До сих пор мы говорили о растениях-путешественниках, которые человек сознательно переселял ради той непосредственной практической пользы, которую от них получали. Новые пищевые растения были призваны разнообразить меню, улучшить вкус и питательность нашей пищи. Технические растения давали новое, более качественное сырье для промышленности, а лекарственные — новые лечебные средства и так далее.
Однако есть еще одна группа переселенных человеком растений, которые, казалось бы, не приносят ему видимой пользы. Но прежде чем рассказать о них, нам нужно сделать небольшое отступление.
Несомненно, никому не надо объяснять, кто такие мамонты. Их знают все, знают по описаниям в книгах, по рисункам и экспонатам в музеях. Мамонты вымерли сравнительно недавно, всего несколько тысяч лет назад, и хорошо сохранившиеся останки их еще встречаются в вечной мерзлоте на нашем Крайнем Севере.
Существуют свои «мамонты» и в мире растений. Так, исчезли с лица Земли, оставив нам лишь отпечатки в горных породах и окаменевшие стволы, гигантские семенные папоротники, лепидодендроны, сигиллярии, каламиты, беннеттиты.
Однако дерево, носящее название «мамонтово», существует и поныне. Растет оно в юго-западной части США и известно в науке под именем секвойя гигантская. Отдельные экземпляры секвойи имеют возраст до 4000 лет. Они оправдывают свое название «гигантская», достигая 85 и более метров в высоту и 11 м в диаметре. С каждым годом становится все меньше и меньше этих растительных великанов: они вымирают подобно мамонтам. Все оставшиеся деревья взяты на строгий учет и охраняются. Там, где они растут, созданы национальные парки секвой. Люди стремятся продлить жизнь этим удивительным древним созданиям природы.
А вот другому современнику мамонтов повезло больше. В Восточном Китае на очень ограниченной площади растет в диком виде «живое ископаемое» — гинкго. Отпечатки его листьев встречаются в горных породах возрастом более 100 млн. лет. Гинкго, как и секвойя, было обречено на вымирание, если бы не помощь человека. Он размножил и расселил гинкго в самых различных областях земного шара. Оказалось, что это растение устойчиво к газам автомобильных выхлопов, и его стали широко применять для озеленения городских улиц, например, в Нью- Йорке, за тысячи километров от родины этого ранее редкого дерева.
Однако, как оказалось, дружеская помощь нужна не только вымирающим современникам мамонта. Сейчас угроза более или менее скорого уничтожения нависла почти над каждым десятым видом флоры земного шара. И понять причины этого нетрудно: условия существования растений на нашей планете под влиянием человека меняются, и притом очень заметно и быстро. Изменяется состав воздуха, поскольку в него поступают выхлопные газы миллионов автомобилей, дым из труб многочисленных заводов и фабрик, насыщенный вредными включениями. Изменяется состав воды в реках, озерах и морях, так как в них вливаются отходы различных промышленных предприятий, стекают насыщенные удобрениями и другими химическими препаратами воды с полей. Изменяются свойства почвы, ибо ее утрамбовывают машины и ноги тысяч людей. Человек осушает заболоченные земли, чтобы можно было использовать для земледелия, или обводняет засушливые почвы в засушливых районах. И все это так или иначе сказывается на растительности, приводит к ее вымиранию, или, как говорят ботаники, к выпадению отдельных видов растений из флоры.
Не только наших предков, но и многих наших современников приводили и приводит в недоумение перевод названия самого большого острова в мире — Гренландии. «Зеленая страна» — так назвал этот остров впервые вступивший на него в X веке исландский мореход и воин Эйрик Рыжий. А вот что говорят о Гренландии географические справочники и описания современных путешественников. Большая часть острова — громадный ледовый панцирь, от которого непрерывно откалываются гигантские айсберги. Только по краям, да и то большей частью с юга остров окаймлен узенькой полоской березовых криволесий и безлесной тундры. Какая уж тут зеленая страна, скорее уж белая!
Попробуем заглянуть в более раннюю историю Гренландии. Перенесемся мысленно на сто миллионов лет назад, в так называемый меловой период. Мы увидим цветущую зеленую страну с рощами из высоких тополей, необычных для нас, но обычных для жителей тропиков древовидных папоротников, своеобразного дерева гинкго, вечнозеленых лавров и дубов и даже... хлебного дерева, которое встречается сейчас только в тропических странах. Вот уж поистине «Зеленая страна»!
Сегодня напоминанием об этих былых обитателях Гренландии служат лишь отпечатки их листьев и стволов в осадочных горных породах близ морского побережья. На примере ископаемых гренландских растений мы видим, что зеленые переселенцы могут не только наступать, но и отступать и даже совсем исчезать под влиянием изменившегося климата.
Каждый потерянный вид растения — это невосполнимая утрата для человечества. Он уже не может возникнуть вновь. Обедняются сообщества растений, где рос исчезнувший вид, — леса, луга, степи, болота. Природное сообщество — само это слово говорит о согласованном существовании многих живых организмов, жизни их сообща. Если лишить еловый лес ели, то леса не будет. Если удалить из него любое другое растение — сообщество, может быть, и не погибнет, но более или менее заметно изменится, станет менее устойчивым, более чувствительным к вредным воздействиям. Вспомните стихотворение С. Я. Маршака:
Не было гвоздя — подкова пропала,
Не было подковы — лошадь захромала,
Лошадь захромала — командир убит,
Конница разбита, армия бежит.
Враг вступает в город, пленных не щадя,
Потому что в кузнице не было гвоздя.
Вот такое же значение имеет маленький «гвоздик» — какой-либо незаметный вид растения, навсегда потерянный для человека. Сохранить эти маленькие «гвоздики» — благородная задача человека. А выполнить ее можно различными путями. Например, следует создавать для них охраняемые участки, куда доступ посетителям запрещен или очень ограничен. Пример тому — секвойя в национальном парке. Охрану растений, которым угрожает уничтожение, иногда надежнее и проще осуществлять не на их родине, а в иных местах, например в ботанических садах. Если растение имеет определенную практическую ценность, его можно размножить и распространить в культуре, как мы уже видели на примере гинкго. Это тоже надежный путь сохранения исчезающих видов.
Во многих ботанических садах уже созданы участки редких местных растений, находящихся в опасности, требующих спасения.
Обычно посетители узнают такие растения сразу по особым, видным издалека красным этикеткам. Ведь красный цвет — для всех символ тревоги, опасности.
Таким образом, то переселение из природы в культуру, которое проделывают с помощью человека растения, подверженные опасности полного уничтожения, служит одной большой и чрезвычайно нужной цели — сохранению разнообразия растительного мира нашей планеты.
Конечно, сохранить редкие и исчезающие виды растений можно не только в культуре, в ботанических садах. Многие из них взяты под охрану непосредственно в дикой природе, в заповедниках и заказниках. Здесь, на территориях, где запрещена хозяйственная деятельность человека, где редким растениям гарантирована безопасность, они могут свободно разрастаться и размножаться. И конечно, за состоянием зарослей таких растений в заповеднике внимательно следят их друзья — ученые ботаники.
Известно ли вам, какие виды растений в окрестностях вашего города, поселка, села стали редкими или нуждаются в охране? Узнайте больше о том, как выглядят эти растения, где они встречаются, по какой причине сокращается их численность.
Посоветуйтесь с учителем, что вы можете сделать для сохранения этих растений.