Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Биология животных» составлена на основе программы элективного курса «Биология животных» / И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов // Программы элективных курсов. Биология. 10-11 класс. Профильное обучение. Сборник 2. – М. : Дрофа, 2008. Предназначена для учащихся 11 класса химико-биологического профиля.
Цель изучения данного курса: формирование у учащихся знаний о строении, процессах жизнедеятельности животных, понимания роли животных организмов на нашей планете и их значения в жизни человека
Задачи курса:
1. Углубить и расширить знания о строении, образе жизни и значении в природе и жизни человека основных групп животных организмов.
2. Сформировать понимание особенностей основных процессов жизнедеятельности животных организмов, принадлежащих к разным систематическим группам.
3. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
В старших классах учащиеся уже обладают достаточным багажом биологических знаний, что позволяет изучать биологию животных на более глубоком и детальном уровне.
Элективный курс «Биология животных» не только расширяет и систематизирует знания учащихся в области зоологии, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере строения и развития животных организмов.
Большинство занятий проводится в виде лекций, 17лабораторных работ, собеседований с использованием имеющейся наглядности, применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ), помогающих быстрее осуществлять анализ выполнения заданий и повышает мотивацию учащихся. Основным методом изложения теоретического материала курса является активный диалог учителя с учащимися, предполагающий постановку проблемы с последующим ее обсуждением.
Рабочая программа ориентирована на использование учебного пособия И.Б. Агафоновой, В.И. Сивоглазова «Биология животных» 10-11кл. - М.: Дрофа, 2010. (Элективные курсы) профильного обучения и рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
классификацию животных;
многообразие, образ жизни и среды обитания основных типов и классов животных;
особенности строения представителей основных типов и классов животных;
характеристику процессов жизнедеятельности представителей основных типов и классов животных;
происхождение основных типов и классов животных;
медицинское значение представителей различных систематических групп;
меры профилактики заражений и способы борьбы с переносчиками заболеваний;
значение животных в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
сравнивать общие черты организации, строение и особенности функционирования физиологических систем органов животных, принадлежащих к различным систематическим группам, делать выводы на основе сравнения;
распознавать и описывать органы и системы органов животных на муляжах, препаратах и таблицах;
схематично изображать строение органов и систем органов;
изучать биологические объекты и процессы, проводить лабораторные наблюдения, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
Учебно-тематический план
№ п /п |
Раздел и тема |
Кол.-во часов |
|
||
По прог-раммеИ.Б Агафоно-вой, В.И. Сивогла-зова |
По рабочей программе |
По программе И.Б Агафоновой, В.И.Сивоглазова |
По рабочей программе |
||
Практическая часть (лабораторные работы.)
|
Практическая часть (лабораторные работы.) |
||||
Введение. Структура органического мира. |
1 |
1 |
|
|
|
Подцарство Одноклеточные (Простейшие) |
5 |
5 |
|
|
|
1. |
Общая характеристика простейших. |
1 |
1 |
1 |
1 |
2. |
Тип Саркожгутиконосцы. |
2 |
2 |
||
3. |
Тип Инфузории |
1 |
1 |
1 |
1 |
4. |
Тип Споровики |
1 |
1 |
||
Подцарство Многоклеточные |
27 |
|
|
|
|
5. |
Тип Кишечнополостные |
2 |
2 |
1 |
1 |
6. |
Тип Плоские черви |
3 |
3 |
||
7. |
Тип Круглые черви |
2 |
2 |
||
8. |
Тип Кольчатые черви |
2 |
2 |
2 |
2 |
9. |
Тип Членистоногие |
4 |
4 |
3 |
3 |
10 |
Тип Моллюски |
1 |
1 |
1 |
1 |
11 |
Общая характеристика хордовых |
1 |
1 |
||
12 |
Подтип Бесчерепные |
1 |
1 |
||
13 |
Подтип Позвоночные |
1 |
1 |
||
14 |
Надкласс Рыбы |
2 |
2 |
1 |
1 |
15 |
Класс Земноводные |
2 |
2 |
||
16 |
Класс Пресмыкающиеся |
2 |
2 |
||
17 |
Класс Птицы |
2 |
2 |
1 |
1 |
18 |
Класс Млекопитающие |
2 |
2 |
||
Заключение |
1 |
1 |
|||
Всего |
34 |
34 |
11 |
11 |
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
|
Наименование разделов и тем уроков
|
Ча-сы учебного вре-ме-ни |
Плани-руе-мая дата |
Факти-че-ская дата |
Примечание
|
|
||
Подго-товка к ЕГЭ |
Домашнее задание |
|
||||||
1. |
Введение. Структура органического мира. |
1 |
|
|
4.1 |
§1стр.5-9 |
||
2. |
Общая характеристика простейших. Лабораторная работа1. Многообразие простейших. |
1 |
|
|
|
§2стр. 10-15 |
||
3. |
Тип Саркожгутиконосцы. Класс Саркодовые. |
1 |
|
|
4.6 |
§4стр. 23-28 |
||
4. |
Класс Жгутиковые. |
1 |
|
|
4.6 |
§3стр.16-22 |
||
5. |
Тип Инфузории. Лабораторная работа2. Движение инфузории туфельки. |
1 |
|
|
|
§5стр.29-35 |
||
6. |
Тип Споровики. |
1 |
|
|
4.6 |
§5стр.36-41 |
||
7. |
Общая характеристика типа Кишеч-нополостные |
|
|
|
4.6 |
§7стр.42-47 |
||
8.
|
Классификация кишечнополостных. Лабораторная работа3. Строение пресноводной гидры. |
1 |
|
|
§8стр.48-58 |
|||
9. |
Тип Плоские черви. Общая характеристика. Класс Ресничные черви. |
1 |
|
|
4.6 |
§9стр.59-64 |
||
10.
|
Класс Сосальщики. |
1 |
|
|
4.6 4.6 |
§10с. 65-72 |
||
11.
|
Класс Ленточные черви. |
1 |
|
|
4.6 |
§11с. 73-79 |
||
12. |
Тип Круглые черви. Общая характеристика. Классификация круглых червей. |
1 |
|
|
4.6 |
§12с. 80-86 |
||
13. |
Класс собственно Круглые черви. |
1 |
|
|
4.6 |
§13с. 87-91 |
||
14. |
Общая характеристика типа Кольчатые черви. Лабораторная работа 4.Многообразие кольчатых червей.
|
1 |
|
|
4.6 |
§14 стр.91-94 |
||
15. |
Классификация кольчатых червей. Лабораторная работа5.Внешнее строение дождевого червя.
|
1 |
|
|
4.6 |
§15 стр.95-102 |
||
16. |
Тип Членистоногие. Общая характеристика типа. Класс Ракообразные. Лабораторная работа 6. Внешнее строение речного рака.
|
1 |
|
|
4.6 |
§16, 17 с.103-116 |
||
17. |
Класс Паукообразные. |
1 |
|
|
4.6 |
§18 с.117-126 |
||
18. |
Класс Насекомые. Лабораторная работа 7. Внешнее строение насекомых.
|
1 |
|
|
|
§19 с.127-137 |
||
19. |
Многообразие насекомых. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа8. Насекомые с полным и неполным превращением.
|
1 |
|
|
§20 с.138-150 |
|||
20. |
Тип Моллюски. Лабораторная работа 9.Особенности строения и жизни моллюсков. |
1 |
|
|
|
§21 с.151-162 |
||
21. |
Общая характеристика хордовых. |
1 |
|
|
4.7 |
§22 с.163-168 |
||
22. |
Подтип Бесчерепные. |
1 |
|
|
4.7 |
§23 с.169-175 |
||
23. |
Подтип Позвоночные. |
1 |
|
|
4.7 |
§24 с.176-180 |
||
24. |
Надкласс Рыбы. Лабораторная работа 10. Особенности строения и передвижения рыб. |
1 |
|
|
|
§25 с.181-188 |
||
25. |
Многообразие рыб. |
1 |
|
|
4.7 |
§26 с.189-200 |
||
26. |
Класс Земноводные. |
1 |
|
|
4.7 |
§27 с.201-209 |
||
27. |
Многообразие земноводных. |
1 |
|
|
4.7 |
§28 с.210-218 |
||
28. |
Класс Пресмыкающиеся. |
1 |
|
|
4.7 |
§29 с.219-228 |
||
29. |
Многообразие пресмыкающихся. |
1 |
|
|
4.7 |
§30 с.229-238 |
||
30. |
Класс Птицы. Лабораторная работа 11. Особенности строения птиц, связанные с полетом. |
1 |
|
|
|
§31 с.238-251 |
||
31. |
Многообразие птиц.
|
1 |
|
|
4.7 |
§32 с.252-260 |
||
32. |
Класс Млекопитающие.
|
1 |
|
|
4.7 |
§33 с.261-275 |
||
33. |
Многообразие млекопитающих.
|
1 |
|
|
4.7 |
§34 с.276-284 |
||
34. |
Заключение.
|
1 |
|
|
4.7 |
Повт.§35, 34 |
Содержание (34ч)
Введение (1ч)
Структура органического мира. Четыре царства эукариотных организмов. Специфика животного типа организации, ее отличие от типов организации растений и грибов. Царство Животные. Положение царства животных в мире живого. Многообразие животных: одноклеточные, многоклеточные; беспозвоночные, хордовые. Предмет зоологии; место зоологии в системе биологических наук.
Подцарство Одноклеточные (Простейшие) (5 ч)
Тема 1. Общая характеристика простейших (1 ч)
Положение одноклеточных животных в общей системе живого. Принципы систематики. Многообразие, общая численность и среда обитания. Особенности строения простейших. Процессы жизнедеятельности: движение, питание, выделение, дыхание, раздражимость, размножение (бесполое и половое). Значение простейших в природе и жизни человека.
Тема 2. Тип Саркожгутиконосцы (2 ч)
Класс Саркодовые. Характеристика класса на примере амебы обыкновенной. Особенности строения и жизнедеятельности. Дизентерийная амеба — паразит человека. Пути заражения и меры профилактики амебной дизентерии.
Класс Жгутиковые. Эвглена зеленая — представитель свободноживущих жгутиковых; особенности строения и жизнедеятельности, миксотрофный тип питания. Паразитические формы жгутиковых (лейшмании, трипа-носомы, лямблии); заболевания, которые они вызывают; пути заражения и меры профилактики.
Тема 3. Тип Инфузории (1 ч)
Характеристика типа на примере инфузории туфельки. Особенности строения и жизнедеятельности. Паразитические инфузории: циклы развития, способы заражения, профилактика заболеваний.
Тема 4. Тип Споровики (1 ч)
Паразитический образ жизни представителей типа. Особенности организации споровиков: отсутствие органоидов движения, пищеварительных и сократительных вакуолей. Питание и выделение путем осмоса. Жизненный цикл развития споровиков на примере малярийного плазмодия; чередование бесполого и полового размножения, смена хозяев. Меры профилактики малярии.
Лабораторные и практические работы
Многообразие простейших.
Движение инфузории туфельки.
Подцарство Многоклеточные (27 ч)
Тема 5. Тип Кишечнополостные (2 ч)
Общая характеристика типа. Классификация кишечнополостных. Многообразие и численность видов, среда обитания. Особенности строения и жизнедеятельности. Размножение: бесполое и половое. Чередование поколений (полипа и медузы) в жизненном цикле.
Класс Гидроидные. Характеристика класса на примере гидры — подвижного полипа.
Класс Сцифоидные. Характерные особенности строения и жизнедеятельности. Развитие органов чувств и усложнение нервной системы как следствие подвижного образа жизни. Размножение медуз.
Класс Коралловые полипы. Характерные особенности строения и жизнедеятельности.
Лабораторная работа
Строение пресноводной гидры.
Тема 6. Тип Плоские черви (3 ч)
Общая характеристика типа. Классификация плоских червей. Многообразие и численность видов, среда обитания. Прогрессивные черты строения плоских червей по сравнению с кишечнополостными. Отличительные признаки типа. Значение в природе и жизни человека.
Класс Ресничные черви. Происхождение, среда обитания. Характеристика класса на примере молочной планарии. Строение и функционирование основных систем органов. Размножение: половое и бесполое.
Класс Сосальщики. Происхождение, среда обитания. Приспособленность к паразитическому образу жизни. Характеристика класса на примере печеночного сосальщика. Строение и функционирование основных систем органов. Развитие печеночного сосальщика, основные стадии жизненного цикла. Меры профилактики заражения.
Класс Ленточные черви. Происхождение, среда обитания. Приспособленность к паразитическому образу жизни. Особенности строения и циклы развития бычьего цепня, свиного цепня и эхинококка. Меры профилактики.
Тема 7. Тип Круглые черви (2 ч)
Общая характеристика типа. Классификация круглых червей. Многообразие и численность видов, среда обитания. Прогрессивные черты строения круглых червей по сравнению с плоскими червями. Свободноживущие и паразитические круглые черви. Значение в природе и жизни человека.
Класс собственно Круглые черви. Характеристика класса на примере человеческой аскариды. Строение и функционирование основных систем органов. Паразитический образ жизни, цикл развития аскариды. Меры профилактики заражения аскаридозом.
Тема 8. Тип Кольчатые черви (2 ч)
Общая характеристика типа. Классификация кольчатых червей. Многообразие и численность видов, среда обитания. Прогрессивные черты строения кольчатых червей по сравнению с низшими червями.
Класс Многощетинковые (Полихеты). Характерные особенности строения и жизнедеятельности.
Класс Малощетинковые. Характеристика класса на примере дождевого червя. Строение и функционирование основных систем органов. Значение в природе и жизни человека.
Класс Пиявки. Характеристика класса на примере медицинской пиявки. Особенности строения, связанные с образом жизни и типом питания (эктопаразиты и свободноживущие хищники). Медицинское значение представителей класса.
Лабораторные и практические работы
Многообразие кольчатых червей.
Внешнее строение дождевого червя.
Тема 9. Тип Членистоногие (4 ч)
Общая характеристика типа. Классификация членистоногих. Многообразие и численность видов, среда обитания. Происхождение членистоногих. Сравнительная характеристика членистоногих и кольчатых червей. Прогрессивные черты и особенности строения членистоногих.
Класс Ракообразные. Характеристика класса на примере речного рака. Внешнее строение, строение и функционирование основных систем органов.
Многообразие ракообразных. Особенности строения и жизнедеятельности низших раков. Значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Характеристика класса. Строение и функционирование основных систем органов. Многообразие паукообразных. Значение в природе и жизни человека. Развитие клещей; значение, как переносчиков ряда заболеваний человека и как резервуарных хозяев возбудителей инфекций в природе.
Класс Насекомые. Характеристика класса. Строение и функционирование основных систем органов. Сложные формы поведения общественных насекомых. Развитие насекомых с полным превращением и с неполным превращением. Многообразие насекомых; краткая характеристика основных отрядов.
Значение в природе и жизни человека. Насекомые — эктопаразиты человека и переносчики возбудителей заболеваний.
Лабораторные и практические работы
Внешнее строение речного рака.
Внешнее строение насекомых.
Насекомые с полным и неполным превращением.
Тема 10. Тип Моллюски (7 ч)
Общая характеристика типа. Классификация моллюсков. Многообразие и численность видов, среда обитания. Происхождение членистоногих. Сравнительная характеристика моллюсков и кольчатых червей. Строение и функционирование основных систем органов.
Особенности строения представителей классов (Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие). Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
9. Особенности строения и жизни моллюсков.
Тема 11. Общая характеристика хордовых (7 ч)
Общая характеристика типа. Классификация типа (подтипы, классы, отряды и их представители); численность типа (число видов); среда обитания, разнообразные формы взаимодействия со средой. Общие черты организации типа. Происхождение хордовых.
Тема 12. Подтип Бесчерепные (7 ч)
Классификация подтипа. Число видов. Положение подтипа в царстве Животные. Характеристика подтипа на примере ланцетника. Ланцетник как переходная форма между беспозвоночными и позвоночными животными, имеющая все признаки хордовых животных.
Тема 13. Подтип Позвоночные (1 ч)
Классификация позвоночных: классы, их представители; численность подтипа. Общая характеристика позвоночных как наиболее высокоорганизованных хордовых животных. Среда обитания, водные и наземные позвоночные. Позвоночные, имеющие прямое развитие и развитие с метаморфозом. Анамнии и амниоты.
Тема 14. Надкласс Рыбы (2 ч)
Классификация рыб: классы, подклассы, основные отряды. Число видов, среда обитания. Рыбы — древние первичноводные позвоночные, способные к существованию только в водной среде. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Характеристика костных рыб на примере речного окуня.
Многообразие рыб. Характерные особенности хрящевых, костно-хрящевых, двоякодышащих, кистеперых и лучеперых рыб. Происхождение рыб. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
10. Особенности строения и передвижения рыб.
Тема 15. Класс Земноводные (2 ч)
Классификация земноводных: основные отряды и их представители. Число видов, среда обитания. Земноводные — первые наземные позвоночные, сохранившие связь с водной средой. Признаки водных позвоночных и прогрессивные черты. Характеристика класса на примере лягушки.
Многообразие земноводных. Характерные особенности хвостатых, бесхвостых, безногих. Происхождение земноводных. Значение в природе и жизни человека.
Тема 16. Класс Пресмыкающиеся (2 ч)
Классификация земноводных: основные отряды и их представители. Число видов, среда обитания. Рептилии — первые настоящие наземные позвоночные. Прогрессивные черты организации как приспособление к воздушно-наземному образу жизни. Характеристика класса на примере ящерицы.
Многообразие пресмыкающихся. Характерные особенности чешуйчатых (змеи, ящерицы, хамелеоны), черепах, крокодилов.
Происхождение пресмыкающихся. Значение в природе и жизни человека.
Тема 17. Класс Птицы (2 ч)
Классификация птиц: основные отряды и их представители. Число видов, среда обитания. Птицы — специализированная группа высших позвоночных, в процессе эволюции приспособившихся к полету. Происхождение птиц от рептилий; черты сходства с рептилиями, прогрессивные черты по сравнению с рептилиями. Приспособления к полету. Характеристика класса на примере голубя.
Многообразие птиц. Характерные особенности бескилевых, пингвинов, килевых птиц.
Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
11. Особенности строения птиц, связанные с полетом.
Тема 18. Класс Млекопитающие (2 ч)
Классификация млекопитающих: подклассы, основные отряды и их представители. Число видов, среда обитания. Млекопитающие — наиболее высокоорганизованные животные, прогрессивные черты их организации. Характеристика класса на примере собаки.
Многообразие млекопитающих. Разнообразие внешнего облика; заселение всех сред обитания, приспособления к обитанию в определенной среде. Характерные особенности яйцекладущих, сумчатых и плацентарных.
Происхождение млекопитающих. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Особенности строения млекопитающих (на муляже).
Сравнение строения млекопитающих разных отрядов.
Заключение (1 ч)
Роль животных организмов на планете. Значение животных в жизни человека.
Формы и средства контроля
Промежуточный контроль: педагогическое наблюдение, собеседование, анализ ответов и подготовленных сообщений, выполнение отдельных видов тестовых заданий, анализ вступительного теста.
Итоговый контроль: тестовые задания по каждому изученному блоку с использованием ИКТ, итоговое тестирование.
Использование компьютерных программ по биологии.
Проектные работы, лабораторные работы