Начальные классы

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Разработки уроков

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Русский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Литература

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Английский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Немецкий язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Французский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

История

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Биология

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

География

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

 

Автор: Иванова Елена Егоровна

        

Пояснительная записка
 

Программа факультативного курса «Секреты языка художественного текста» составлена на основе программы спецкурса «Уроки словесности» (7-9 классы) Львовой С.И. и рассчитана на 34-часовое изучение (1 час в неделю) учащимися 8-х классов.

Факультативный курс предусматривает более глубокое овладение рядом понятий, которые хоть и изучаются на уроках русского языка и литературы, но не рассматриваются в достаточно полном объёме, и организует систематическое наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы.

Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие языковые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Учащиеся учатся видеть и слышать красоту родного языка, понимать, какими изобразительными средствами она достигается.

Таким образом, цель данного факультативного курса заключается в обучении учащихся использованию языковых средств в процессе коммуникации для выражения замысла своей речи, а также точному и адекватному пониманию чужих высказываний на основе анализа речевых средств выразительности.


Задачи факультативного курса:

1) углубление знаний о лингвистике как науке; о языке как многофункциональной развивающейся системе; о взаимосвязи основных уровней и единиц языка; об изобразительных возможностях разных языковых уровней;

2) формирование чувства языка и способности тонко понимать художественный текст как явление искусства слова;

3) овладение навыками лингвистического анализа художественного текста;

4) развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения как к части русской национальной культуры;

5) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делая её правильной и точной;

6) воспитание культуры чтения, выработка умения понимать и ценить художественную литературу как важнейшую часть общечеловеческой культуры;

7) подготовка учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме.

 

      

Объектом анализа последовательно являются все уровни языка: фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический. Используемый на занятиях анализ теста как основной вид работы должен обеспечить понимание художественного произведения. И чем богаче знания учеников о языковой природе эстетического эффекта, тем глубже их понимание, тем сильнее проявляется способность к сопереживанию, тем настойчивее созревает и укрепляется потребность к речевому самосовершенствованию.

В ходе занятий ученики знакомятся с наиболее употребительными языковыми приёмами, использующими те удивительные возможности, которые представляют разные уровни языка: фонетическая система, графическая, орфографическая, словообразовательная, лексическая, морфологическая, синтаксическая. Постепенно школьники овладевают комплексным анализом художественного текста. Структуру такого анализа можно выразить в форме плана следующим образом:

- тема текста;

- основные образы;

- идея;

- особенности композиции;

- фонетико-интонационные особенности текста;

- особенности графического, орфографического, пунктуационного оформления текста;

- анализ экспрессивных средств словообразования;

- лексические образные средства;

- грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительности текста.

 

Особенностью данного курса является и его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать звучащую речь и печатное слово; грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме свои собственные мысли, учитывая условия общения.

Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность, преемственность и перспективность.

Основной формой работы является практикум, формой контроля знаний - лингвистический анализ текста.

 

После изучения факультативного курса «Секреты языка художественного текста» учащиеся должны:

- знать основные сведения о языке как развивающемся явлении и как части духовной культуры русского народа;

- знать определения языковых понятий, предусмотренных программой, изобразительно-выразительные средства разных языковых уровней и способы их создания;

- понимать эстетическую ценность художественного текста, своеобразие языка писателя;

- вступать в «диалог» с писателем, понимать авторский замысел;

- создавать собственный текст на основе анализируемого текста.

 

 

Программа факультативного курса

«Секреты языка художественного текста»

 

I. О русском языке. (1 ч.)

 

Русский язык среди других языков мира. Писатели, поэты и учёные о богатстве и выразительности русского языка.

 

II. Фонетические образные средства. (9 ч.)

 

Звуковая     организация художественного текста. Аллитерация. Ассонанс. Смысловая функция звукописи. Приём звукоподражания. Тавтограммы, палиндромы, скороговорки как формы игрового словесного искусства, построенные на эффекте фонетического повтора.

Рифма. Виды рифм. Белый стих. Верлибр.

Строфа. Типы строф. Моностих.

Смысловая   функция ударения. Стихотворный размер. Двухсложные и трёхсложные размеры стиха. Дольник. Акцентный стих.

Основные   элементы интонации   и       их смыслоразличительная роль. Изобразительные возможности интонации.

 

III. Изобразительные возможности средств письма: графики, орфографии, пунктуации. (4 ч.)

 

Приёмы усиления образности художественного текса с помощью средств графики.

Акростих. Месостих. Телестих.

Сознательное нарушение орфографических норм как художественный приём.

Пунктуация и смысл высказывания. Стилистические возможности знаков препинания.

 

IV. Изобразительные возможности словообразования. (5 ч.)

 

Русское словообразование. Морфема и её значение.

Приёмы, основанные на значимости морфем: приём семантизации морфем, словообразовательный повтор.

Паронимы. Приём паронимического противопоставления.

Окказионализмы.

 

V. Лексические средства выразительности. (8 ч.)

 

Слово как основная единица языка. Прямое и переносное значение слова. Типы переноса значения: по сходству, по смежности, по функции.

Основные виды тропов: эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, метонимия, синекдоха.

Слова-символы в   поэтической       речи.

Омонимы и похожие на них языковые явления: омофоны, омоформы, омографы. Экспрессивное использование омонимов в тексте.

Синонимы и антонимы. Антитеза и оксюморон и языковые средства из создания.

Устаревшие слова и их виды. Роль в художественной речи.

Стилистическое использование фразеологизмов.

 

VI. Морфологические средства выразительности. (3 ч.)

 

Использование имён существительных в создании метафор, сравнений в художественном тексте. Стилистическое использование грамматической категории падежа имени существительного. Приём «говорящих» фамилий.

Использование прилагательных в создании эпитетов. Роль прилагательных в создании цветовых образов. Краткие и полные прилагательные в художественном тексте.

Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как экспрессивное средство. Приём «обманутого ожидания».

Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Грамматическая категория времени как источник выразительности речи. Использование глаголов в создании олицетворений. Стилистические особенности употребления причастий и деепричастий.

 

VII. Синтаксические средства выразительности. (3 ч.)

 

Экспрессивное использование предложений разного типа.

Стилистические фигуры речи: анаколуф, анафора, антитеза, бессоюзие, многосоюзие, градация, инверсия, риторические вопросы, восклицания, обращения, эллипс, эпифора.

 

VIII. Заключение. (1 ч.)

 

Язык – хранитель эстетических и духовных ценностей народа.

Представление лучших работ учащихся.

 

 

Учебно-тематическое планирование

 

№ п/п

Содержание занятия

Форма занятия

Виды

деятельности учителя

Виды

деятельности ученика

Контроль

ЗУН

1.

«Да будет честь и слава нашему языку…»

Вводное занятие

Рассказ. Беседа с учащимися

Активное слушание. Ответы на вопросы. Работа с высказываниями о русском языке

Ответы на вопросы.

Диагностический срез знаний.

2.

Особенности звуковой организации художественного текста. Звукопись. Виды звуковых повторов

Урок-обобщение

Лекция. Беседа

Выступления

по теме. Ответы на вопросы. Практические задания

Выполнение заданий. Сочинение-миниатюра

3-4.

Звук и смысл

Урок-освоение нового материала

Беседа. Лекция. Задания учащимся

Выступления по теме. Активное слушание. Практические задания

Ответы на вопросы Выполнение заданий.

5.

Рифма. Виды рифм

Урок-освоение нового материала

Беседа. Лекция. Задания учащимся

Устные сообщения. Работа по раздаточному материалу. Практические задания

Ответы на вопросы. Подготовка сообщений. Выполнение заданий

6.

Строфа как объединённые рифмой стихи. Типы строф

Урок-практикум

Беседа. Контроль усвоения

Работа по раздаточному материалу. Устное сообщение

Подготовка сообщения. Ответы на вопросы

7.

Особенности словесного ударения в русском языке. Стихотворный размер

Урок-практикум

Лекция. Задания учащимся

Активное слушание. Выступления по теме. Практические задания. Устное сообщение

Ответы на вопросы. Подготовка сообщения. Выполнение заданий

8-9.

Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы интонации

Урок-освоение нового материала

Беседа. Лекция. Задания учащимся

Устное сообщение. Практические задания

Ответы на вопросы. Подготовка сообщения. Выполнение заданий

10.

Лингвистический анализ стихотворения И.А.Бунина «Люблю цветные стёкла окон…»

Урок

контроля    знаний

Инструктаж, комментарий. Задания на контроль

Письменный анализ стихотворения по предложенному плану

Творческая работа

11-12.

Изобразительные возможности графики

Урок-освоение нового материала

Лекция.

Презентация.

Задания учащимся

Сообщение-презентация,

практические задания.

 

Подготовка сообщения. Выполнение заданий

13.

Изобразительные возможности орфографии

Урок-освоение нового материала

Лекция. Задания учащимся

Активное

слушание,   практические задания

Выполнение заданий

14.

Изобразительные возможности пунктуации

Урок-освоение нового материала

Лекция. Задания учащимся

Составление плана лекции, практические задания, устное сообщение

Подготовка сообщения. Выполнение заданий

15.

Русское словообразование

Урок-обобщение

Беседа. Лекция. Задания учащимся

Ответы на вопросы, практические задания

Вопросы учителя, выполнение заданий

16-17.

Знакомство с изобразительными возможностями русского словообразования

Урок-освоение нового материала

Лекция. Задания учащимся

Активное

слушание,   практические задания

Вопросы учителя. Выполнение заданий

18.

Паронимы. Приём паронимического противопоставления

Урок-освоение нового материала

Лекция. Задания учащимся

Активное

слушание. Запись определений. Практические задания

Выполнение заданий

19.

Окказионализмы

Урок-практикум

Рассказ.

Инструктаж

Устное сообщение. Работа в группах со сборниками поэтов Серебряного века

Подготовка сообщения.

Результаты исследования

20.

Слово как основная единица языка. Прямое и переносное значения слова. Типы переноса значения

Урок-освоение нового материала

Беседа. Лекция. Задания учащимся.

Ответы на вопросы, практические задания

Выполнение заданий

21.

Основные виды тропов

Урок-практикум

Беседа. Задания учащимся

Работа по раздаточному материалу. Запись определений. Ответы на вопросы. Практические задания

Ответы на вопросы. Выполнение заданий

22.

Слова-символы в поэтической речи

Урок-практикум

Лекция. Инструктаж

Запись определения. Работа в группах со стихотворениями С.Есенина

Результаты исследования

23.

Омонимы и похожие на них языковые явления

Урок-освоение нового материала

Беседа. Задания учащимся

Работа по раздаточному материалу. Запись определений. Практические задания

Выполнение заданий

24.

Синонимы и антонимы в художественном тексте

Урок-практикум

Беседа. Лекция. Задания учащимся

Устное сообщение.

Запись определений. Практические задания

Подготовка сообщения. Ответы на вопросы. Выполнение заданий

25.

Устаревшие слова. Стилистическая функция в художественной речи

Урок-практикум

Беседа. Задания учащимся

Устное сообщение.

Запись определений. Практические задания

Подготовка сообщения. Ответы на вопросы. Выполнение заданий

26.

Роль фразеологизмов в художественном тексте

Урок-практикум

Беседа. Задания учащимся

Устное сообщение. Практические задания

Подготовка сообщения. Выполнение заданий

27.

Изобразительно-выразительные ресурсы имени существительного

Урок- практикум

Беседа. Задания учащимся

Ответы на вопросы. Практические задания. Выразительное чтение

Вопросы учителя.

Выполнение заданий

28.

Изобразительно-выразительные ресурсы имени прилагательного

Урок-практикум

Беседа. Задания учащимся

Ответы на вопросы. Практические задания. Выразительное чтение

Вопросы учителя.

Выполнение заданий

29.

Изобразительные возможности

местоимения

Урок-практикум

Беседа. Задания учащимся

Ответы на вопросы. Практические задания

Вопросы учителя. Выполнение заданий

30.

Изобразительные возможности глагола и его форм

Урок-практикум

Беседа. Задания учащимся

Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Практические задания

Вопросы учителя. Выполнение заданий

31.

Экспрессивное использование предложений разного типа

Урок-практикум

Беседа. Задания учащимся

Ответы на вопросы. Запись определения.   Практические задания

Вопросы учителя. Выполнение заданий

32.

Стилистические фигуры

речи

Урок-практикум

Беседа. Задания учащимся

Работа по раздаточному материалу. Запись определений. Практические задания

Вопросы учителя. Выполнение заданий

33.

« Есть в русской природе усталая нежность…»

Творческая мастерская

Задания

учащимся

Выполнение заданий учителя

Творческая работа – создание собственного текста

34.

Я – автор!

Урок обобщения знаний.

Беседа. Вопросы учащимся.

Ответы на вопросы. Представление

лучших работ учащихся

Ответы на вопросы.

Диагностический срез знаний.

 

Литература для учителя

 

1. Богданова Г.А.Синтаксис и пунктуация // Русский язык. – 2003. - №39. – С.10

2. Вишневская Л., Старикова И. Паронимия // Русский язык и литература для школьников. – 2005 - № 2. – С.18

3. Клипина Л.М. Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка // Русский язык. – 2004. - № 25-26. – С.2

4. Кормилов С.И. Основные понятия теории литературы. Литературное произведение. Проза и стих. В помощь преподавателям, старшеклассникм и абитуриентам. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 112с.

5. Литература. Школьный справочник/ Сост. Т.Г.Кучина, Е.М.Болдырева. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 320 с.

6. Львова С. И. Уроки словесности.5-9 классы. – М.: Дрофа, 2001. – 416 с. – (Библиотека учителя).

7. Матвеев Б.И. Омофоны и работа над ними на уроках русского языка // Русский язык . – 2002. -№ 47. – С.1

8. Муравенко Е.В. Морфемика // Русский язык. - 2003. - №39. – С.2

9. Пленкин Н.А.Стилистика русского языка в старших классах. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1975. – 143 с.

10. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи/ Д.Э.Розенталь, И. Б.Голуб. – 7-е изд. - М: АЙРИС-пресс, 2007. – 208 с.

11. Розенталь Д.Э. и др. Современный русский язык: Учебные пособия для вузов. – М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997. - 448 с.

12. Русский язык и литература. 5-11 классы: творческие упражнения к урокам развития речи/ сост. О.А.Хорт, Г.С.Шамшина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 159 с.

13. Соколова Г.П. На урок – со стихотворением о русском языке // Русский язык в школе. -   2007 . - № 6. – С. 22

14. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие – М: Аспект Пресс, 1999. – 334 с.

15. Уртминцева М.Г. Словарь русской литературы / Нижний Новгород: «Три богатыря» и «Братья славяне», 1997. – 560 с

16. Шенкман В.И. Современная детская поэзия на уроке русского языка // Русский язык. – 2004. - № 25-26. – С.9

 

 

Литература для учащихся

 

1. Абрамов В.П. Созвездия слов: Кн.для внекл. чтения учащихся ст.классов сред. шк. – М.: Просвещение, 1989. – 160 с.: ил. – (Мир знаний)

2. Александрова И. Акростих, месостих, телестих и другие игры с графикой // Русский язык и литература для школьников. - 2004. - № 1. – С.37

3. Волков С. Стихи: читаем и считаем // Литература. – 2003. - №24. – С. 5

4. Гвоздарев Ю.А. Язык есть исповедь народа…: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1993. – 143 с.

5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика: Книга для учащихся 8-10 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1998. – 207 с.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / Под ред.чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. – 18-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз.,1986. – 797 с.

7. Уртминцева М.Г. Словарь русской литературы / Нижний Новгород: «Три богатыря» и «Братья славяне», 1997. – 560 с.

 

 

 

 

Поиск

Поделиться:

Математика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Физика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Химия

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ОГЭ и ЕГЭ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Педагогическая копилка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Школьный психолог

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Переменка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru