Разработки уроков

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Начальные классы

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Русский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Литература

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Английский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Немецкий язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Французский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

История

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Обществознание

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Биология

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

География

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Математика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по элективному курсу «Биология животных» составлена на основе программы элективного курса «Биология животных» / И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов // Программы элективных курсов. Биология. 10-11 класс. Профильное обучение. Сборник 2. – М. : Дрофа, 2008. Предназначена для учащихся 11 класса химико-биологического профиля.

Цель изучения данного курса: формирование у учащихся знаний о строении, процессах жизнедеятельности животных, понимания роли животных организмов на нашей планете и их значения в жизни человека

Задачи курса:

1. Углубить и расширить знания о строении, образе жизни и значении в природе и жизни человека основных групп животных организмов.

2. Сформировать понимание особенностей основных процессов жизнедеятельности животных организмов, принадлежащих к разным систематическим группам.

3. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.

В старших классах учащиеся уже обладают достаточ­ным багажом биологических знаний, что позволяет изу­чать биологию животных на более глубоком и детальном уровне.

Элективный курс «Биология животных» не только расширяет и систе­матизирует знания учащихся в области зоологии, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере строения и развития живот­ных организмов.

Большинство занятий проводится в виде лекций, 17лабораторных работ, собеседований с использованием имеющейся наглядности, применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ), помогающих быстрее осуществлять анализ выполнения заданий и повышает мотивацию учащихся. Основным методом изложения теоретического материала курса является активный диалог учителя с учащимися, предполагающий постановку проблемы с последующим ее обсуждением.

Рабочая программа ориентирована на использование учебного пособия И.Б. Агафоновой, В.И. Сивоглазова «Биология животных» 10-11кл. - М.: Дрофа, 2010. (Элективные курсы) профильного обучения и рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

классификацию животных;

многообразие, образ жизни и среды обитания основных типов и классов животных;

особенности строения представителей основных типов и классов животных;

характеристику процессов жизнедеятельности представителей основных типов и классов животных;

происхождение основных типов и классов животных;

медицинское значение представителей различных систематических групп;

меры профилактики заражений и способы борьбы с переносчиками заболеваний;

значение животных в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

сравнивать общие черты организации, строение и особенности функционирования физиологических систем органов животных, принадлежащих к различным систематическим группам, делать выводы на основе сравнения;

распознавать и описывать органы и системы органов животных на муляжах, препаратах и таблицах;

схематично изображать строение органов и систем органов;

изучать биологические объекты и процессы, проводить лабораторные наблюдения, ставить биологические экспе­рименты, описывать и объяснять результаты опытов;

осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и науч­но-популярной литературе, сети Интернет;

составлять краткие рефераты и сообщения по интере­сующим темам, представлять их аудитории.

 

Учебно-тематический план

№ п /п

Раздел и тема

           Кол.-во часов

 

По прог-раммеИ.Б Агафоно-вой, В.И. Сивогла-зова

По рабочей программе

По программе И.Б Агафоновой, В.И.Сивоглазова

По рабочей программе

Практическая часть (лабораторные работы.)

 

Практическая часть (лабораторные работы.)

Введение. Структура органического мира.

1

1

 

 

Подцарство Одноклеточные (Простейшие)

5

5

 

 

1.

Общая характеристика простейших.

1

1

1

1

2.

Тип Саркожгутиконосцы.

2

2

3.

Тип Инфузории

1

1

1

1

4.

Тип Споровики

1

1

Подцарство Многоклеточные

27

 

 

 

 

5.

Тип Кишечнополостные

2

2

1

1

6.

Тип Плоские черви

3

3

7.

Тип Круглые черви

2

2

8.

Тип Кольчатые черви

2

2

2

2

9.

Тип Членистоногие

4

4

3

3

10

Тип Моллюски

1

1

1

1

11

Общая характеристика хордовых

1

1

12

Подтип Бесчерепные

1

1

13

Подтип Позвоночные

1

1

14

Надкласс Рыбы

2

2

1

1

15

Класс Земноводные

2

2

16

Класс Пресмыкающиеся

2

2

17

Класс Птицы

2

2

1

1

18

Класс Млекопитающие

2

2

Заключение

1

1

Всего

34

34

11

11

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

п/п

 

 

 

Наименование разделов и тем уроков

 

 

 

Ча-сы учебного вре-ме-ни

 

Плани-руе-мая дата

 

Факти-че-ская дата

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подго-товка к ЕГЭ

Домашнее задание

 

1.

Введение. Структура органического мира.

1

 

 

4.1

§1стр.5-9

2.

Общая характеристика простейших. Лабораторная работа1. Многообразие простейших.

1

 

 

 

§2стр.

10-15

3.

Тип Саркожгутиконосцы. Класс Саркодовые.

1

 

 

4.6

§4стр.

23-28

4.

Класс Жгутиковые.

1

 

 

4.6

§3стр.16-22

5.

Тип Инфузории. Лабораторная работа2. Движение инфузории туфельки.

1

 

 

 

§5стр.29-35

6.

Тип Споровики.

1

 

 

4.6

§5стр.36-41

7.

Общая характеристика типа Кишеч-нополостные

 

 

 

4.6

§7стр.42-47

8.

 

Классификация кишечнополостных. Лабораторная работа3. Строение пресноводной гидры.

1

 

 

§8стр.48-58

9.

Тип Плоские черви. Общая характеристика. Класс Ресничные черви.

1

 

 

4.6

§9стр.59-64

10.

 

 

Класс Сосальщики.

 

1

 

 

4.6

4.6

§10с.

65-72

11.

 

Класс Ленточные черви.

 

1

 

 

4.6

§11с.

73-79

12.

Тип Круглые черви. Общая характеристика. Классификация круглых червей.

1

 

 

4.6

§12с.

80-86

13.

Класс собственно Круглые черви.

1

 

 

4.6

§13с.

87-91

14.

Общая характеристика типа Кольчатые черви. Лабораторная работа 4.Многообразие кольчатых червей.

 

1

 

 

4.6

§14 стр.91-94

15.

Классификация кольчатых червей. Лабораторная работа5.Внешнее строение дождевого червя.

 

1

 

 

4.6

§15

стр.95-102

16.

Тип Членистоногие. Общая характеристика типа. Класс Ракообразные. Лабораторная работа 6. Внешнее строение речного рака.

 

1

 

 

4.6

§16,

17

с.103-116

17.

Класс Паукообразные.

1

 

 

4.6

§18

с.117-126

18.

Класс Насекомые. Лабораторная работа 7. Внешнее строение насекомых.

 

1

 

 

 

§19

с.127-137

19.

Многообразие насекомых. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа8. Насекомые с полным и неполным превращением.

 

1

 

 

§20

с.138-150

20.

Тип Моллюски. Лабораторная работа 9.Особенности строения и жизни моллюсков.

1

 

 

 

§21

с.151-162

21.

Общая характеристика хордовых.

1

 

 

4.7

§22 с.163-168

22.

Подтип Бесчерепные.

1

 

 

4.7

§23

с.169-175

23.

Подтип Позвоночные.

1

 

 

4.7

§24

с.176-180

24.

Надкласс Рыбы. Лабораторная работа 10. Особенности строения и передвижения рыб.

1

 

 

 

§25 с.181-188

25.

Многообразие рыб.

1

 

 

4.7

§26

с.189-200

26.

Класс Земноводные.

1

 

 

4.7

§27

с.201-209

27.

Многообразие земноводных.

1

 

 

4.7

§28

с.210-218

28.

Класс Пресмыкающиеся.

1

 

 

4.7

§29 с.219-228

29.

Многообразие пресмыкающихся.

1

 

 

4.7

§30

с.229-238

30.

Класс Птицы. Лабораторная работа 11. Особенности строения птиц, связанные с полетом.

1

 

 

 

§31

с.238-251

31.

Многообразие птиц.

 

1

 

 

4.7

§32

с.252-260

32.

Класс Млекопитающие.

 

1

 

 

4.7

§33

с.261-275

33.

Многообразие млекопитающих.

 

1

 

 

4.7

§34

с.276-284

34.

Заключение.

 

1

 

 

4.7

Повт.§35,

34

 

 

Содержание (34ч)

 

Введение (1ч)

Структура органического мира. Четыре царства эукариотных организмов. Специфика животного типа орга­низации, ее отличие от типов организации растений и грибов. Царство Животные. Положение царства живот­ных в мире живого. Многообразие животных: однокле­точные, многоклеточные; беспозвоночные, хордовые. Предмет зоологии; место зоологии в системе биологиче­ских наук.

 

Подцарство Одноклеточные (Простейшие) (5 ч)

 

Тема 1. Общая характеристика простейших (1 ч)

Положение одноклеточных животных в общей систе­ме живого. Принципы систематики. Многообразие, об­щая численность и среда обитания. Особенности стро­ения простейших. Процессы жизнедеятельности: движе­ние, питание, выделение, дыхание, раздражимость, размножение (бесполое и половое). Значение простей­ших в природе и жизни человека.

 

Тема 2. Тип Саркожгутиконосцы (2 ч)

Класс Саркодовые. Характеристика класса на при­мере амебы обыкновенной. Особенности строения и жиз­недеятельности. Дизентерийная амеба — паразит челове­ка. Пути заражения и меры профилактики амебной ди­зентерии.

Класс Жгутиковые. Эвглена зеленая — представи­тель свободноживущих жгутиковых; особенности стро­ения и жизнедеятельности, миксотрофный тип питания. Паразитические формы жгутиковых (лейшмании, трипа-носомы, лямблии); заболевания, которые они вызывают; пути заражения и меры профилактики.

 

Тема 3. Тип Инфузории (1 ч)

Характеристика типа на примере инфузории туфельки. Особенности строения и жизнедеятельности. Паразити­ческие инфузории: циклы развития, способы заражения, профилактика заболеваний.

 

Тема 4. Тип Споровики (1 ч)

Паразитический образ жизни представителей типа. Особенности организации споровиков: отсутствие орга­ноидов движения, пищеварительных и сократительных вакуолей. Питание и выделение путем осмоса. Жизнен­ный цикл развития споровиков на примере малярийного плазмодия; чередование бесполого и полового размноже­ния, смена хозяев. Меры профилактики малярии.

Лабораторные и практические работы

Многообразие простейших.

Движение инфузории туфельки.

 

 

Подцарство Многоклеточные (27 ч)

 

Тема 5. Тип Кишечнополостные (2 ч)

Общая характеристика типа. Классификация кишеч­нополостных. Многообразие и численность видов, среда обитания. Особенности строения и жизнедеятельности. Размножение: бесполое и половое. Чередование поколе­ний (полипа и медузы) в жизненном цикле.

Класс Гидроидные. Характеристика класса на при­мере гидры — подвижного полипа.

Класс Сцифоидные. Характерные особенности стро­ения и жизнедеятельности. Развитие органов чувств и ус­ложнение нервной системы как следствие подвижного образа жизни. Размножение медуз.

Класс Коралловые полипы. Характерные особен­ности строения и жизнедеятельности.

Лабораторная работа

Строение пресноводной гидры.

 

Тема 6. Тип Плоские черви (3 ч)

Общая характеристика типа. Классификация плоских червей. Многообразие и численность видов, среда обита­ния. Прогрессивные черты строения плоских червей по сравнению с кишечнополостными. Отличительные при­знаки типа. Значение в природе и жизни человека.

Класс Ресничные черви. Происхождение, среда обитания. Характеристика класса на примере молочной планарии. Строение и функционирование основных сис­тем органов. Размножение: половое и бесполое.

Класс Сосальщики. Происхождение, среда обита­ния. Приспособленность к паразитическому образу жиз­ни. Характеристика класса на примере печеночного сосальщика. Строение и функционирование основных систем органов. Развитие печеночного сосальщика, ос­новные стадии жизненного цикла. Меры профилактики заражения.

Класс Ленточные черви. Происхождение, среда обитания. Приспособленность к паразитическому образу жизни. Особенности строения и циклы развития бычьего цепня, свиного цепня и эхинококка. Меры профилактики.

Тема 7. Тип Круглые черви (2 ч)

Общая характеристика типа. Классификация круглых червей. Многообразие и численность видов, среда обита­ния. Прогрессивные черты строения круглых червей по сравнению с плоскими червями. Свободноживущие и па­разитические круглые черви. Значение в природе и жизни человека.

Класс собственно Круглые черви. Характеристика класса на примере человеческой аскариды. Строение и функционирование основных систем органов. Паразити­ческий образ жизни, цикл развития аскариды. Меры про­филактики заражения аскаридозом.

Тема 8. Тип Кольчатые черви (2 ч)

Общая характеристика типа. Классификация кольча­тых червей. Многообразие и численность видов, среда обитания. Прогрессивные черты строения кольчатых чер­вей по сравнению с низшими червями.

Класс Многощетинковые (Полихеты). Характер­ные особенности строения и жизнедеятельности.

Класс Малощетинковые. Характеристика класса на примере дождевого червя. Строение и функционирова­ние основных систем органов. Значение в природе и жиз­ни человека.

Класс Пиявки. Характеристика класса на примере медицинской пиявки. Особенности строения, связанные с образом жизни и типом питания (эктопаразиты и сво­бодноживущие хищники). Медицинское значение пред­ставителей класса.

Лабораторные и практические работы

Многообразие кольчатых червей.

Внешнее строение дождевого червя.

 

Тема 9. Тип Членистоногие (4 ч)

Общая характеристика типа. Классификация членисто­ногих. Многообразие и численность видов, среда обита­ния. Происхождение членистоногих. Сравнительная ха­рактеристика членистоногих и кольчатых червей. Прогрес­сивные черты и особенности строения членистоногих.

Класс Ракообразные. Характеристика класса на примере речного рака. Внешнее строение, строение и функционирование основных систем органов.

Многообразие ракообразных. Особенности строения и жизнедеятельности низших раков. Значение в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Характеристика класса. Строение и функционирование основных систем орга­нов. Многообразие паукообразных. Значение в природе и жизни человека. Развитие клещей; значение, как пере­носчиков ряда заболеваний человека и как резервуарных хозяев возбудителей инфекций в природе.

Класс Насекомые. Характеристика класса. Стро­ение и функционирование основных систем органов. Сложные формы поведения общественных насекомых. Развитие насекомых с полным превращением и с непол­ным превращением. Многообразие насекомых; краткая характеристика основных отрядов.

Значение в природе и жизни человека. Насекомые — эктопаразиты человека и переносчики возбудителей забо­леваний.

Лабораторные и практические работы

Внешнее строение речного рака.

Внешнее строение насекомых.

Насекомые с полным и неполным превращением.

 

Тема 10. Тип Моллюски (7 ч)

Общая характеристика типа. Классификация моллю­сков. Многообразие и численность видов, среда обита­ния. Происхождение членистоногих. Сравнительная ха­рактеристика моллюсков и кольчатых червей. Строение и функционирование основных систем органов.

Особенности строения представителей классов (Брю­хоногие, Двустворчатые, Головоногие). Значение в при­роде и жизни человека.

Лабораторная работа

9.      Особенности строения и жизни моллюсков.

 

Тема 11. Общая характеристика хордовых (7 ч)

Общая характеристика типа. Классификация типа (подтипы, классы, отряды и их представители); числен­ность типа (число видов); среда обитания, разнообразные формы взаимодействия со средой. Общие черты органи­зации типа. Происхождение хордовых.

 

Тема 12. Подтип Бесчерепные (7 ч)

Классификация подтипа. Число видов. Положение подтипа в царстве Животные. Характеристика подтипа на примере ланцетника. Ланцетник как переходная форма между беспозвоночными и позвоночными животными, имеющая все признаки хордовых животных.

 

Тема 13. Подтип Позвоночные (1 ч)

Классификация позвоночных: классы, их представи­тели; численность подтипа. Общая характеристика позво­ночных как наиболее высокоорганизованных хордовых животных. Среда обитания, водные и наземные позво­ночные. Позвоночные, имеющие прямое развитие и раз­витие с метаморфозом. Анамнии и амниоты.

 

Тема 14. Надкласс Рыбы (2 ч)

Классификация рыб: классы, подклассы, основные от­ряды. Число видов, среда обитания. Рыбы — древние первичноводные позвоночные, способные к существованию только в водной среде. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Характеристика костных рыб на приме­ре речного окуня.

Многообразие рыб. Характерные особенности хряще­вых, костно-хрящевых, двоякодышащих, кистеперых и лучеперых рыб. Происхождение рыб. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

10. Особенности строения и передвижения рыб.

 

Тема 15. Класс Земноводные (2 ч)

Классификация земноводных: основные отряды и их представители. Число видов, среда обитания. Земновод­ные — первые наземные позвоночные, сохранившие связь с водной средой. Признаки водных позвоночных и прогрессивные черты. Характеристика класса на примере лягушки.

Многообразие земноводных. Характерные особеннос­ти хвостатых, бесхвостых, безногих. Происхождение зем­новодных. Значение в природе и жизни человека.

 

Тема 16. Класс Пресмыкающиеся (2 ч)

Классификация земноводных: основные отряды и их представители. Число видов, среда обитания. Рептилии — первые настоящие наземные позвоночные. Прогрессив­ные черты организации как приспособление к воздушно-наземному образу жизни. Характеристика класса на при­мере ящерицы.

Многообразие пресмыкающихся. Характерные осо­бенности чешуйчатых (змеи, ящерицы, хамелеоны), чере­пах, крокодилов.

Происхождение пресмыкающихся. Значение в приро­де и жизни человека.

 

Тема 17. Класс Птицы (2 ч)

Классификация птиц: основные отряды и их предста­вители. Число видов, среда обитания. Птицы — специ­ализированная группа высших позвоночных, в процессе эволюции приспособившихся к полету. Происхождение птиц от рептилий; черты сходства с рептилиями, прогрес­сивные черты по сравнению с рептилиями. Приспособле­ния к полету. Характеристика класса на примере голубя.

Многообразие птиц. Характерные особенности бески­левых, пингвинов, килевых птиц.

Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

11. Особенности строения птиц, связанные с полетом.

 

Тема 18. Класс Млекопитающие (2 ч)

Классификация млекопитающих: подклассы, основ­ные отряды и их представители. Число видов, среда оби­тания. Млекопитающие — наиболее высокоорганизован­ные животные, прогрессивные черты их организации. Ха­рактеристика класса на примере собаки.

Многообразие млекопитающих. Разнообразие внеш­него облика; заселение всех сред обитания, приспособле­ния к обитанию в определенной среде. Характерные осо­бенности яйцекладущих, сумчатых и плацентарных.

Происхождение млекопитающих. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

Особенности строения млекопитающих (на муляже).

Сравнение строения млекопитающих разных отрядов.

 

Заключение (1 ч)

Роль животных организмов на планете. Значение животных в жизни человека.

 

Формы и средства контроля

Промежуточный контроль: педагогическое наблюдение, собеседование, анализ ответов и подготовленных сообщений, выполнение отдельных видов тестовых заданий, анализ вступительного теста.

Итоговый контроль: тестовые задания по каждому изученному блоку с использованием ИКТ, итоговое тестирование.

Использование компьютерных программ по биологии.

Проектные работы, лабораторные работы

Поиск

Поделиться:

Информатика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Физика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Химия

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ОГЭ и ЕГЭ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Педагогическая копилка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Переменка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru