Основное меню

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Начальные классы

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Русский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Литература

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Английский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

История

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Обществознание

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Биология

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

География

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Математика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

 

В самой формулировке темы есть некоторое преувеличение, цель которого – привлечь внимание к скрытым возможностям нашего предмета.

Психотерапия (от греческого psyche – душа и therapeia – лечение) – это область практического применения психологических методов и средств для решения разных форм психологических проблем. Конечно, я никогда не возьму на себя смелость утверждать, что на уроке языка можно лечить психологические отклонения и психосоматические заболевания, но решать психологические проблемы, предупреждать их появление – вполне реально.

Психотерапия – это, в первую очередь, лечение словом. В процессе словесного взаимодействия между психотерапевтом и клиентом осуществляется поиск и выявление внутренних скрытых смыслов, лежащих в основе тех или иных психологических проблем.

Психотерапевт должен прежде всего уметь выслушивать своего клиента. Учитель иностранного языка чаще, чем его коллеги, выступает в аналогичной роли. И поскольку во главу угла мы ставим обучение спонтанной речи, то, если возникает ситуация, когда у моих учеников есть тема, которая их волнует, можно позволить себе забыть о плане урока и слушать и говорить с ними, радуясь тому, что они говорят вне программы.

Почему учителю иностранного языка так важно обладать достаточно высоким уровнем психологической грамотности? Приведу лишь несколько аргументов.

• При коммуникативном подходе урок французского языка – это урок общения, а его невозможно построить продуктивно без учета психологии.

• Установлено, что существует взаимосвязь (корреляция) между уровнем самооценки и уровнем коммуникативной компетентности (чем выше уровень самооценки, тем выше уровень коммуникативной компетентности), низкая самооценка рождает скованность, закомплексованность ведет к «ошибкобоязни». Стало быть, для успешного обучения языку учитель обязан постоянно заботиться о повышении самооценки ученика, т.е. непосредственно вести своего рода психотерапевтическую коррекцию.

• Чтобы наши уроки были продуктивными, необходимо создавать благоприятную атмосферу. Само снижение уровня тревожности уже есть профилактика страхов, фобий и предполагает опять-таки применение приемов психотерапии. (Уже одно преодоление распространенного «Я не могу говорить при классе, я сделаю ошибку, я забуду слова, я плохо произнесу» дорогого стоит).

• Поскольку урок языка – это урок общения, то мы становимся невольными получателями неформальной информации. Наверное, вы тоже заметили, что, с одной стороны, наши ученики стали свободнее, смелее: сегодня они говорят то, чего раньше никогда не осмелились бы сказать учителю. С другой стороны, иностранный язык своего рода «маска», «роль». Говоря на чужом языке, ребенок как бы находится «под защитой» иностранной речи, что имеет особый, положительный эффект: нам рассказывают очень многое из того, что скрыто от других учителей. Если при этом стиль нашего общения доверительный, дружеский, то мы становимся доверенными лицами. Для психологического здоровья ребенку очень важно иметь среди взрослых такого доверителя.

Общение до общения или Невербальное общение

Общение начинается до того, как сказаны первые слова, поскольку за нас говорят невербальные средства общения.

Невербальный язык – вид общения, когда не используются слова. Мимика, жесты, интонации – важнейшая часть общения. Временами с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Австралийский специалист по языку телодвижений А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации; с помощью звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т. п.) – 38 %; с помощью мимики, жестов (невербальное общение) – 55 %. Иными словами, можно сказать, что важно не что говорится, а как это говорится.

С маленькими учениками, когда мы стремимся к беспереводному общению на уроке, язык мимики и жестов выступает в роли переводчика. « Ouvrez vos cahiers… », говорит учитель и «переводит» сказанное жестом.

Учитель иностранного языка должен формировать у учащихся умение учитывать в общении этот самый невербальный компонент, т.к. в общении с носителями языка это очень важно. Обратим внимание, на то, что современные зарубежные УМК демонстрируют «язык» жестов в виде картинок в разделе практического страноведения.

Упражнение 1

Предлагаю упражнение на развитие ярких, живых, образных, понятных жестов! Это упражнение одновременно выступит и в качестве момента релаксации на уроке.

Угадай слово

В игре один показывающий, а остальные – отгадывающие.

Задача показывающего – без слов, только с помощью жестов показать то или иное слово.

Кто-то из зала тихонько шепчет слово показывающему, а потом с удовольствием наблюдает, как показывающий «мучается». Иногда загадывается не слово, а фраза, пословица или строчка из песни. Вариаций может быть много. Задача отгадывающих – назвать слово, которое скрывается за этой пантомимой. Начинать можно с самых первых уроков: salut, bonjour, au revoir, levez-vous, asseyez-vous, ouvrez vos cahiers!

Упражнение 2

Простое слово «да» в зависимости от интонации, мимики и прочих телодвижений может обозначать:

Да, конечно.
Я подумаю.
Да! Да! Да!
Как вы могли обо мне такое подумать!
Ни за что.
Скорее всего, нет, но у вас есть шанс переубедить меня.

Задание: произнести слово, чтобы выразить определенный нюанс, а группа попытается угадать, что должно было быть выражено. Таких слов может быть найдено немало: peut-être, jamais, je n’en sais rien.

Условно, можно разделить всю невербалику на две большие части: это то, что мы передаем телом (Язык Тела) и Голос. В Язык Тела входят: движение рукой, покачивание ногой, поза, улыбка, нахмуренные брови, частое дыхание, покраснение кожи. К Голосу относится все то, что вы можете передать при его помощи: крик, шепот, разные междометия (о-о-о, ух), цыканье, повышенный тон и т.д.

Учителю важно с одной стороны, уметь «считывать» эмоции с тела ученика, а с другой стороны – уметь слушать.

Вспоминаю в связи с этим рыженького Мишу. Ему только исполнилось шесть, когда он начал ходить на подготовительные курсы. Однажды, я задала ему вопрос и вдруг увидела, как он становится пунцовым, потом резко бледнеет, и снова краска заливает его лицо. Хорошо, что я быстро сообразила, что он просто забыл нужное ему слово. Было вполне достаточным сказать: «Спокойно! Ты имеешь право ничего не знать и не помнить!», чтобы он, глубоко вздохнув, выпалил то, что уже сидело где-то в глубине сознания, но от волнения не приходило на язык. Позже я прочитала, что рыжеволосые люди особо чувствительны. А дальнейшее общение с мальчиком показало, что он очень не уверен в себе и ему остро требуется поддержка взрослого.

Маленьким ученикам очень важен тактильный контакт. Каждый раз, когда это уместно, подойдите к ученику, ласково положите ему руку на плечо, шепните на ушко что-то ободряющее. Проверено практикой: эти банальные жесты очень важны.

Учтите, что отличие невербального общения от вербального состоит в том, что информация передается даже тогда, когда собеседник слушает: он кивает головой, улыбается, вздыхает, поддакивает.

Так что, если хотите, чтобы вас воспринимали как «хорошего собеседника» научитесь слушать, то есть невербально поддерживать говорящего. Кивок головы, улыбка, предупреждение ошибки поднятием бровей, жест рукой, показывающий, что все хорошо.

В каких ситуациях мы выступаем на уроке в роли слушателя? Конечно, когда дети что-то отвечают, рассказывают. Чтобы научить правильной речи, мы вынуждены исправлять ошибки. Вторгаться в речь ученика – неверно, а чтобы исправлять ошибки после высказывания, нужно их записать. Учитель, который фиксирует ошибки во время ответа ученика, воспринимается многими детьми почти болезненно. Что же делать? Во-первых, стоит попытаться изменить отношение учеников к исправлению ошибок. Во-вторых, исправлять лишь значимые, типичные ошибки. Поскольку мы постоянно выслушиваем наших учеников, то умение быть активным, заинтересованным слушателем может стимулировать у них желание говорить.

Не забудем в конце урока поблагодарить детей за активное участие, хорошую мысль, смелость. Очень важно при этом показать, что вы видите не группу в целом, а каждого отдельного ученика.

Упражнение 3

Это упражнение развивает умение понимать мимику. «Водящий» изображает чувство, или состояние, а группа угадывает и «вербализует». Поскольку можно порой интерпретировать одно и то же по-разному, то и версий может быть несколько:

il a peur – il a le trac – il pаnique – il a une peur bleue.

Это упражнение поможет и в развитии воображения и речи: Il a peur. Et de quoi il a peur ? Que vouvez-vous dire pour le rassurer ?

Успешность общения учителя и ученика во многом зависит от их самовосприятия «Я-концепция»

Начать нужно с собственного самовосприятия и учителя, и ученика.

«Я-концепция», или каким я вижу самого себя, каким видят меня другие, каким бы я хотел видеть себя в будущем, каким я себя представляю в прошлом – все это постоянно пребывает в сознании человека.

Позитивная «Я-концепция» учителя – это одно из ведущих условий формирования позитивной «Я-концепции» ученика. От педагога требуется полная осведомленность о состоянии этой концепции у учащихся.

Излишняя возбудимость, или, наоборот, заторможенность свидетельствуют часто о тревожности. Тревожность всегда имеет в основе внутренний конфликт (противоречивость требований взрослых, завышенные ожидания от ребенка, нестабильная система отношений в семье).

Школьная тревожность провоцируется, прежде всего, тремя параметрами:

страх ситуации проверки знаний,

страх самовыражения,

страх несоответствия ожиданиям окружающих.

Приведу в качестве иллюстрации запомнившийся мне надолго эпизод. Второклассница Катя испытывала определенные сложности в освоении правил чтения. Как-то на уроке, открыв вместе с детьми учебник, я перевела на нее взгляд и тут же услышала: «И не смотрите на меня так, я первой читать не буду!». Сам выбор слов показывал мне, что девочка ощущает себя жертвой, а учителя – в качестве грозного коршуна, от которого исходит опасность. Учительская улыбка смягчила ситуацию, заверение в том, что она сегодня читать будет последней, ослабили внутреннее напряжение. Девочка справилась с чтением.

Или иная ситуация, которая в последнее время становится не столь уж редкой. Переводишь взгляд на ученика, которого собираешься спросить, а он качает головой: «Нет! Только не меня! Только не сейчас!». Как относиться к этой молчаливой просьбе? Стоит ли понять и пойти навстречу, или не заметить? Однозначного ответа нет. Каждый раз правильный ответ нужно искать и находить в выражении глаз, позе, ситуации. Одному дать поблажку и не вызвать к доске – значит не создать ситуацию преодоления страха (стеснения), и в результате оказать медвежью услугу, а для другого «передышка», предоставленная учителем, это соломинка, протянутая утопающему в трудную минуту.

Успешность общения во многом зависит и от того, насколько человек открыт навстречу другому, приветлив, вежлив, насколько, наконец, он умеет улыбаться. И этому мы тоже можем научить наших учеников на уроках французского языка. Девиз: «Улыбайся жизни, и жизнь улыбнется тебе!» стоит передать нашим ученикам в качестве золотого ключика, который откроет им многие двери.

Доводилось ли вам задумываться над тем, как воспринимается русская речь иностранцами? Наши раскатистое «р», зачастую громкий голос, резкие интонации «слышатся» французами как грубость. Принимая в своей семье французских гостей, я имела не раз случай в этом убедиться. А поскольку и лица наши зачастую имеют более суровое выражение, у гостей складывалось впечатление, что мы… постоянно ругаемся! Помню свой шок, когда я это обнаружила. С тех пор я не забываю учить дружелюбной интонации. Через обучение языку все время обращать внимание на вежливые формы общения: « Veux-tu lire, s’il te plaît ?» « Pourrais-tu m’aider ? ». А еще учить вежливости! Использовать как можно чаще слова: «спасибо», «пожалуйста», «извините».

Но вернемся к теории «Я-концепции», которая была предложена одним из ведущих английских ученых в области психологии и педагогики Р. Бернсом.

Воспитывая ученика способным к самоодобрению, учитель не только создает условия для подкрепления соответствующего поведения, но и обучает ребенка новому набору понятий, характеризующих его личностное «Я».

У младших школьников часто завышенная самооценка. Они еще не могут объективно сравнить результат своего труда с образцом. Мягко формировать объективную самооценку, поможет добрый юмор: «Эта буква едва стоит на ногах, а эта выскочка вылезла за строку. Эта ничего не ела…».

Чтобы формировать позитивную «Я-концепцию» у учеников, педагог должен сам иметь позитивную «Я-концепцию», которая определяется:

твердой убежденностью в импонировании другим людям;

уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности;

чувством собственной значимости;

сопереживанием.

Унылая, злая интонация, постоянное недовольство часто указывают на низкую самооценку. Особенно опасна низкая самооценка, которая выражается в таких высказываниях: «У меня никогда не получится», «Шансов на победу у меня все равно нет», «Меня не любят», «Мне все равно» и т. д.

Негативная «Я-концепция» затрудняет саморазвитие, уводит воспитанника в сторону. Существует реальная возможность посредством организации соответствующих условий жизнедеятельности ребенка влиять на формирование его положительной «Я-концепции»:

Создание важнейшего условия для укрепления уверенности воспитанника в том, что он нравится окружающим его людям, вызывает у них к себе уважение. Поэтому так важно для каждого ученика получать одобрение учителя и группы. Учитель будет скрупулезно формировать умение радоваться успеху другого.

Позитивная «Я-концепция» формируется в результате разнообразных форм успешной деятельности. Именно поэтому школа не должна замыкаться на одном-единственном виде деятельности – учебе.

Учитель стремится к созданию ситуации успеха через связь урока и внеурочной работы! Поэтому в театральных постановках мы стремимся задействовать всех, а не только одаренных учеников. Мы поняли, что театр позволяет освоить стиль иного поведения. И, исходя из педагогических целей, поручаем роли тем, кому они показаны в качестве психологической терапии. Так, Аврору из Спящей красавицы играла девочка, которой очень важно было почувствовать себя не сорванцом, а женственной девушкой. А болезни и ужасы в Синей птице исполнялись учениками, которым французский язык никак не давался. Выучить несколько предложений – было их личным подвигом и вкладом в общее дело класса.

Свобода как возможность и наличие выбора выступает непременным условием формирования положительной «Я-концепции». Необходимо на деле обеспечить учащихся статусом хозяев школьной жизни. Только тогда к растущему человеку может прийти чувство собственной значимости – основы положительных представлений о себе.

Взрослым далеко не всегда легко предоставить детям свободу. Поэтому так важно уметь не пропустить те ситуации, где это можно сделать. Свобода выбора на уроке: « Qu’est-ce que vous voulez chanter ? », « Voulez-vous commencer par la révision des verbes (le contrôle de l’exercice) ou le texte ? ».

Решающая роль при формировании положительной «Я-концепции» принадлежит учителю как организатору воспитательного процесса. Организуя, созидая и поддерживая культурную среду, способствующую самореализации воспитанника, учитель в первую очередь заботится о создании благоприятных представлений воспитанника о себе, одновременно обеспечивая адекватность этих представлений, которые определяются успехами в разнообразных видах деятельности.

Стиль общения учителя

Исследования показывают, что стиль общения учителя серьезно влияет на климат в коллективе, на то, как часто возникают и разрешаются конфликты в среде ребят, а также между учителем и учениками. От стиля во многом зависит эмоциональное самочувствие учеников, психологический климат коллектива.

В стиле общения находят выражение:

– особенности коммуникативных возможностей педагога;

– сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

– творческая индивидуальность педагога;

– особенности ученического коллектива.

Психологи выделяют следующие стили педагогического общения:

– общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;

– общение на основе дружеского расположения;

– общение-дистанция;

– общение-устрашение;

– общение-заигрывание.

Самым плодотворным является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля лежит единство высокого профессионализма педагога и его этических установок.

Увлеченность совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом.

Продуктивным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Дружеское расположение – важнейший регулятор делового педагогического общения. Это стимулятор развития и плодотворности взаимоотношений педагога с учащимися. Но необходимо отметить, что «дружественность» должна иметь меру и быть педагогически целесообразной, не переходить в панибратство.

Несомненным плюсом этого стиля для учителя иностранного языка будет то, что детям интересно общаться, они хотят обсуждать проблемы, они задают вопросы, они открыты. Но не будем забывать, что это далеко не всегда легко учителю, так как требует от него соучастия в решении личных проблем его учеников.

Распространенным является общение-дистанция. Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает творческий уровень совместной работы педагога и учащегося и зачастую ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми. Дистанция должна существовать. Она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Иначе эта позиция чревата потерей эффективной коммуникации, так как является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение. Этот стиль общения исследователи связывают в основном с неумением организовывать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. К нему иногда обращаются начинающие учителя. Продуктивное общение сформировать достаточно трудно, а молодые преподаватели нередко идут по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.

Не менее отрицательную роль в работе с детьми, играет и общение-заигрывание. Этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения.

Американский психотерапевт Э. Шостром дает советы учителям, стремящимся к диалогу:

Надо терпеливо и до конца выслушать вопрос.

Полезно переспросить и ответить сразу, не откладывая его на следующий раз.

Ответ должен быть всегда шире вопроса, позволять посмотреть на проблему с другой стороны.

Ответ не должен быть поспешным, это обижает и задевает того, для кого он является важным.

Ученики не всегда задают вопрос затем, чтобы получить на него точный ответ. Им важно показать свое умение думать, свои знания.

Диалог позволяет перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению. Диалог – это равноправное общение и саморазвитие партнера по общению.

Правила взаимоотношений при диалоге:

Учет чувств, желаний и физического состояния, которое партнер испытывает в данный момент.

Безоценочное восприятие личности партнера, доверие к его намерениям.

Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.

Содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения).

Персонификация – презентация своих чувств и желаний.

Таким образом, диалог, который подразумевает субъектную позицию обучающегося, может обеспечить развитие и саморазвитие его личности.

Предотвращение профессионального сгорания

Психологическая грамотность учителя предполагает, что он умеет поддерживать собственное психологическое здоровье, предотвращать профессиональное сгорание.

Как избежать стресса и сохранить свое психическое здоровье?

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, проявляющихся в перенапряжении, переутомлении, состоянии эмоционального сгорания.

Как проявляется синдром эмоционального сгорания? Человек испытывает:

раздражительность;

разочарование;

обиду;

досаду;

апатию;

подавленность;

беспомощность;

угнетенность;

опустошенность;

горечь;

отчаяние;

безысходность.

При эмоциональном сгорании налицо все три фазы стресса.

Во-первых, нервное напряжение, которое сопровождается следующими симптомами: переживания психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенности собой, тревоги и депрессии.

Во-вторых, сопротивление, во время которого человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. В данный период проявляются следующие симптомы: неадекватное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, выборочное выполнение профессиональных функций.

В-третьих, истощение, характеризующееся оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса.

Таким образом, есть вероятность, что подверженный данному синдрому учитель окажется истощенным не только психически, но и физически. Работа для него станет бременем, которое он не в состоянии нести.

Что сделать для профилактики этого тяжелого состояния? Вот несколько советов.

1. Планируйте свои дела, четко определяя краткосрочные и долгосрочные цели.

2. Обязательно используйте тайм-ауты, т. е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

3. Не переставая, овладевайте навыками саморегуляции.

Овладение приемами релаксации, определением целей, положительной внутренней речью способствуют снижения уровня стресса. Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.

4. Профессиональное развитие и самосовершенствование, сотрудничество с представителями других служб дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива.

5. Избегайте ненужной конкуренции.

В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального сгорания.

6. Стремитесь к эмоциональному неформальному общению.

7. Поддерживайте хорошую физическую форму.

8. Старайтесь хорошо выглядеть. Учитель – профессия публичная. А поскольку мы преподаем французский язык, то надо пытаться выглядеть не просто привлекательной, но и нести в себе частичку французского шарма. Так, чтобы среди ваших коллег вас сразу можно было выделить как учителя французского языка. «Вот идет наша француженка». Если о вас говорят так, вы достигли своей цели.

Приведем примеры некоторых релаксационных упражнений, которые помогут оставаться в хорошей психической форме.

Путешествие в прошлое

Вспомните тот период времени, когда вы были спокойны, расслаблены, ощущали гармонию с самим собой и окружающими. Например, речь может идти о путешествии на море, о походе в горы, об экскурсии. Вспомните ваши ощущения относительно всех каналов восприятия информации: визуальный (что вы видите), аудиальный (какие звуки вам вспоминаются), кинестетический (что вы ощущаете). Каждый раз при воспоминании у вас возникают соответствующие ощущения. Скажите себе: этот образ вызывает во мне состояние умиротворения, спокойствия, расслабленности.

Пусть путешествие в прошлое продолжается до тех пор, пока оно доставляет вам удовольствие. Осуществляйте такие путешествия как можно чаще, когда вам нужно отдохнуть после серьезной травмирующей ситуацией или перед трудным делом.

Синдром Джелло

Это техника расслабления мышц. Суть метода – последовательное расслабление всех мышц тела от пальцев ног до макушки. Представляйте себе, как при расслаблении из вашего тела постепенно уходит напряжение.

Закройте глаза. Думайте о том, что все мышцы вашего тела расслабляются.

Сожмите кисти рук в кулаки – расслабьтесь.

Сожмите руки в локтевых суставах до полного напряжения – выпрямите руки и расслабьтесь.

Вытяните руки вдоль тела и расслабьте их.

Сведите лопатки – расслабьте их.

Нахмурьте брови – расслабьте мышцы лица.

Крепко зажмурьтесь – расслабьте веки.

Плотно сожмите губы – расслабьтесь.

Отведите голову назад – наклоните голову вперед – расслабьте шею.

Выгните спину – расслабьтесь.

Вытяните живот, напрягите его – расслабьтесь.

Напрягите ягодичные мышцы – расслабьтесь.

Согните ноги в коленях – расслабьте.

Подожмите пальцы ног – расслабьтесь.

При расслаблении следите за своим дыханием, оно должно быть глубоким и размеренным.

Окоп Трумэна

Когда Трумэна спрашивали, как он смог сохранить свои жизненные силы, он отвечал: «У меня есть окоп для ума».

Закройте глаза и расслабьтесь. Представьте себя в каком-нибудь приятном для себя месте: в лесу, на море, в саду, в горах. Создайте яркую картину этого образа: в цвете, звуках, запахах, ощущениях.

Теперь это будет ваше особое местечко. При желании необходимо просто закрыть глаза и уединиться в вашем убежище.

«Звуковая гимнастика»

Спокойное, расслабленное состояние, стоя. С выпрямленной спиной.

Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Пропеваем следующие звуки:

А – воздействует благотворно на весь организм.

Е – воздействует на щитовидную железу.

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши.

О – воздействует на сердце, легкие.

У – воздействует на органы, расположенные в области живота.

Я – воздействует на работу всего организма.

М – воздействует на работу всего организма.

Х – помогает очищению всего организма.

ХА – помогает повысить настроение.

Способы избавления от чувства вины

1. Постарайтесь позитивно относиться к жизни.

Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений. Если нахлынут негативные мысли, постарайтесь тут же переключиться на что-то приятное.

2. Относитесь к себе с уважением. Составьте список своих достоинств. Убедите себя в том, что вы имеете таковые.

3. Не секрет, что наши руководители постоянно говорят нам о том, что мы должны и про то, что мы не дорабатываем. Помните, что это способ манипулировать нашим сознанием. Лозунг, существующий с советских времен, что все равны и научить на «три» можно любого, далеко не всегда соответствует действительности.

4. Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние.

5. Позвольте себе: не выполнить, не успеть, не послушаться.

6. Всегда помните, что «нельзя объять необъятное».

7. Учитесь ценить то, что вы имеете, наслаждайтесь жизнью «здесь и сейчас».

8. Помните, что ваше профессиональное «Я» – лишь часть вашей личности. Вы принадлежите не только школе, но и своим близким, самим себе. Не позволяйте профессиональному «Я» слишком разрастаться.

В стрессовой ситуации

Если вы все-таки оказались в стрессовой ситуации, то вот некоторые советы, которые могут помочь выйти из этого состояния:

1. Противострессовое дыхание.

Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее.

Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние.

3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Медленно, не торопясь, мысленно переберите все предметы, один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов…» и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от напряжения.

4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс.

5. Займитесь какой-нибудь деятельностью, все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Любая деятельность и особенно физический труд в стрессовой ситуации играет роль громоотвода – помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

6. Включите успокаивающую музыку.

7. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская.

8. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком.

9. Примите (если есть такая возможность) горячую ванну. Горячая вода восстанавливает циркуляцию крови.

Если же рядом нет ванны, то можно просто подержать руки под струей горячей воды из крана до тех пор, пока вы не почувствуете, что напряжение уходит. К тому же проточная вода «смывает» накапливающуюся в человеке «отрицательную», вредную для его здоровья энергию.

9 профилактических правил для педагогов и не только...

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Ученые не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть в «стрессовый плен».

Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте, прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе!

Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.

Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались.

Пейте побольше воды. Для того чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1,5 литра в день.

По меньшей мере раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно, к примеру, «чуть-чуть» нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким или ложитесь спать раньше либо позже, чем обычно). Следить за собой необходимо, но когда это делается слишком серьезно, можно опасаться того, что вы станете ипохондриком.

Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.

Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться за город и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.

Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью. Сегодня во Франции идет кампания по приучению французов потреблять не менее 7 овощей и фруктов в день. Попытайтесь следовать этому правилу здорового питания.

Купите (если у вас еще нет такого) телефонный аппарат с записывающим устройством (или так называемый АОН, высвечивающий или сообщающий голосом номер звонящего). Это позволит вам не дергаться из-за каждого звонка и сохранять действительно нужную для вас информацию.

Не очень сложные приемы, согласитесь? Но следование им обязательно убережет вас от многих тяжелых стрессов. Желаем вам успехов!

Поиск

Поделиться:

Информатика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Физика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Химия

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ОГЭ и ЕГЭ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Педагогическая копилка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Переменка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru