию столиц Европы
1. «Переведите» с ребенком названия стран из абстрактных понятий в образные.
Для этого подберите к названию государства прямую ассоциацию или картинку, напоминающую о нём, если есть опыт посещения. Италия - родина пасты, макарон; Испания известна корридой. Значит, картинкой-ассоциацией для первой страны могут стать спагетти, а для второй - тореадор с быком.
В большинстве случаев для названий берутся ассоциации по созвучию слов. Например, «БЕЛОруссия» похожа на имя сказочного персонажа - «БЕЛОснежка», «ШВЕЙцария» стрекочет как «ШВЕЙная машинка», «МАЛьта» напоминает «МАЛину».
На карточках для запоминания вы найдете готовые звуковые и прямые ассоциации к названиям стран.
2. Достаньте и покажите ребенку один лист с карточками-ассоциациями.
3. Попросите ребенка представить нарисованную картинку и несколько раз проговорить вслух название страны.
Например, на карточке мы видим название «Финляндия» и картинку-ассоциацию - филина. Представляем птицу - она хлопает крыльями и ухает, а вслух проговариваем: «Финляндия, Финляндия, Финляндия».
Или на карточке мы видим название «Швейцария» и картинку-ассоциацию - швейную машинку. Представляем устройство - оно жужжит и стрекочет, а вслух проговариваем: «Швейцария, Швейцария, Швейцария».
Обратите внимание!
Если ребенок действительно рисует в воображении картинку, то его глазки автоматически поднимаются вверх. На «игру-представление» должно уходить примерно 15-20 секунд (не менее). Примерно столько времени необходимо, чтобы в нашей памяти остался и закрепился образ-след.
4. Раскрасьте картинки-ассоциации названий стран.
5. Еще раз повторите государства, представляя картинки-ассоциации, несколько раз проговаривая вслух названия.
6. Вырежьте карточки по сплошным линиям, согните их по пунктиру.
7. Покажите ребенку названия стран на карточках. Попросите его называть ассоциации.
Правильно названные карточки сложите в одну стопку, остальные - неправильно названные либо названные с какой-либо ошибкой - в другую.
Доучите только те карточки, в которых была допущена ошибка.
Для этого еще раз попросите ребенка представить картинку и не менее трех раз проговорить вслух название страны. Проверьте запоминание таким же способом (разложив карточки в две стопки).
То же самое проделайте «в обратную сторону».
Покажите ребенку картинки-ассоциации и попросите назвать страну.
Выучите один лист с названиям стран так, чтобы на ответ ребенок затрачивал не более двух секунд.
8. Таким же образом выучите названия столиц.
9. Соедините названия стран с названиями столиц. Для этого придумайте рассказ-связку с персонажами-ассоциациями (или воспользуйтесь готовым) (Рассказы-связки к карточкам-ассоциациям).
10. Проверьте результат с помощью карточек. Неправильно названные карточки сложите в одну стопку (для повторения), правильно названные - в другую.
11. Повторите выученный материал через 15-20 минут, а затем через 6-10 часов. Повторяйте этот же материал в течение трех последующих дней.
12. Параллельно можно продолжать изучать страны и столицы других стран. Главное - соблюдать условия:
учим названия стран (так, чтобы ребенок тратил на ответ не более двух секунд);
учим названия столиц (так, чтобы ребенок тратил на ответ не более двух секунд);
соединяем название страны и название столицы;
повторяем выученное через 15-20 минут после запоминания.
Карточки-ассоциации
Рассказы-связки к карточкам-ассоциациям
АВСТРИЯ - ВЕНА: из АВТОБУСА торчит ВЕТКА.
БЕЛЬГИЯ - БРЮССЕЛЬ: рыжая БЕЛКА держит в лапках и рассматривает БРЮКИ.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ - ЛОНДОН: в руль ВЕЛОСИПЕДА вцепилась ЛОЖКА и не дает ему ехать.
ГЕРМАНИЯ - БЕРЛИН: СУПЕРГЕРОЙ летит в воздухе и ловит одной рукой БЕРЕТ.
БЕЛОРУССИЯ - МИНСК: БЕЛОСНЕЖКА идет по улице и ведет за руку МЕДВЕЖОНКА.
НИДЕРЛАНДЫ - АМСТЕРДАМ: от катушки протянута НИТКА, она опутывает и режет АПЕЛЬСИН, из него вытекает сок.
РОССИЯ - МОСКВА: огромная РОЗА выныривает из реки и пытается забраться на МОСТ, зацепившись за него стеблем.
ФИНЛЯНДИЯ - ХЕЛЬСИНКИ: ФИЛИН открывает ХОЛОДИЛЬНИК и заглядывает внутрь.
ПОЛЬША - ВАРШАВА: ПОЛОТЕНЦЕМ вытираются ВАРЕНИКИ. Из вареника выпадает начинка, полотенце недовольно фыркает.
ФРАНЦИЯ - ПАРИЖ: ФРИКАДЕЛЬКИ летят на ПАРАШЮТЕ и весело кричат.
ШВЕЙЦАРИЯ - БЕРН: ШВЕЙНАЯ МАШИНА стоит в лесу, сквозь нее проросли корни БЕРЕЗЫ.
ГРЕЦИЯ - АФИНЫ: злые ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ срывают с тумбы АФИШУ.
ЭСТОНИЯ - ТАЛЛИН: ЭСКИМО тащит за дуло ТАНК.
ЛИТВА - ВИЛЬНЮС: ЛИСТ проткнули ВИЛКОЙ.
НОРВЕГИЯ - ОСЛО: из НОРЫ выглядывает ОСЛИК.
ВАТИКАН - ВАТИКАН: две ВАТРУШКИ держатся друг за дружку.
ИТАЛИЯ - РИМ: в тарелку с МАКАРОНАМИ попал РЕМЕНЬ и намотался вместе с ними на вилку.
ИСЛАНДИЯ - РЕЙКЬЯВИК: ИСКРА скачет по РЕЛЬСАМ
ДАНИЯ - КОПЕНГАГЕН: из двери ДОМА торчит КОПЫТО.
ШВЕЦИЯ - СТОКГОЛЬМ: ШВЕЙЦАР открывает дверь, оттуда выходит огромный СТАКАН, застревает в проходе и остается так стоять.
СЕРБИЯ - БЕЛГРАД: огромные СЕРЕЖКИ схватили за хвост БЕГЕМОТА и скачут за ним.
АНДОРРА - АНДОРРА-ЛА-ВЕЛЬЯ: АНТЕННА обнимается со второй АНТЕННОЙ, которая обмахивается веером.
СЛОВАКИЯ - БРАТИСЛАВА: огромный боевой СЛОН держит в хоботе одно БРЕВНО и разбивает им кучу бревен, преграждающих ему путь.
ВЕНГРИЯ - БУДАПЕШТ: ВЕНИК пытается вымести БУДИЛЬНИК, который упирается и цепляется ручками.
РУМЫНИЯ - БУХАРЕСТ: РУЛЬ врезался в БУДКУ и застрял в ней.
ЛИХТЕНШТЕЙН - ВАДУЦ: ЛИСА держит в лапках огромную ВАЗУ, заглядывает в нее, пытаясь рассмотреть, что лежит на дне.
МАЛЬТА - ВАЛЛЕТТА: с куста МАЛИНЫ ВАЛЕНКИ собирают ягоды, складывают их прямо внутрь друг дружке.
ИРЛАНДИЯ - ДУБЛИН: веселые ИРИСКИ карабкаются по ДУБУ, прыгают по веткам, висят на дубе вместо листочков.
ХОРВАТИЯ - ЗАГРЕБ: ХОР поет на ЗАМКЕ
УКРАИНА - КИЕВ: УКРОП опутал КИНЖАЛ, прорастает из него.
МОЛДОВА - КИШИНЕВ: МОЛОТОК и КИСТОЧКА прочно связаны веревкой.
ПОРТУГАЛИЯ - ЛИССАБОН: ПОРТФЕЛЬ плотно набит грибами ЛИСИЧКАМИ, которые вываливаются из него.
СЛОВЕНИЯ - ЛЮБЛЯНА: СЛОН на ВЕЛОСИПЕДЕ стреляет из ЛУКА СЕРДЕЧКАМИ.
ЛЮКСЕМБУРГ - ЛЮКСЕМБУРГ: две ЛЮСТРЫ качаются рядом и стучатся друг о друга лампами.
ИСПАНИЯ - МАДРИД: на КОРРИДЕ тореадор держит в руках МАГНИТ, которым тянет к себе быка.
МОНАКО - МОНАКО: две МОРКОВКИ дерутся и тянут друг друга за хвостики.
ЧЕХИЯ-ПРАГА: на ЧЕШКИ прицепили ПРИЩЕПКИ.
ЛАТВИЯ - РИГА: в ЛАСТЫ вцепилась зубами хищная РЫБА.
САН-МАРИНО - САН-МАРИНО: два САНТА КЛАУСА держатся за руки и поют песенку.
БОСНИЯ и ГЕРЦЕГОВИНА - САРАЕВО: в длинной БОРОДЕ ГЕРЦОГА запуталась связка САРДЕЛЕК.
МАКЕДОНИЯ - СКОПЬЕ: в лист МАКА вцепился СКОРПИОН, хочет наклонить цветок и понюхать его.
БОЛГАРИЯ - СОФИЯ: из огромного БОЛГАРСКОГО ПЕРЦА как из будки вылезает СОБАКА.
АЛБАНИЯ - ТИРАНА: АЛЛАДИН ведет на поводке ТИГРА.
ЧЕРНОГОРИЯ - ПОДГОРИЦА: ЧЕРЕПАХА ползет на ГОРУ, в лапках несет большую и мягкую ПОДУШКУ